Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фазы развития заикания






Клинический опыт показывает, что формирование заикания происходит не сразу и характеризуется определенной динамикой, понят­ны поэтому попытки исследователей выявить и описать закономерности этого процесса.

Многие авторы отмечают, что нет общей для всех больных после­довательности в наступлении определенной фазы и ее проявлений, пос­кольку сам процесс становления и формирования речи весьма индивидуален. Кроме того, обычно изменения в речи происходят не

сразу — это медленный и последовательный процесс, имеющий свои закономерности и индивидуальные временные особенности.

Для того чтобы более ясно представить себе развитие заикания, необходимо хотя бы кратко остановиться на физиологии развития речи.

Развитие и формирование функций и навыков у человека возможны в строго определенный период, и это относится прежде всего к высшим психическим функциям — речи, вниманию, памяти, мышлению и социальным навыкам, в частности навыку общения, которое во многом определяет личностные особенности индивида н его поведение. Этот процесс детерминирован развитием центральной нервной системы. Откло­нения н нарушения в нем приводят к дизонтогенезу, особенно сказываясь на формировании высших психических функций человека.

Ребенок рождается с уготованным природой анатомо-физиологическим совершенным аппаратом, предназначенным для речи. Это величайший дар природы, присущий только человеку. Человек, ко­торый волею судьбы воспитывается вне человеческого общества, не овладевает речью, не говоря уже о социальных навыках и привычках. Навыки и привычки не передаются по наследству. Если воспитание и развитие речи и яругах высших психических функций и норм поведения не происходит в срок (практически с первых дней рождения и до 2—3 лет), то человек, как правило, остается неполноценным в течение всей жизни. В его развитии наступают необратимые изменения, которые в более позднем периоде компенсировать не удается.

Известно, что первые проявления речи младенца носят рефлектор­ный, эмоциональный характер, они выражают его физическое и психическое состояние. При ощущении голода, боли и дискомфорта, т. е. при отрицательных эмоциях, ребенок начинает кричать. Этот крик очень скоро превращается в плач. При выражении положительных эмоций у ребенка возникает гуканье, гуление и лепет, сопровожда­ющиеся соответствующей мимикой и жестикуляцией. Большое значение имеет развитие общей моторики. Доказано, что дети, которых не стес­няют в движениях, не пеленают, которым рано дают возможность передвигаться, в речевом и физическом отношении развиваются значительно быстрее и активнее.

Важно в этот период создать ребенку благоприятные условия для его физического и психического развития, особенно для развития высших психических функций и способности к общению.

С первых дней своей жизни ребенок интенсивно подготавливает свой артикуляционно-голосовой аппарат к речи. Вначале звуки, которые он издает, произносятся им рефлекторно. Постепенно устанавливаются ас­социации, ребенок вслушивается в свою речь и речь окружающих. Слухо­вое восприятие речи весьма специфично, оно присуще лишь человеческому уху. В клинической практике при определенных поражениях мозга часто встречается диссоциация между восприятием звуков и слов человеческой речи и неречевыми звуками, что свидетельствует о высокой функциональ­ной дифферешшрованности слухового восприятия у человека. Формирование восприятия речи в ранние периоды жизни имеет огромное значение для ее последующего развития.

Несколько позже начинает развиваться имитационная речь, подра­жание окружающим, особенно речи кормящей матери. Непроизвольное звукопроизнесение постепенно переходит в произвольное. Ребенок не­устанно упражняет свой артнкуляционно-голосовой аппарат, восп-

роизводя ряд звуков и их сочетания. Примерно к 5чЛу месяцу жизни звуко- и слогопроизнесение начинает приобретать некоторое подобие слов, формируется просодическая сторона речи, в чодоюстй ее инто-национность и пр. Появляется так называемая ленетная- речь.

Для развития речи ребенка большое значение имеет общение его с окружающими взрослыми людьми и социально-психологическая обста­новка, особенно в первый период жизни.

К концу первого года у ребенка в запасе пример»* 8—10 слов. На втором году происходит постепенное увеличение их числа, Ребенок учится оперировать словами: усложняет их, пробует Аь. различные соче­тания, постепенно накапливая словаре** запас, овладевает фразой, логико-грамматическими построениями. Практически» за-яолтора года ребенок овладевает навыком речи к • языком, '{{ряучает свои акустический, артикуляционный, голосовой и дыхательный аппараты к речеобразованию в определенной языковой системе. " '

Примерно с двух.лет начинают активно расширяться социально-психологические связи ребенка, увеличиваются его контакты — речь начинает быстро развиваться, словарный запас стремительно возрастает, усложняется работа- по усвоению логико-грамматнчесна. построений. Речь становится более осознанной, более четко, - целенаправлен*} проявляются желания, потребности. Возрастает рояь психологических факторов, но вер­бализовать свои желания в полной мере 'ребенок еще иечмвйкет, так как словарный запас егч> ограничен, стремление высказаться, объяснить, попросить, потребовать, наконец, желаемое невероятно велико, особенно когда ребенок находится *в состояния возбуждения. Эмоции часто захле­стывают его, он торопится, мысли, а это часто — -«тени» слов, бегут стремительно, они еще не оформлены в слова, слов не хватает, ребенок начинает, торопясь, «захлебываться», волнуется еще больше* потому что его не понимают, а иногда весьма резко одергивают или прерывают, так как взрослым очень часто некогда его выслушивать

В этот начальный период формирования речи заклевываются ее основы как функциональной системы. Спонтанные артикуляционные и языковые упражнения (множественные поиски варнакто*: *звуков, сло­гов и их повторений) способствуют формированию я «автоматизации» центральных механизмов, определяющих прон*авс«ггельные, фонетические и лингвистические программы, участвующие в акте речи, устанавливаются межполушарные связи. Обычно этот период охватыва­ет возраст от 4—6 месявев до 2—3 лет. *• *'.

Нарушение этого процесса в результате тех или иных»яричнн, свя­занных с задержкой речевого развития или, наоборот, с более интенсивным форсированным его течением, неожиданно, пая систе­матически возникающими стрессовыми ситуациями может привести к расстройству речи в виде нарушения плавности и слитности. Большое значение при этом имеют личностные особенности 4*бенка, способ реагирования родителей и других окружающих людей и в целом социально-психологические условия его жизни. ' •

Именно в этот период инициального (начального) заикания специальное коррекционное воздействие является самым важным, опре­деляющим успех терапии. Подобно тому, как быстро формируется рече­вая функция и навык нормальной речи, точно так же быстро фиксируется патологический темп и ритм- речи.

Алализ процесса становления речи позволяет приблизиться к пробле-

ме «первичного» и «вторичного» заикания, а также к фазам его развития.

Выше были рассмотрены начальные этапы развития речи и языка — гуканье, гуление, лепетная речь, произнесение первых слов, фраз и т. д. В процессе опробования различных вариантов артикуляции тренируется система, афферентации, возникают различные сочетания звуков и слогов в словах. Этот тренинг необходим для становления физиологических механизмов речевого акта. Возможные срывы на этом пути определяются как физиологическое, или первичное заикание.

Вторичное заикание — формирование и хронизация речевого де­фекта в виде истинного заикания, которое также имеет свою динамику.

Под влиянием эмоций, сопровождающих речь, нарушается дыхание. Постепенно появляются слова-уловки, синонимы, уклонения от ответа. Это специфические вторичные симптомы. Возникающая необходимость подбора и замены слов, ощущение неизбежности запинок, появление судо­рог приводят к смятению, которое влечет за собой нарушение мыслитель­ного процесса, организуя внутренний порочный круг, усиливающий заикание. Более детально этот процесс рассматривается при описании фаз заикания. Наибольшая заслуга в их анализе принадлежит О. ВюосЫеш (1960, 1987), который проследил в Бруклинском центре речи и слуха на 418 больных в возрасте от 2 до 16 лет развитие и становление заикания.

1-я фаза развития заикания

Для нее характерны:

1) эпизодичность заикания, периоды плавной речи сокращаются и наступают все реже, сама выраженность заикания флюктуирует по тя­жести. В поздних периодах первой фазы заикание становится более пос­тоянным и выраженным;

2) запинки чаще возникают на начальных словах предложения. В начале первой фазы большинство заикающихся испытывают затруд­нение исключительно при произнесении первого слова в предложении;

3) запинки возникают в основном при произнесении кратких час­тей речи, особенно предлогов, союзов и т. д.;

4) заикание усиливается под воздействием так называемого «ком­муникативного давления», т. е. самые большие затруднения ребенок испы­тывает, когда он возбужден, торопится и пытается о чем-либо рассказать;

5) ребенок обычно не реагирует на свое заикание и говорит во всех ситуациях свободно, без смущения. Заикание может спровоцировать крат­ковременная эмоциональная реакция. Но беспокойства, тревожности, стра­ха речи нет. Нет переживания своего дефекта речи и неудач в общении.

Женя П., 3 года. Ребенок от первой беременности. Беременность патологическая (с двух месяцев диагностирован гипертонус матки). Токсикоз второй половины беременности. Роды в срок. Закричал сразу. Развивался нормально. До года не болел. После года перенес дважды простудные заболевания, протекавшие без высокой температуры.

Гуление —- в 3 месяца, лепет — в 4 месяца, первые слова — в 9 месяцев, фраза — в 1 год. Наследственность отягощена заиканием у отца. Атмосфера в семье была благоприятной.

Однажды после первого в жизни посещения зоопарка мальчик, пере­полненный впечатлениями, стремился рассказать отцу о том, что он видел. Говорил взволнованно, быстро. Отец пытался остановить мальчика,

но безуспешно. Ребенок повторял первые слоги слов, «захлебываясь». К вечеру речь ухудшилась, даже в спокойном состоянии возникали повто­рения начальных слогов слов и местоимений (да-да-да, я-я-я и т. п.). На следующий день было решено, что отец на некоторое время уедет к своим родителям, ограничив тем самым свое общение с сыном, так как считал, что возникшее заикание — результат подражания.

Через два дня повторы начальных слогов исчезли, хотя-в некото­рых случаях, когда мальчик был возбужден и торопился, наблюдались повторы коротких слов или предлогов. Эти повторы не были связаны с неадекватным артикуляционным напряжением. Темп речи оставался не­сколько ускоренным. Каких-либо невротических реакций у ребенка не отмечалось. Мальчик продолжал общаться со всеми свободно, не чувст­вуя речевых затруднений.

Приведенный пример характеризует заикание в раннем возрасте как относительно простое расстройство речи, для которого характерны моторные нарушения в области артикуляционно-голосового аппарата, неосложненные сопутствующими движениями и невротической переработкой дефекта.

2-я фаза развития заикания

Для этой фазы характерны следующие особенности:

1) нарушения речи становятся хроническими, иногда тяжесть заикания меняется, судорожность речи может на короткое время исчезать;

2) заикание прежде всего проявляется при быстрой речи или в сос­тоянии эмоционального возбуждения, чаще всего происходит на много­сложных словах, значительно реже запинки встречаются на мес­тоимениях и односложных словах. По-прежнему они могут быть на первых словах предложения, но это уже не наиболее обязательные и •вероятные места запинок;

3) речевой дефект осознается, пациенты считают себя заикающимися людьми, но еще говорят, как правило, свободно в любых ситуациях.

Во 2-й фазе кроме отмеченного выше часто наблюдаются затруднения в контактах, сопутствующие движения. Значительно расширяется объем сложных для общения ситуаций. Пациенты отмечают, что они заикаются примерно одинаково и дома, и в школе, и с друзьями. Речь не зависит от ситуации. Некоторые пациенты считают, что в особенно важных для них ситуациях могут «контролировать» свою речь, замедлить темп речи и тем самым уменьшить количество запинок. И, наоборот, речь ухудшается в момент расслабления, при общении с друзьями.

Ира К., 4 года. Беременность и роды у матери протекали нормаль­но. Закричала сразу. Грудь взяла на 3-й день. Развивалась без пато­логических отклонений. Гуление — в 4 месяца, лепет — в 6 месяцев, первые слова — в 10 месяцев, фразы — в 1, 5 года. До 1 года — про­студные заболевания, протекали легко, без осложнений. Речевое окру­жение в период формирования речевой функции — без патологии. Заикания, других дефектов речи у родственников не отмечалось.

Семья состоит из трех человек. Мать — служащая, мягкая, до­брая, ласковая; отец — рабочий на заводе, властный, резкий. Большую часть времени проводила с матерью. С ней часто была капризной, плаксивой, не слушалась. Отца очень любила, по вечерам не ложилась спать, ждала его с работы. В семье девочку наказывал отец, даже за те проступки, которые она совершала в ем> отсутствие.

25 >

В возрасте 2 года 8 месяцев простудилась, около 1, 5 месяцев была высокая температура. Однажды в этот период в доме были гости, мно­го новых людей, было шумно. Девочка весь вечер была возбуждена, расторможена, долго не могла заснуть. На следующий день мать отметила в речи ребенка первые запинки, которые возникали в начале предложений и выражались в излишнем напряжении, повторах началь­ных слогов. К вечеру эти затруднения усиливались, возрастало количес­тво повторов начальных слогов первого слова в предложении. Через не­сколько дней количество запинок уменьшилось и через 1, 5 недели после возникновения заикание исчезло. Девочка окрепла, и родители вновь отдали ее в детский сад. Через 2 недели заикание возобновилось, но в более тяжелой степени. К напряжению перед началом высказываний и повторам первого слога прибавились повторения отдельных слов. Мать пыталась поправлять ребенка, отец стал наказывать за плохо произне­сенные слова. Девочка не понимала, чего от нее хотят, так *ак не чув­ствовала речевых затруднений. Заикание все более усиливалось. Родители обратились за помощью к психоневрологу, который назначил медикаментозное лечение, однако успеха оно не принесло.

Заикание далее протекало циклично. Примерно две недели — ухуд­шение, затем-.несколько дней — улучшение. Ухудшение обычно было связано с повышенными эмоциональными нагрузками (приезд ба­бушки, наказания отца, короткие недомогания в результате легких про­студ). Стала чаще капризничать, ухудшился аппетит, днем родители с большим трудом заставляли лечь спать.

К артикуляционной судорожяости прибавилась экспираторная судо­рога. Запинки появлялись уже не только в начале, но и в середине предложении. Экспираторная судорога прерывала речь примерно через 3-5 слов. Усилился тонус перед началом высказывания. Появились со­путствующие движения. Если говорила стоя, тело напрягалось, корпус подавался вперед, иногда даже делала непроизвольно шаг вперед и начинала говорить с тяжелыми судорогами. Дома с матерью и бабуш­кой говорил^ всегда лучше, чем с незнакомыми людьми. На приеме у логопеда первые полчаса молчала, привыкая к новым условиям, лишь на последующих занятиях стала понемногу разговаривать.

Из характерных признаков 2-й фазы развития заикания обращает на себя внимание осознание ребенком своего дефекта. Девочка сама заметила «я заикаюсь», ясно представляла себе цель своего визита к логопеду.

3-я фаза развития заикания

Эта фаза развития заикания характеризуется следующими особенностями:

1) определенные ситуации становятся трудными для общения, и это четко осознается заикающимся;

2) возникают постоянные трудности, связанные с произнесением определенных слов и звуков, замены одних слов другими, сознательная антиципация.

В этой фазе, несмотря на уже сформировавшиеся симптомы более сложных расстройств речи, крайне редко встречаются пациенты с выра­женным переживанием страха речи или какой-то неловкости, чаще все­го отсутствует тенденция избегания речи.

3-я фаза развития заикания — это практически полное становление судорож­ного синдрома, однако, как отмечено, без избегания ситуаций и страха речи.

О. В1оо< 1$1еш отмечает весьма характерную особенность заика­ющихся в 3-й фазе. Это парадоксальная установка на спокойствие, не­смотря на сформировавшееся выраженное заикание. Пациент использу­ет практически любую возможность для общения. Предложение начать лечение не вызывает у него энтузиазма и поддержки. Мы полагаем, что это, во-первых, характерно для детского и подросткового возраста, ког­да еще отсутствует мотивация для лечения, требующая волевых усилий и напряжения для систематического посеТцения занятий, во-вторых, зависит от-личностных особенностей.

Женя С., 15 лет. Беременность и роды у матери протекали нормаль­но. Раннее физическое развитие — без особенностей. Раннее речевое развитие: гуление — в 3 месяца, лепет — в 5 месяцев, первые слова — в 11 месяцев, фраза — к полутора годам. У родственников заикания и дру­гой речевой патологии не отмечено. Речевое окружение в период формирования речевой функции — без отклонений. Посещал ясельную группу детского сада. Заикание возникло в возрасте 3 лет во время ново­годнего утренника. Испугался Деда Мороза, плакал. Дедушка и бабушка, присутствовавшие на детском празднике, отметили первые легкие признаки заикания, которые сначала были малозаметны. Запинки выра­жались лишь в повторении начальных звуков первых слов в предложении. Заикание протекало волнообразно с ухудшением и улучшением и даже с периодами абсолютно «чистой» речи. Мальчика запинки не беспокоили, он достаточно свободно общался в различных ситуациях. Учился хорошо, был общителен, имел много друзей и знакомых.

• В подростковом возрасте произошло резкое ухудшение речи. Очень стеснялся речевого дефекта, особенно речь ухудшалась при общении с девочкой, с которой дружил. Стало трудно общаться с незнакомыми людьми, с некоторыми учителями. Круг «трудных» ситуаций общения продолжал расширяться — было трудно разговаривать по телефону, в магазине. Картина судорог также изменилась, появились более тяже­лые запинки в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппаратах. Для облегчения речи, со слов матери, стал наклонять голову вперед. Впоследствии появились судороги лицевой мускулатуры, оформился ритуал, который все чаще стал повторяться перед началом высказы­ваний. Возрос темп речи, усилилась общая ее смазанность за счет не­четких артикуляционных переключений, нарушаемых судорогами.

Лечился дважды (стационарно в неврологическом отделении больницы и посещал школьный логопедический пункт) без видимого улучшения.

4-я фаза развития заикания

На этой стадии заикание вырастает в большую личностную пробле­му. Можно указать на следующие характерные его черты:

1) возникает и становится постоянной яркая антиципация заикания;

2) становятся стандартными трудности при произнесении определенных слов, звуков в определенных ситуациях и при определенных слушателях;

3) появляются частые замены слов и уклончивые ответы;

4) отмечается избегание определенных речевых ситуаций;

5) наблюдаются другие затруднения и проявления страха речи. Отличительная черта 4 фазы — наличие выраженных

эмоциональных реакций на заикание, важнейшим проявлением чего становится избегание речевой ситуации. В этой фазе заикающийся

предпочитает проехать несколько лишних остановок на троллейбусе или ав­тобусе, чем спросить впереди стоящих людей, выходят ли они на следующей остановке. Пациент испытывает выраженный страх перед кассиром в ма­газине, при разговоре по телефону. Особенно большое напряжение и страх испытывает в школе, ожидая возможного вызова на уроке для ответа. Даже в компании друзей старается говорить меньше, чтобы избежать заикания. Трудные звуки и слова в этой фазе сопровождаются страхом, и если раньше заикающийся заменял слова от случая к случаю, то теперь он это делает систематически, чтобы избежать заикания. В этой фазе заикающиеся боль­ше внимания начинают обращать на то, как окружающие реагируют на их речь и как они выглядят в глазах окружающих их людей и собеседников.

4-я фаза развития заикания характерна для подростков и взрос­лых, однако ряд особенностей и черт этой фазы наблюдаются и у детей в возрасте 10—11 лет. Встречаются и совсем маленькие пациенты (5—7 лет), которые отказываются от общения и контактов с окружающими.

Такое деление на фазы носит условный характер, вместе с тем, представленные четыре фазы заикания и особенности их клинических проявлений могут учитываться при определении степени выраженности заикания в каждом отдельном случае, а также прогнозировании тера­певтических результатов.

В работах О. В1оосЫеш дана картина постепенного усложнения синдрома заикания, развивающегося от повторения слогов, слов, к формированию судорожного синдрома в начале слов и фраз, постепен­ному возникновению антиципации, беспокойства и страха речи, кото­рый приобретает все более генерализованный характер. Ряд положений концепции О. В1оосЫеш, в частности о более ранних или более поздних сроках возникновения страха, затруднениях общения, возникновении сознательных антиципации, осознании дефекта речи могут быть расс­мотрены н объяснены с позиции психологии отношений. Эти данные представлены во второй части монографии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.