Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признание. Очередным, по представлениям М






Очередным, по представлениям М. Беннета, этапом развития межкультурной чуткости и одновременно первым этапом этноре-лятивизма является стадия признания (одобрения). На ней суще­ствование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признается различие в поведе­нии, затем — в культурных ценностях и т.д.

Самое очевидное отличие в поведении — это язык. Вербаль­ное поведение сильно варьируется в разных культурах. Люди на­чинают видеть это поведение через призму фундаментальных куль­турных различий, а не как варианты универсальных культурных истин. Человек начинает осознавать, что языки — это не разные коды общения, выражающие одни и те же идеи. Он понимает, что язык — это средство формирования картины мира, что наше ви-I дение мира во многом определяется тем, как мы говорим (гипоте-I за Сэпира—Уорфа). В это же время идет знакомство с особеннос-I тями невербального поведения, неожиданными для неподготов-I ленного человека.

Эта стадия готовит людей к признанию относительности куль-I турных ценностей — главного элемента в воспитании межкуль-I турной чуткости. На этом этапе происходит принятие разных взгля-I Дов на мир, являющихся основой культурных вариаций в поведе-I нии. Ценности должны рассматриваться не как вещи, а как про­явление чисто человеческой способности освоения мира. Мы мо-^м делать это по-разному, поэтому ценности у людей могут быть Разными. Если же мы зафиксируем ценности и они станут чем-то Лабильным и неизменным (вещью), они могут начать свое соб-I ^венное существование и вернуть нас к этноцентризму.


274_______ Раздел V. Практика МКК и освоения чужой культ ур^

3.2.2. Адаптация

Следующим этапом в развитии процесса межкультурной чув, ствительности является адаптация (приспособление). На этой ста«дии происходит углубление этнорелятивизма. В это время очень важно осознать, что культура — это не застывший факт, а про­цесс. Поэтому лучше говорить не о том, что люди имеют культу­ру, а о том, что они вовлечены в нее. Следовательно, человек мо­жет временно вести себя приемлемо для чужой культуры, не чув­ствуя угрозы ценностям своей собственной культуры.

Адаптация предполагает развитие альтернативных коммуни­кативных умений и поведенческих моделей. Только сдвинув свои культурные рамки, люди смогут общаться с позиций этнореляти­визма. Адаптация начинается с эмпатии (сочувствия) и заканчи­вается формированием плюрализма.

Эмпатия означает возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о по­требностях другого человека. Не следует сочувствие путать с сопе­реживанием, которое требует поставить себя на место другого че­ловека, чтобы его понять. Сопереживание (сострадание) является этноцентристской категорией, так как основано на предположе­нии об одинаковости людей, которые должны чувствовать одно и то же в сходных обстоятельствах. Сострадание легко отличить от сочувствия. Если кто-то говорит: «Я бы на его месте сделал так...», это почти всегда сострадание. «Я начинаю думать об этом по-другому, когда представляю его точку зрения» — сочувствие.

Эмпатическое чувство развивается у человека долгие годы, обретая форму все возрастающих знаний о других культурах, изу­чения иностранных языков, понимания разных коммуникацион­ных стилей, а также повышения чувствительности к разным ситу­ациям, в которых возможно применение альтернативных культур­ных ценностей.

Но эмпатия имеет ограниченный характер. Более глубокая адап­тация связана с плюрализмом, под которым подразумевается не просто осознание различия культур, но и полное понимание этого разли­чия в конкретных культурных ситуациях. Оно возможно лишь как результат личного опыта жизни в чужой культуре. Обычно для это­го требуется прожить там не менее двух лет. Также плюрализм Де' монстрируют дети эмигрантов или тот, кто вырос в нескольких куль~ турах (например, родители принадлежат к разным культурам).


| г^ав лЗ. Модель освоения чужой культуры М. Беннета____ 275

Для плюрализма характерно осознание культурных различий как части себя, собственной идентичности. Для таких людей ува-! #ение различий означает уважение к себе. Этим плюрализм отли­чается от эмпатии, при которой другой взгляд на мир все еще находится «вне» личности. Фактически результатом плюрализма является бикультурализм или мультикультурализм. Плюрализм, будучи частью высокого уровня межкультурной чуткости, являет­ся обобщением позитивного отношения к культурным различиям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.