Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Циркумплексная модель семьи






Циркумплексная модель семьи

Автор-составитель: Строкатова Л.Г.

 

Работая с семьей, практический психолог сталкивается с трудностями диагностики семьи как системы, с понятиями по психотерапии семьи, подбором литературы. Данное пособие предлагает ответы на некоторые вопросы, которые встречаются при семейном консультировании, представляет собой подбор статей и глав из психотерапевтической литературы.

ВВЕДЕНИЕ

В начале 60-х годов произошло выделение психотерапии в са­мостоятельную область психотерапевтической практики. Ее ста­новление связано с развитием теории коммуникаций и применени­ем теории систем к объяснению проблем человеческого поведе­ния. Постепенно все большую популярность стал приобретать подход к семье как к единице психологического анализа и психо­логического воздействия. В связи с этим идентифицированный пациент (т.е. тот, по поводу которого семья обратилась в консуль­тацию) трактуется скорее не как медицинский, а как элемент дисфункциональной семейной системы. Семейная терапия предпола­гает возможность терапевтической помощи ребенку или взрослому пациенту через его семью, в которой он заболел ли получил разно­го рода отклонения. Соответственно, в фокусе работы оказывают­ся не интрапсихические проблемы членов семьи, а паттерны взаи­модействий, устройство и процессы самой семьи. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формиро­вания функциональной организации, которая обеспечит макси­мальный рост потенциальных возможностей каждого члена семьи.

Одной из ключевых стадий в семейной терапии является стадия оценивания семейной системы. Когда терапевт начинает работать с семьей, на него обрушивается море информации из прошлого и настоящего семьи, сказанного и недосказанного, вербальных и не­вербальных реакций членов семьи на терапевта и друг на друга. Кроме того, объем информации возрастает с добавлением каждого нового человека. Члены семьи пытаются привлечь терапевта на свою сторону, навязать свой взгляд на ситуацию в семье и ее про­блемы.

Приходя на психотерапию, семья закономерно коммуницирует с терапевтом парадоксальным образом: ожидая изменений и, одновременно, желая, чтобы все в семье оставалось по-прежнему. Одной из причин неосознаваемого или мало осознаваемого утаи­вания информации пациентом является преимущество, которое они получают тем самым при общении с терапевтом, приобретая над ним контроль и предотвращая перемены, которых опасаются. Так же как индивидуальный клиент не знает, что он бессознатель­но «знает» о причинах своих трудностей, так и члены семьи не знают, что они «знают» ту информацию, которая необходима терапевту. Чтобы упорядочить этот харе, обеспечить себе возмож­ность «профессионального выживания» и продуктивного взаимо­действия с семьей, терапевт должен решить, по крайней мере, две задачи в начале терапии:

- во-первых, определить для себя, что ему важно знать о семье, т.е. какая информация является релевантной именно для се­мейной терапии, и,

- во-вторых, каким образом организовать процесс взаимодей­ствия с семьей, чтобы эту информацию получить.

Собрав нужные ему сведения о семье, терапевт может выдви­гать гипотезы о ее функционировании и разработать на их основе стратегию терапевтической помощи.

Таким образом, эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций.

Разрабатываемая в настоящем исследовании интегративная мо­дель системной семейной психотерапевтической диагностики при­звана сделать процесс оценки семейной системы более быстрым и является эвристическим средством выдвижения терапевтических гипотез. Ее цель - обеспечить терапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснованные гипотезы и наметить план терапии.

Интегративная модель строится на методологическом анализе современных ракурсов рассмотрения семейных систем, является «группо-центрированной» диагностикой и адресована прежде все­го проблемам организации и функционирования семейной систе­мы. В связи с этим меняется акцент анализа семейных проблем и смещается фокус внимания терапевта с индивидуальных характе­ристик членов семьи на параметры семейной группы. Проблемы личности в ранней модели рассматриваются в связи с дисфунк­циями семейной системы.

Широко известно, что научиться оказывать психологическую помощь семьям невозможно без специального обучения. Перед начинающим терапевтом безбрежное море семейной феноменоло­гии, частных объяснительных концепций, фрагментарных теорий и отдельных терапевтических техник. Интегративная модель по­зволяет эффективнее строить обучение специалистов, так как при­водит многообразие семейной проблематики к общим методоло­гическим основам и легко усваивается студентами. Далее представлена кратко интегрированная модель системной семейной психодиагностики, разработанная А.В. Черниковым. Па­раграфы посвящены описанию отдельных параметров интегратив­ной модели. В них структурируются и получают дальнейшее раз­витие идеи системно-ориентированной семейной психотерапии, уточняются основные понятия, выделяются диагностируемые ка­тегории, классифицируются типичные дисфункции и часто встре­чающиеся проблемы, приводятся способы интерпретации данных. Обосновывается экологический взгляд на проблемное поведение, как имеющее важные функции в семейной системе. Чтобы помочь семье избавиться от проблемы, важно понять, какие опасности для членов семьи несет потеря симптомов.

Предлагаемая модель может применяться в различных исследо­ваниях семьи, однако, ее разработка нацелена на то, чтобы она прежде всего служила задачам терапии. Поэтому модель сфокуси­рована на определении того, что должно быть изменено в системе, чтобы проблемы членов семьи благополучно решались. В связи с этим, на основе интегративной модели суммируются цели тера­пии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.