Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ноосфера






Основное понятие русского космизма, «ноосфера» — это прежде все­го специфическая антропогенная или психогенная «масса», которая постепенно растекается по оболочке Земли и, взаимодействуя с гео­логической материей и биомассой планеты, преображает мир. Мысль господствует над миром не столько содержанием, сколько массой. В этой модели есть свои преимущества и недостатки, которые можно обсуждать. Сегодня выявляются скорее отрицательные, чем положи­тельные стороны превращения мысли в планетное явление. Если В. И. Вернадский видел в превращении науки в интернациональное мировоззрение, в глобализации информации, техники, связи, обме­нов исключительно положительные явления, то мы сегодня насторо­женно относимся к этому. В нашем прекрасном новом мире завелись такие опасные вирусы, от которых мы уже не видим защиты. Глоба-


лизация доллара в экономике, развитие транснациональных инфор­мационных систем и, наконец, всемирная сеть, окончательно разру­шившая все границы на пути обменов, сделок, передачи информации, — все это, соединенное вместе, разогревает систему до опасной темпе­ратуры и грозит взрывом.

В теории ноосферы учитывалась такая возможность, но Вернад­ский оптимистично предполагал, что разумные существа, зная об опасности, сумеют удержаться от рискованных действий. Согласно его концепции ноосфера, как и биосфера, не подчиняется законам равновесия, они развиваются в геометрической прогрессии. Очевид­но, что геологическая масса в какой-то мере будет ограничивать рас­пространение живого, а масса последнего способна вынести на своих плечах лишь определенное количество мыслящих существ. По-види­мому, эти границы роста не очень беспокоили Вернадского. Во-первых, они обеспечивали сохранение системы. Во-вторых, ноосфера, если хочет безудержно расширяться, может перейти на другие планеты.

Теорию ноосферы нельзя объяснить как исключительное прояв­ление позитивизма. Все-таки любой ученый верит, что существуют истинные и ложные идеи, что истинное знание имеет значение, опре­деляемое объективной реальностью, и именно в силу этого оно ока­зывается эффективным способом практического преобразования жизни на основе изобретения и использования техники. Обладая не­зависимым объективным содержанием, идеи могут в процессе обра­зования и просвещения влиять на умы людей и на их поведение. Вер­надского можно понять по аналогии с Платоном. Поздние сочинения последнего поражают тем, что философ уже не верит в практически-воспитательную функцию истины. Знание никого ничему не учит, оно не способно противостоять природным склонностям и искусст­венным потребностям. Поэтому в своем «Государстве» Платон пред­лагает вовсе не интеллектуальные, а скорее генетические практики «одомашнивания человеческого стада». Так и Вернадский разочаро­ван безуспешностью тысячелетних попыток связать человечество во­едино на основе проповеди истины, добра и красоты. Такой апостоль­ски-профессорский способ коммуникации, согласно которому учит и исправляет слово, кажется ему совершенно бессильным. По его мне­нию, мысль победит и уже побеждает, но совершенно иначе, нежели это представлено в теориях гениальности. Мысль возникает как про­дукт развития биосферы, и она остается планетным явлением. Благо­даря работе цивилизации осуществляется обратный перевод мысли в геологическую форму. Ее история является не быстрой, а медленной.

 


342 Заключение. Основные этапы глобализации


Электронные медиа 343


 


Вернадский перечисляет: изобретение орудий труда и войны, приру­чение животных, окультуривание растений, создание государства, наконец, распространение науки как главный фактор эволюции но­осферы. Она не сводится к открытиям гениев, а представляет собой постепенное наращивание количества людей, которые занимаются производством и распространением научного знания. На место хле­бопашца и рабочего приходит интеллектуал. Он не связан с местом и не имеет отечества, он идеальный пользователь глобальных сетей коммуникации. У пего пет страха чужого, он не может быть расистом потому, что является интернационалистом и космополитом. Таким образом, теория ноосферы Вернадского является первым проектом глобального информационного сообщества еще до того, как оно сфор­мировалось.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.