Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фактор привлекательности






Психологическими исследованиями достоверно установлено, что существуют реальные основания для восприя­тия и понимания человека по его внешности. В них доказано, что почти все детали внешнего облика могут нести информацию о эмоциональном состоянии человека, отношении к окружающим людям, отношении к себе, состоянии его чувств в данной ситуа­ции общения. В этом проявляется действие фактора привлека­тельности при коммуникации.

По своей сущности фактор привлекательности имеет ту же социальную природу, что и фактор превосходства, поэтому их механизмы схожи. Знаки привлекательности следует искать не в разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака, который служит знаком привлекательности. У каждого народа существуют свои, отличающиеся друг от друга каноны красоты и одобряемые или неодобряемые обществом типы внешности. В этом отношении привлекательность пред­ставляет собой не что иное, как степень приближения к соответ­ствующему типу внешности, максимально одобряемой той со­циокультурной группой, к которой принадлежит человек.

При контактах с представителями других культур китайцы с самого начала большое внимание уделяют внешнему виду своих партнеров, манерам их поведения. На этой основе китайцы пытаются определить статус своих собеседников. В дальнейшем они преимущественно ори­ентируются на людей с более высоким статусом, как официальным, так и неофициальным. Кроме того, среди партнеров они выделяют людей, которые выражают симпатии китайской стороне. Именно с такими людьми они стараются больше контактировать и взаимодейст­вовать.

Наиболее значимым признаком фактора привлекательности является телосложение человека. Принято выделять три основ­ных типа телосложения: эндоморфное (пикническое) — склон­ные к полноте люди; мезоморфное — стройное, сильное, муску­листое телосложение; эктоморфное (астеническое) — высокие, худые, хрупкие фигуры. Давно доказано, что тип телосложения человека связан с некоторыми его психологическими чертами. Так, пикники обычно более общительны, склонны к комфорту, переменчивы в настроениях; атлеты характеризуются высоким жизненным тонусом, любовью к приключениям; астеники обыч­но более сдержаны, молчаливы, спокойны. В обыденном созна­нии людей эти связи зафиксированы довольно прочно.

Сами по себе типы телосложения не имеют принципиального значения для коммуникации. Главное здесь — какой тип телосло­жения социально одобряется, а какой нет. Привлекательность определяется социально одобряемым типом и усилиями, затра­ченными на его получение. На первый взгляд, утверждение тако­го рода кажется несколько абсурдным, поскольку тип телосложе­ния задан природой. Однако по-разному оцениваются, напри­мер, толстяк, который этого не скрывает, и толстяк, который стремится выглядеть подтянуто. Здесь знаком привлекательно­сти являются усилия, затраченные на приближение к идеалу. Фактором привлекательности являются усилия человека выгля­деть социально одобряемым и желание быть отнесенным к груп­пе с социально одобряемыми знаками.

Фактор отношения к нам

Как правило, рассмотрение процесса общения ограничивается вопросами восприятия и понимания других лю­дей. Однако совершенно очевидно, что здесь также важен вопрос об отношении к нам партнера при коммуникации: люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо. Фактор отношения к нам проявляется при общении в чувствах симпатии или антипатии, в согласии или несогласии с нами.

В практике общения существует большое количество косвен­ных признаков согласия. Это и определенное поведение — кивки головой, одобряющие и ободряющие улыбки в нужных местах и многие другие проявления, соответствующие позиции человека. Главное в них - выражение согласия с нашей позицией. Тогда включается механизм восприятия по фактору отношения к нам. Основой этого фактора служит представление о так называемых субъективных группах, которые не «существуют в природе», т.е. не детерминированы общественными отношениями, а существу­ют только в нашем сознании. Например, человек считает себя ум­ным, знающим инженером, хорошо разбирающимся в политике и футболе, счастливым в семейной жизни и т.д. Это то же, что от­носить себя к группам умныхлюдей, знающих инженеров, знато­ков политики, футбола и др., естественно, что знаком принад­лежности к этим группам будет согласие с ним.

Отмеченные факторы действуют постоянно в процессе вос­приятия, однако роль и значение каждого из них в той или иной конкретной ситуации различны. Поэтому восприятие одних и тех же явлений каждый раз происходит специфическим образом. В результате восприятие человеком окружающего мира носит из­бирательный характер. Люди, ситуации, явления и предметы своего окружения воспринимаются индивидами не абсолютно адекватно и не такими, как их описывают другие наблюдатели, а чаще всего такими, какими эти индивиды ожидают их увидеть. При этом одни объекты воспринимаются вполне осознанно, внимательно, поскольку являются особо значимыми, а другие объекты рассматриваются приближенно или же вообще игнори­руются. Важнейшим фактором, управляющим этим процессом, является степень значимости объекта для воспринимающего. Так, если необходимы капли от насморка, то в поле восприятия будут попадать все аптечные киоски с характерным знаком зеле­ного креста, а все другие знаки будут «ускользать» из поля зрения. Восприятие всех явлений окружающего мира фильтруется через упорядоченную систему установок, значимости полученной ин­формации, а также ожиданий, интересов, чувств, чертхарактера.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.