Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура семьи






Основные понятия

Исследованию семейной организации уделяется особое внима­ние в «структурной школе» системной семейной психотерапии, ведущим представителем которой является Сальвадор Минухин.

«В сущности, структурный подход к семьям основан на пред­ставлении о том, что семья есть нечто большее, чем индивидуаль­ная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые управляют их трансакциями. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют целое - структу­ру семьи. Реальность структуры - это реальность другого порядка по сравнению с реальностью индивидуальных членов».

Структурные семейные терапевты, наблюдая взаимодействие членов семьи, делают вывод о гипотетической структуре семьи. «Они двигаются от наблюдаемого к выводам, от содержания к форме, от частной последовательности поведенческих событий к организации как к целому». Целью терапии является скорее по­мощь в переструктурировании дисфункциональной семейной орга­низации, чем устранение симптомов. Предполагается, что измене­ние семейной структуры повлечет за собой редукцию проблем.

Анализируя структуру конкретной семьи, необходимо исследо­вать состав семьи; остановиться поочередно на разных уровнях системы (вся семья в целом, подсистема родителей, детская под­система, индивидуальные подсистемы), описать структуру семьи с точки зрения ее основных параметров (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура се­мьи); оценить характер структурных проблем (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, тип несбалансированности семей­ной структуры).

Важно узнать у членов семьи, кого каждый из них считает ее членом. Часто для нас будет сюрпризом, что члены семьи не согласны в том, кто в данный момент входит в ее состав. Это важный вопрос относительно границ семьи и того, кто физически или пси­хологически присутствует в данной семейной системе. Особенно важно это для разведенных семей и вступивших в повторный брак.

Исследователи и терапевты различных направлений согласны, что сплоченность и иерархия являются ключевыми измерениями для описания структуры семейных взаимоотношений. Несмотря на различные подходы к определению и операционализации этих по­нятий, существует фундаментальное согласие о важности этих из­мерений для оценки семейных систем.

Термин сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. В отношении семейных систем это понятие используется для описания степени, до кото­рой члены семьи видят себя как связанное целое.

Термин иерархия охватывает несколько фундаментальных теоретических предположений. Можно сослаться, например, на ав­торитет, доминирование, власть принимать решения или степень влияния одного члена семьи на других. Понятие иерархии также используется в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи.

Термин граница используют в описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различ­ными подсистемами внутри семьи (например: индивидуальностью, диадами, триадами). Семейные терапевты рассматривают развитие границ как один из важных параметров эволюции семейных структур. Семейные границы могут быть выражены через правила, которые определяют, кто принадлежит данной системе или под­системе и каким образом он ей принадлежит.

Внешние границы — это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляют себя посредством того факта, что члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением. Например, руководитель организации может жестко отчитать своего подчиненного и, через минуту, позвонив домой, ласково разговаривать с женой и маленькой дочкой.

Внутренние границы семьи создаются посредством разницы в поведении среди членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя между собой иначе, чем с ребенком.

Структурная теория утверждает, что дисфункцию системы за­дают крайние варианты. Плохо, когда границы или слишком жест­кие, или слишком размытые. Если внешние границы слишком же­сткие, то происходит мало обменов между семьей и окружением, наступает застой в системе. Если границы слишком слабые, то у членов семьи много связей с внешней средой и мало между собой. Например, семья редко собирается вместе. В этом случае семья становится похожа на постояльцев гостиницы, живущих вместе под одной крышей. Если внутренние границы, например, между родительской и детской подсистемами слишком жесткие, то роди­тели производят впечатление занятых только собой; если, наобо­рот, слишком слабые, то родителям может не хватать интимности, они могут функционировать только в родительских ролях, теряя супружеские отношения.

Существуют два основных типа семейных подсистем - с чле­нами семьи, принадлежащими к одному поколению или к разным. Понятие границы поколений используется для того, чтобы пока­зать межпоколенные различия в близости и иерархии. В хорошо функционирующих семьях правила, управляющие взаимодейст­виями в родительской и детской подсистемах, отличаются от пра­вил в родительско-детских подсистемах. Родительские диады, на­пример, в целом показывают более высокую степень сплоченно­сти, чем в подсистемах родитель-ребенок. Существуют также яс­ные границы поколений по иерархии, где родители имеют относи­тельно более высокий голос в принятии решений по причине их опыта, ответственности и материальных ресурсов. Семьи в стрес­се, с другой стороны, имеют неясные границы поколений. Это вы­ражается в коалициях через поколение, где сплоченность или пре­данность друг другу между родителем и ребенком больше, чем между родителями. В таких семьях существует большое число ие­рархических нарушений, например, перевернутая иерархия, ко­гда влияние ребенка может превосходить авторитет одного или обоих родителей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.