Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проксемика






Проксемика — это использование пространствен­ных отношений при коммуникации, выражающееся в отделении личной территории, персонализации места и объекта общения, ко­торые становятся собственностью человека или группы индивидов. Данный термин был введен американским психологом Э. Хол­лом для анализа закономерностей пространственной организа­ции коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Специальные исследования показали, что они существенно раз­личаются в разных культурах и довольно значимы для коммуни­кации.

Каждый человек считает, что для его нормального существо­вания необходим определенный объем пространства вокруг него, который является его собственным, и нарушение этого про­странства рассматривается им как вторжение во внутренний мир, как недружественный поступок. Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это рас­стояние — важный показатель типа, характера и широты отноше­ний между людьми. Каждый человек подсознательно устанавли­вает границы своего личного пространства, которые зависят не только от культуры данного народа, но и от отношения к конк­ретному собеседнику. Так, друзья всегда стоят ближе друг к другу, чем незнакомые люди. Тем самым изменение дистанции между людьми при общении является частью процесса коммуникации. ' Кроме того, расстояние между партнерами по коммуникации за­висит и от таких факторов, какпол, раса, принадлежность к опре­деленной культуре или субкультуре, конкретных социальных об­стоятельств и др. Холл в результате своих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:

интимную — разделяющую достаточно близких людей, не жела­ющих посвящать в свою жизнь третьих лиц;

личную - расстояние, которое поддерживает индивид при об­щении между собой и всеми другими людьми;

социальную — дистанция между людьми при формальном и

светском общении;

публичную — дистанция общения на публичных мероприятиях (собраниях, лекциях и др.).

Интимная зона коммуникации наиболее близка к человеку, и в этой зоне он чувствует себя в безопасности. Практически во всех культурах мира не принято вторгаться в чужую интимную зону. Поэтому многие люди с трудом переносят ситуации, когда кто-нибудь без разрешения до них дотрагивается, похлопывает по плечу, а тем более пошлепывает. Человек должен сам опреде­лять, кто может быть допущен в его интимную зону. В эту зону разрешается проникнуть только тем лицам, которые находятся в тесном эмоциональном контакте с ее владельцем. Это дети, роди­тели, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники. По­этому тот, кто вторгается в чужую интимную зону, не имея на то разрешения, вызывает сильные отрицательные чувства, вплоть до отвращения.

Доказано, что ощущение территории человека является гене­тическим, и от него невозможно избавиться: чем сильнее челове­ку мешает чье-то приближение, тем больше в его крови выраба­тывается гормонов борьбы[41]. В такой момент человек, как прави­ло, готовится к самозащите. Это заложено природой, гормоны борьбы помогают организму либо справиться с внешней опас­ностью, либо убежать от нее. Если нет возможности осуществить то или другое, то гормон борьбы превращается в «яд». По этой причине человек, нарушивший интимную зону партнера по об­щению, причиняет ему и психологический, и физиологический вред.

Зоны интимной дистанции отличаются друг от друга в зави­симости от той или иной культурной среды.

Например, в западноевропейских культурах она составляет около 60 см. В культурах восточноевропейских народов эта дис­танция меньше — приблизительно 45 см. В странах Южной Евро­пы и Средиземноморья она равна расстоянию от кончиков паль­цев до локтя. Партнеры на этом расстоянии не только видят, но и хорошо чувствуют друг друга. Данная зона необходима человеку, чтобы сохранять ощущение уверенности в себе, внутреннего комфорта.

Для процесса коммуникации наиболее важным является лич­ная зона, непосредственно окружающая тело человека. Эта зона составляет 45—120 см, в ней происходит большая часть всех ком­муникационных контактов человека. На таком расстоянии физи­ческий контакт не обязателен. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы с друзьями и хорошими знакомыми, общения на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

Личное пространство зависит от особенностей культуры и ха­рактера отношений между людьми.

Например, в азиатских культурах личное пространство мо­жет зависеть и от кастовой принадлежности участников комму­никации. Обычно лица высшей касты находятся на принятой ди­станции от лиц низшей касты. Исследования по вопросу комму­никационной проксемики, проведенные в 7 странах Европы, показали, что для личного общения англичане используют боль­ше пространства, чем французы и итальянцы. В свою очередь французы и итальянцы используют больше личного пространст­ва, чем ирландцы и шотландцы, а армяне и грузины при общении располагаются ближе, чем эстонцы.

Незнание границ личной зоны при межкультурном общении может привести к межкультурному конфликту, поскольку люди разных культур испытывают дискомфорт при общении из-за не­знания личной дистанции своего собеседника. Так, латиноаме­риканцы обычно общаются, находясь в зоне для них личной, а для североамериканцев интимной. Поэтому первые считают вто­рых сдержанными и холодными.

Личная дистанция зависит кроме прочего от симпатии или антипатии собеседников. Чем больше симпатизируют друг другу партнеры по общению, тем меньше расстояние между ними. Но и здесь сказываются межкультурные различия.

Например, немцы общаются на большем расстоянии, чем русские, и чрезмерное приближение русского немец может ин­терпретировать как вторжение в свое личное пространство и от­ветить агрессивно. Североамериканцы предпочитают общаться в пределах личной и общественной зон, а жители Ближнего Восто­ка и латиноамериканцы — в личной зоне, ноу них она включена в интимную зону с точки зрения жителей США. Поэтому при об­щении американца и араба американец будет считать, что его со­беседник вторгается в его интимную зону, и будет стремиться увеличить дистанцию общения, а араб, напротив, будет стре­миться сократить эту дистанцию. В результате американец по­считает араба навязчивым, а для араба американец останется хо­лодным.

Нарушение личного пространства - одно из самых больших культур­ных потрясений для американцев, приезжающих в Россию, когда им приходится ездить в общественном транспорте, стоять в очереди или просто общаться с русскими. Американцы очень неохотно садятся втроем на заднее сиденье автомобиля. Если в учебной аудитории до­статочно места, американские студенты обязательно садятся через одно место друг от друга, в то время как русские сели бы рядом, чтобы не обидеть соседа.

Культуры, в которых предпочитают тесный контакт, харак­терны для регионов с теплым климатом, а те культуры, где люди предпочитают общаться на расстоянии и меньше соприкасаться физически, — с холодным. При этом представители индивидуа­листских культур оказывают активное и агрессивное сопротивле­ние в случае нарушения их личного пространства, в то время как представители коллективистских культур в таких случаях ограни­чиваются пассивным отпором.

Социальная зона - это то расстояние, которое поддерживатся при общении с незнакомыми людьми или с малой группой лю­дей, т.е. такое расстояние принято при общении с людьми, кото­рых мы не очень хорошо знаем. Социальная (общественная) зона составляет 120—260 см. Она наиболее удобна для формального общения, поскольку позволяет его участникам не только слы­шать партнера, но и видеть его. Поэтому такое расстояние приня­то сохранять на деловой встрече, совещании, дискуссии, пресс-конференции и пр.

Социальная зона непосредственно граничит с личной, и в ней, как правило, происходит большая часть формальных и слу­жебных контактов. В этой зоне осуществляется общение учителя и учеников, начальников и подчиненных, обслуживающего пер­сонала и клиентов и т.д. Здесь очень важно интуитивное чувство дистанции общения, поскольку при нарушении социальной зоны бессознательно возникают отрицательная реакция на парт­нера и психологический дискомфорт, которые также приводят к неудачным результатам коммуникации.

Публичная зона — это расстояние, предпочтительное при ком­муникации с большой группой людей, с массовой аудиторией. Эта зона предполагает такие формы общения, как собрания, пре­зентации, лекции, доклады и речи и пр. Публичная зона начина­ется с расстояния от 3, 5 м и может простираться до бесконечно­сти, но в пределах сохранения коммуникационного контакта. Поэтому публичную зону называют открытой.

Публичную зону коммуникации мы можем наблюдать во время совершения светских или религиозных церемоний, когда глава государства или религиозного института находится на зна­чительном расстоянии от большинства людей.

Во время Второй мировой войны американцы помещали пленных немцев по четыре человека в комнату. Они тут же начинали делить простран­ство комнаты на свои личные территории. Конструкция домов в Гер­мании обеспечивает максимум уединения: дворы там тщательно ого­рожены, все, что можно, запирается на ключ. Когда немец желает уединения, он прячется за закрытой дверыо, а араб уходит в самого себя.

Хронемика

Хронемика — это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени являются ча­стью невербального общения и весьма существенно различают­ся в разных культурах. Критерием отношения к времени в раз­ных культурах служит величина допустимого опоздания.

Например, общие собрания в африканских деревнях начи­наются только после того, как соберутся все жители. Если в США вы опаздываете на важную встречу, то это расценивается как от­сутствие интереса к делу и оскорбление для партнера, а в Латин­ской Америке опоздать на 45 мин. — обычное дело. Поэтому встреча бизнесменов из США и Латинской Америки может за­кончиться неудачно из-за незнания особенностей использова­ния времени в другой культуре.

Исследования проблемы использования времени в различ­ных культурах позволяют выделить две основные модели исполь­зования времени — монохронную и полихронную.

При монохроннои модели время образно представляется в виде дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты. Благодаря этому разделению времени на части человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов. В монохронных культурах допускается опоздание на 10-15 мин., но при этом оно должно сопровождаться извинениями.

В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга. Крайним случаем являются культуры, в языках которых вообще нет слов, относящихся к времени (например, у североамериканских индейцев). Здесь обычно опоздание на 40-60 мин. и отсутствие каких-либо извинений.

Если в монохронной культуре время постоянно отслеживает­ся, считается, что «время — деньги», в полихронной культуре та­кой необходимости нет, о точном использовании времени даже, не задумываются. Примерами полихронной культуры могут слу­жить русская, латиноамериканская, французская культуры. Мо- нохронные культуры — немецкая, североамериканская.

Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре. Так, в крупных городах мы должны идти по улицам бы­стрее, чем в маленьких деревушках. Ритмы африканцев, являю­щиеся для них измерителями времени, принципиально отлича­ются от европейских ритмов.

Разные культуры используют формальные и неформальные виды времени. Неформальное время связано с неопределенным отсчетом: «через некоторое время», «позже», «во второй полови­не дня» и т.д. Формальное время, напротив, отсчитывается очень точно: «к двум часам», «завтра в 15.30» и т.п. Наиболее часто по­мехи в межкультурной коммуникации возникают в ситуации, когда один собеседник оперирует формальным временем, а его оппонент из другой культуры — неформальным. Первый прихо­дит на встречу к двум часам дня, а другой — примерно во второй половине дня, если приходит вообще.

Огромное значение в понимании временного поведения партнера по коммуникации играет знание его темпа жизни. На­пример, временная среда городов-мегаполисов отражает их мо- нохронную, зависящую от времени культуру. Особенно поражает в этом отношении временная среда Нью-Йорка. Свои впечатле­ния от нью-йоркского темпа жизни описал один корейский сту­дент.

Быть ньюйоркцем в Нью-Йорке —это совсем не то, что быть японцем, китайцем или корейцем. Это значит изменить характер. Кажется, что в каждом движении ньюйоркца присутствует какая-то цель. Это так не похоже на азиатов в восточном селе, которые часто лениво прогулива­ются взад-вперед. Но у этих людей нет даже времени на то, чтобы по­болтать или только обменяться взглядами. Оказаться среди жителей Нью-Йорка — это значит приобрести новый деловой взгляд на жизнь, которого не имел раньше. Даже человек, который идет на спектакль и делает для этого нужные приготовления, выглядит деловито. Каждое его действие решительно, методично, обдуманно. Он должен точно знать, чего хочет. Его намерение похоже на центральную железнодо­рожную станцию, где все определено, рассчитано по времени с мате­матической точностью'.

' Martin J., Nakayama Th. Intercultural Communication in Contexts. L.: Toronto. 2000. P. 185.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.