Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фактор превосходства






Первое впечатление создает только основу для дальнейшего общения, но его оказывается недостаточно для по­стоянного и длительного общения. В постоянном общении ста­новится важным более глубокое и объективное восприятие парт­нера. В этой ситуации начинает действовать фактор превосходст­ва, в соответствии с которым происходит определение статуса партнера по коммуникации. Исследования показывают, что для определения этого параметра коммуникации служат два источ­ника информации:

одежда, включающая все атрибуты внешности, в том числе и

знаки различия, очки, прическу, драгоценности и т.п.;

манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает и смотрит человек во время общения).

В самом деле, в одежде и манере поведения человека так или иначе «заложена» информация, свидетельствующая о его при­надлежности к той или иной социальной группе или ориентации на какую-то группу. Различные элементы одежды и поведения служат знаками групповой принадлежности как для самого «но­сителя» одежды и «автора» поведения, так и для окружающих. Правильное понимание знаков такого рода во многом определя­ет общение и взаимодействие людей.

В Китае важное значение придают налаживанию неформальных от­ношений. Вас могут спросить о возрасте, семейном положении, детях, что следует понимать как искренний интерес. По этой причине вас могут пригласить в гости или в ресторан, где подадут не менее 20 блюд. Не отказывайтесь ни от какого блюда, попробуйте хотя бы немного каждое из них. Традиционным завершением китайского застолья яв­ляется подача супа — это сигнал, что обед близится к концу. После супа гость должен первым встать из-за стола.

Китай — самая церемониальная страна Азии, там принято говорить много тостов, но совсем не обязательно при этом чокаться бокалами. Но если все же за столом чокаются, то строго соблюдается правило: младший должен чокнуться верхней частью своего бокала о ножку бо­кала более старшего, тем самым показывая, что он ставит себя ниже сотрапезника. Разливающий напиток должен наполнять чужие бока­лы до краев, иначе это воспринимается как неуважение.

В прежние времена это было настолько важно, что люди опре­деленного профессионального статуса или общественного поло­жения не только могли, но и должны были носить определенную одежду в соответствии с неписаными нормами и строгими пред- йисаниями.

Например, в Китае вплоть до XX в. самой распространен­ной одеждой был халат, и социальное положение владельца коди­ровалось фасоном и цветом халата. Так, халат желтого цвета мог

носить только император, коричневого и белого цветов — преста­релые сановники, красного и синего — герои; студенты носили халаты голубого цвета, крестьяне — белого, бедняки — черного.

В настоящее время, когда практически во всех культурах ис­чезли столь жесткие предписания и ограничения, роль одежды в кодировании социального положения человека все же остается значимой. Можно, вероятно, говорить о существовании неофи­циальной знаковой системы одежды и внешних атрибутов чело­века, элементы которой одновременно являются признаками, определяющими формирование первого впечатления о статусе. Здесь наиболее важными являются три показателя: цена (чем она выше, тем выше статус); силуэт (одежда людей высокого соци­ального положения отличается «строгим», «официальным» силу­этом); цвет (в разных странах конкретные цвета могут иметь раз­ное значение). Все эти особенности неосознанно фиксируются сознанием и влияют на оценку статуса, следовательно, и на тип взаимоотношений в форме превосходства или равенства партне­ров по коммуникации.

Отношения превосходства или равенства определяются так­же манерой поведения коммуникантов, в которой присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе. Каждый человек по манере поведения может определить свое равенство или нера­венство в общении с другими. Дело в том, что в процессе обще­ния в той или иной степени проявляются интерес к партнеру, реакции на информацию и действия, настроение, состояние и т.д. Внешне эти признаки выглядят, например, как высокоме­рие, наглость, уверенность в себе и т.п. Такое поведение может восприниматься по-разному, но оно почти всегда свидетельст­вует об определенном превосходстве. На это же указывает ряд мелких деталей общения: расслабленная поза (означает превос­ходство в ситуации); партнер смотрит в окно или осматривает свои ногти (явная демонстрация превосходства). Если партнер говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то это воспринимается как интеллекту­альное превосходство.

Особенно часто фактор «превосходства» можно наблюдать при межкультурной коммуникации, когда человек оказывается в ситуации, которую он не понимает, в которой плохо ориентиру­ется, что влечет за собой определенную зависимость от своих партнеров по общению. В этом случае человек, легко ориентиру­ющийся в ситуации, — «хозяин» ситуации, он обязательно будет вести себя уверенно, независимо и, следовательно, демонстриро­вать в манере поведения элементы превосходства.

Таким образом, действие фактора превосходства начинается тогда, когда при общении человек фиксирует превосходство дру­гого над собой по знакам в одежде и манере поведения. С одной стороны, человек на основе этого строит свое поведение в дан­ный момент, а с другой — при оценке личности партнера может допускать ошибки, преувеличивать или преуменьшать те или иные его качества.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.