Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отрицание. Одной из форм этноцентризма является отрицание каких-либо культурных различий между народами






Одной из форм этноцентризма является отрицание каких-либо культурных различий между народами. Этноцентристская личность просто не воспринимает существования культурных раз­личий. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.


I иАВ лЗ. Модель освоения чужой культуры М. Беннета_____ 269

Изоляция понимается прежде всего как физическая изоляция на-

I ^дов и культур друг от друга. Она очень способствует этноцентриз-

IJJ1 ведь если люди не сталкиваются с чужаками, то нет необходимо-

I сти задумываться о культурных различиях. В наши дни полной фи-

I зической изоляции быть практически не может (разве что найдет-

I сЯ какое-нибудь неизвестное племя в дебрях Амазонки), но вполне

I возможна относительная изоляция, например, изоляция маленького

I дородка с гомогенным населением в большой многонациональной

I стране. В таких местах культурные различия совсем не ощутимы, их

I выпускают из поля зрения в процессе восприятия окружающего мира.

Примером изоляции может быть поведение многих туристов

I за границей, где они ищут сходство со своей культурой и замеча-

I ют поэтому только знакомые предметы. Так, многие американцы

в Японии видят только небоскребы, рестораны «Макдоналдс» и

машины. Иными словами, у этих людей не хватает категорий для

культурных различий.

Частичная изоляция может проявляться также в использова­нии очень широких категорий для культурного различия. Напри­мер, люди согласны, что есть разница между европейцами и азиа­тами, но не видят различий между японцами и корейцами и т. п. Сепарация представляет собой возведение физических или со­циальных барьеров для создания дистанции от всего, что отлича­ется от собственной культуры. Она становится средством сохране­ния отрицания. В реальной практике взаимодействия культур се­парация встречается намного чаще, чем изоляция. Подобные ба­рьеры создаются по расовым, этническим, религиозным, полити­ческим и другим основаниям, разделяющим людей на многочис­ленные и разнообразные группы. Так, в Америке жители трущоб часто принадлежат к иной расе, и их материальные условия жиз­ни способствуют расовой дискриминации.

На первый взгляд, отрицание может показаться удачной фор-I №ой межкультурных контактов. Ведь люди, придерживающиеся I этой позиции, не ищут ссор до тех пор, пока другие держатся на I Расстоянии и ведут себя мирно. На этом этапе люди более вежли-I вы, чем на следующем этапе защиты. Но опасной стороной отри-I Дания является скрытый перевод других, не похожих на тебя лю-I Дей, в другую, более низкую, категорию.

I Отрицание — это привилегия доминантных групп населения. I Малым группам, чье отличие отрицается, трудно доказать другим, I ^о оно есть.

На стадии отрицания лучшим методом формирования меж-I Культурной чувствительности является организация межкультур-


270_______ Раздел V Практика МКК и освоения чужой ку льтуп

сг^------------------------------------------------------------ '----------- -ЩЬ;

ных мероприятий: международных вечеров, недель межкультуп ного обмена, на которых можно познакомиться с чужой музыкой танцами, костюмами, кухней и т.п. После этого можно сформ^ ровать более конкретное понимание наиболее общих культурна категорий. Важно просто признать существование межкультурных отличий. При этом нужно избегать обсуждения действительно важ* ных различий, так как слушатели либо проигнорируют такую дис. куссию, либо отвергнут все объяснения. Когда же эти различия начинают осознаваться, первой реакцией является возрастание напряженности, что ведет к следующему этапу — защите.

3.1.2. Защита

На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противосто­ять. Поскольку существование различий признается как реальный факт, то защита представляет собой шаг вперед в развитии меж­культурной чуткости по сравнению с отрицанием.

Первой формой защиты является диффамация (клевета) — нега­тивная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписыва­ются каждому члену соответствующей социокультурной группы. Клевета может распространяться на расу, этнос, пол, религию и т.д. Она может проявляться в неявной форме, например, в просьбе на семинаре подтвердить, что какая-то группа действительно является источником неприятностей. Но есть и более серьезные формы кле­веты, когда негативные стереотипы пытаются рационально обосно­вать, доказать неполноценность той или иной группы. Именно так действуют разного рода экстремистские организации.

Движение от диффамации к последующим стадиям затрудне­но из-за развившейся ненависти, которая порождает тенденцию возврата к отрицанию. Ведь многие люди, осознающие свою не­нависть к чужакам и понимающие, что это ненормально, предпо­читают вернуться к изоляции, считая, что это лучше для всех. Эту проблему можно решить, лишь воспитывая культурное самоува­жение перед лицом различий.

В таком случае человек приходит к форме превосходства, подчер' кивания своего высокого культурного статуса, причем, прямое отрй' цание чужой культуры при этом не является обязательной чертой пр0' явления этого чувства. Примерами подобного превосходства могут быть гордость за свою расу, пол и т. п. Естественно, все чужое восприняв'


v
гuba 3.
Модель освоения чужой культуры М. Беннета_____ 271

^ся чаще всего как имеющее более низкий статус. В теоретическом плане примером превосходства может служить классический эво­люционизм в этнологии, стоящий на позициях европоцентризма и считающий все другие культуры менее развитыми. В рамках этой #е концепции появился и широко использующийся сегодня тер­мин «развивающиеся страны», подразумевающий эталоном разви­тия всех стран прогресс до европейского и американского уровней.

Конечно, превосходство представляет собой шаг вперед по сравнению с диффамацией, потому что различие оценивается здесь менее негативно, его признают, хотя и с позиций этноцентризма. На этом этапе очень опасно скатиться на позиции ненависти к чужакам. Гордость за свою культуру не должна стать самоцелью.

Недоминирующие этнические группы и различные нацио­нальные меньшинства начинают свой путь развития межкультур­ной чуткости именно с превосходства и клеветы, задерживаясь на них довольно долго.

Обратное развитие (полное изменение) не является обязатель­ной стадией межкультурного развития, хотя и встречается доволь­но часто у лиц, долгое время проживающих за границей. Оно озна­чает очернение своей собственной культуры и признание превос­ходства другой. Субъективное значение, приписываемое культур­ному различию, остается тем же самым, просто происходит замена культуры, которая воспринимается как «другая», «отличная».

На стадии защиты важно обратить внимание на те элементы культуры, которые является общими для всех взаимодействующих культур, и особенно на то, что есть в них положительного. Если вслед за стадией защиты не будет стадии умаления, а сразу про­изойдет скачок к принятию или адаптации, это может привести к Укреплению защиты и отказу от дальнейшего развития межкуль­турной чувствительности.

3.1.3. Умаление

Этап умаления (минимизации) представляет собой последнюю попытку сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культурные различия открыто признаются и не оцениваются не­гативно, как это было на стадии защиты. Они становятся чем-то тривиальным, естественным. Очевидно, что они существуют, но и* определяют как что-то незначительное по сравнению со значи­тельно большим культурным сходством. Считается, что можно Стоять на почве единой человеческой сущности и не обращать


272________ РаздЕу\ V Практика МКК и освоения чужой культу р^

внимания на различия. Эта позиция иллюстрируется известны^ золотым правилом — поступай с другими людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой. Это правило подразумевает что все люди одинаковы. К сожалению, при всей внешней при­влекательности такого подхода он также остается этноцентристу ким, поскольку предполагаемые универсальные характеристики людей берутся из своей культуры и означают: «будь, как я».

Первой формой минимизации является физический универса­лизм, исходящий из того, что все люди независимо от их расовой, этнической или культурной принадлежности имеют общие физи­ческие характеристики, которые обеспечивают одинаковые мате­риальные потребности и требуют поведения, понятного любому другому человеку. Логичным следствием из этих посылок будет утверждение, что все культурные различия сводятся к нескольким не очень существенным характеристикам.

Поэтому важно понимать, что, хотя люди и имеют схожие фи­зические потребности, их удовлетворение каждый раз происходит в специфическом социальном и культурном контексте. Поэтому на этой стадии важно ознакомить людей с эмпирическим матери­алом, подчеркивающим значение социального контекста челове­ческого поведения.

Физический универсализм является результатом эмпиризма -подхода, стремящегося к обобщению опытных (в основном, есте­ственно-научных) данных. Его своеобразным аналогом является трансцендентный универсализм, предполагающий, что все люди являются продуктом некоего единого принципа или подхода (чаще всего Бога). Самый известный пример — утверждение Библии, что человек создан по образу и подобию Божьему.

На этом этапе развития межкультурной чуткости наиболее эффективными будут рассказы о собственном опыте межкультур­ного контакта и другие примеры, иллюстрирующие культурные различия в поведении. Особенно хорошо, если есть возможность в это время устроить встречу с представителями иной культуры, способными наглядно продемонстрировать эти различия.

3.2. Этнорелятивистские этапы

Переход от этноцентризма к этнорелятивизму идет через смену парадигмы, от абсолютизма к релятивизму. Фундаментом этноре' лятивизма является предположение, что поведение человека мож­но понять только из конкретной культурной ситуации, что у куль-


f ит.\ 3- Модель освоения чужой культуры М. Беннета____ 273

рНого поведения нет стандарта правильности. Культурные разли- ф —- это не хорошо и не плохо, они просто есть. А разные типы доведения бывают приемлемыми или неприемлемыми только в конкретных социокультурных условиях. Людям свойственно при­знавать необходимость жить вместе в мультикультурном обществе, поэтому они готовы уважать других и требовать уважения к себе.

Этнорелятивизм начинается с принятия культурных различий I как чего-то неизбежного и позитивного, проходит через адапта-I цию к ним и может завершиться формированием межкультурно I компетентной личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.