Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальное и национализм






Развитие гражданского общества рассматривается либеральными историками как естественно-исторический процесс, в котором изме­нения в сознании определяются теми или иными сложившимся об­стоятельствами и раскладом политических сил. Удивительно, что та­кая зеркальная теория отражения, от которой уже давно отказались в философии, не только сохранилась, но и процветает в исторической пауке, претендующей на объективность.

Сознание не является зеркалом действительности. Любой фено­мен социальной реальности наделен символическим содержанием, и поэтому приходится принимать во внимание то, как он восприни­мается. Если политическое сознание — это не «зеркало», а «призма», т. е. не просто нейтральный медиум, а некое сложное устройство, определяющее образ видимого, некая априорная форма, профилиру­ющая явления и исторические события, то его история ие сводится к изменению содержания под влиянием новых обстоятельств.

Конечно, представление об автономности сознания также порож­дает свои трудности. Обычно срабатывают два способа интерпрета­ции социальной реальности. Во-первых, исследователь трактует со­бытия прошлого на основе сложившихся знаний и представлений. Во-вторых, непосредственные носители того или иного политическо­го сознания интерпретируют реальность сквозь призму своих пред­ставлений. Можно указать на некоторые базисные установки при определении современного общества:

1) общество представляет собой солидарную общность, основанную
на правовом равенстве своих членов;

2) граждане привязаны к территории, на которой они устанавлива­
ют свое политическое самоуправление, образуют государство;

3) единство нации основано на политическом и культурном сувере­
нитете.

 


320 Часть 2. Философская антропология после «смерти человека»


Моральныи порядок 321


 


Понятие культурной нации чревато национализмом. Считается что в современном обществе оно должно уступить место понятию гражданской нации.

Нации появляются как продукт длительного культурно-истори­ческого развития и как политические общности известны со времен Средневековья. Началом современного политического процесса яв­ляется формирование, начиная с XIV в., самостоятельных государств, когда политическая власть конституируется как власть над опреде­ленной единой территорией. В этот период складывается сословное общество. Образование наций знаменует второй этап модернизации, когда встал вопрос о легитимности политического суверенитета. Субъектом политики становится население страны, и это означает превращение его в гражданскую нацию.

Национальное самосознание объединяет представителей различных групп населения, ранее разделенных региональными, этническими, религиозными барьерами. Для этого необходимы новые основания единства, и таковым становится общественное мнение. Развитие на­ционального самосознания протекает неравномерно. На самой ранней ступени существования современных государств право представи­тельствовать от лица нации присваивали себе дворянство и верхуш­ка городского населения. Так в игру истории включается сословная нация. По мере просвещения национальное сознание формируется у читающей публики и охватывает все более широкие слои населения. Носителем национального самосознания становится интеллигенция.

Во второй половине XVIII в. организуются широкие патриоти­ческие " движения, которые считаются третьей фазой процесса европей­ской модернизации. Под патриотизмом понимается такое общест­венно-политическое поведение, при котором общие интересы преоб­ладают над личными. На его основе сформировалась современная модель гражданской нации, для которой характерны проживание на одной территории и наличие гражданства, право на самоопределение и политическое самоуправление. Согласно повой политической мо­дели нация состоит из граждан, имеющих право избирать и быть из­бранными. Выход наций па историческую арену самым непосредст­венным образом связан со становлением национального государства. Оно характеризуется тем, что суверенитет принадлежит народу, ко­торый наделен гражданскими правами и принимает равноправное уча­стие во всех институтах государства.

Национальные государства складываются в результате националь­ного движения, которое возникает на основе определенной програм-


мы достижения национального самоопределения в рамках своей тер­ритории. Оппозиционные, добивающиеся политической автопомин движения порождают внутренние и внешние конфликты. Отсюда со­временное отношение к таким движениям весьма неоднозначно. Национально-освободительное движение создает идеологию, в которой формулируются как критерии идентификации нации, так и демокра­тические нрава человека. Национализм — это отрицание равенства и утверждение собственной избранности па фоне неполноценности остальных наций. Таким образом, ксенофобия, шовинизм и антисе­митизм являются центральными в национализме, в котором нация понимается как этническая общность. Катастрофическая вспышка национализма произошла во время Первой мировой войны и приве­ла к формированию фашистского движения.

Становление национальных государств стало причиной войн, и для обеспечения безопасности еще И. Кант выдвинул концепцию союза свободных наций, основанного на принципах равноправия. По­сле 1945 г. в области внешней политики национальных государств произошли серьезные изменения, которые характеризовались интер­национальной кооперацией: создание ООН, НАТО, Европейского сообщества, Совета Безопасности и Сотрудничества Европы. Таким образом, сегодня, спустя 200 лет, появились такие надгосударствеп-пые организации, как Международный суд, Комиссия по правам че­ловека и т. д. Благодаря интеграции в международные структуры снимаются негативные последствия автопомизации, а национальное государство переходит в новую фазу развития, характеризующуюся открытостью границ, заинтересованностью в сотрудничестве и обме­не (экономическом, культурном, информационном) с другими стра­нами и народами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.