Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации






Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуника­ции развились раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполага­ли высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепен­но проявились их определенные преимущества перед вербальными: °ни воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздей-; твуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношения, эмо- Щ оценки, с их помощью можно передавать информацию, кото-РУЮ трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами.

В основе невербальной коммуникации лежат два источника — дологический и социальный, врожденный и приобретенный в *°Де социального опыта человека.


174 Раздеа II. Основные положения теории коммуникации, ц^ I
с_ ~^~^<

Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденк ** ми и служат сигналами для получения ответной реакции. Об это говорят эксперименты со слепыми и глухими детьми, у кототи не было возможности у кого-то увидеть, а потом сымитировав мимику при выражении удовольствия или неудовольствия.

Другим доказательством биологической природы невербаль ной коммуникации является то, что ее элементы с трудом подда, ются сознательному контролю: побледнение или покраснение лица расширение зрачков, искривление губ, частота моргания и др.

Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих пред. ков, достаточно сильно изменились к настоящему времени как по форме, так и по своим функциям. Так, считается, что улыбка че­ловека, связанная с положительными эмоциями, восходит к простому животному оскалу агрессии. Животные отводят взгляд в знак умиротворения, когда не желают схватки, у человека — это сигнал о нежелании поддерживать контакт.

Социальная обусловленность коммуникации, как считают это­логи, присуща не только человеку, но и животным. Они зафикси­ровали довольно много правил невербального общения у животных и птиц: танцы журавлей, пение птиц. Но животные обучаются этим правилам только через имитацию, а человек приобретает их и в ходе процессов инкультурации и социализации. Некоторые нормы невербальной коммуникации имеют общенациональный или этни­ческий характер (в Европе обычно здороваются, пожимая руку, а в Индии складывают обе руки перед грудью и делают небольшой поклон), другие — узкопрофессиональную область применения (сиг­налы, которыми обмениваются водолазы или грузчики).

Двойная природа невербальной коммуникации объясняет на­личие универсальных, понятных всем знаков, а также специфи­ческих сигналов, используемых в рамках только одной культуры-

На основе признаков намеренности (ненамеренности) невер­бальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств:

1) поведенческие знаки, обусловленные физиологическими
реакциями: побледнение или покраснение, а также потоотделе-1
ние от волнения, дрожь от холода или страха и др.;

2) ненамеренные знаки, употребление которых связано с пр'
вычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесы­
вание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и ДР' |


оА л Элементы коммуникации в контексте МКК 175

n^iZ: —----------------- '------------------------------------------------ ч=г^

3) собственно коммуникативные знаки: сигналы, передающие ^формацию об объекте, событии или состоянии. Таким образом, использование в коммуникации невербаль- средств происходит в основном спонтанно. Это обусловлено Н к низшими уровнями центральной нервной системы, так и выс­шими, отвечающими за коммуникацию. Разумеется, в какой-то хепени невербальные элементы поддаются контролю, но даже ппи очень хорошем самообладании может произойти «утечка» информации.

4.2.3. Невербальные элементы коммуникации

Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помо­гает лучше понять способы, с помощью которых выражается меж­культурный смысл общения. В этом отношении важнейшей осо­бенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой ка­нал коммуникации. На основе слуха возникает акустический ка­нал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербаль-ная информация. На основе зрения складывается оптический ка­нал, по которому поступает информация о мимике и телодвиже­ниях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и про­странственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал, на основе обоня­ния — ольфакторный. К невербалике также относят понимание и использование времени — хронемику. Все элементы невербаль­ной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаим­но дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом.

42.3J. Кипесика

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телод-вижений, используемых при коммуникации в качестве дополни-^льных выразительных средств общения. Этот термин был пред-д°жен для изучения общения посредством движений тела. Кин — ^льчайшая единица движения, из них складывается поведение, Так же как речь складывается из слов, предложений и фраз. Счи-ь*вая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые че-^з жесты и другие телодвижения. Элементами кинесики являют-Ся Жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиоло-


176 Рлздк\ //. Основные положения теории коммуникации^ ^t,

гическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслаб. ление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза сжатый кулак, знак победы и т. п.).

Жесты — это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека ц выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свиде­тельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными й физиологичными. Так, зевота или почесывание физиологичны. Это так называемые жесты-адапторы — движения рук, ориентирован­ные на себя или на использование физических объектов (потира-ние рук, верчение карандаша в руках). Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договор­ной характер. Их можно классифицировать следующим образом.

■ Иллюстраторы — описательно-изобразительные и вырази­
тельные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста
теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глу­
боко раскрыть смысл высказывания сопровождают идущий в дан­
ный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание.
Например, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда уве­
личивается энтузиазм говорящего или когда кажется, что слушаю­
щий не понимает говорящего.

■ Конвенциональные жесты, или эмблемы используются при
приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорб­
лении и т. п. Они могут быть прямо переведены в слова, употреб­
ляются сознательно и являются условными движениями. Часто ш
используют вместо слов, которые неловко высказать вслух. Пот
этому все неприличные жесты попадают в эту категорию.

■ Модальные жесты — жесты одобрения, неудовольствия, иро-1
нии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья,!
сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, рЗ'1
зочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Они вы-1
ражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружаю-1
щего, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изм£ ' I
нении активности субъекта в ходе коммуникации.

■ Жесты, используемые в различных ритуалах (христиане кре' I
стятся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями fl°l
лицу сверху вниз и др.).

Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разнЫЧ культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разя^|


*, ава 4. Элементы коммуникации в контексте МКК_______ 177

значение. Это зачастую создает большие проблемы в межкультур-ной коммуникации. Например, для нас привычно при привет-сТВии на расстоянии помахать рукой из стороны в сторону. Но в Северной Америке такой жест означает прощание, в Центральной д^ерике или Африке таким движением останавливают машину лди подзывают к себе кого-то.

При контактах с представителями других культур во многих сйтуациях возникает впечатление, что люди ведут себя неестествен­но. Если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то это кажется японцам странным жестом, так как в таких случаях они прикасаются к носу. Только в XX столетии ру­копожатие стало приемлемым во всем мире. В прошлом такой прямой физический контакт считался во многих культурах непри­личным. Китайцы и в настоящее время по возможности избегают телесных контактов с незнакомцами. Для них крепкое рукопожа­тие также неприятно, как для европейцев и американцев похло­пывание по плечу, что означает «будь здоров».

Телодвижения могут также использоваться для выражения желания закончить или начать разговор. В американской культуре применяется несколько жестов, когда есть желание поменять тему разговора, высказаться самому или закончить беседу:

■ наклониться вперед;

■ перестать смотреть собеседнику в глаза;

■ поменять позу;

■ часто кивать головой;

■ касаться обеими ногами пола.

Эти тонкие намеки имеют, как правило, эффект и меняют ха­рактер общения. Представьте себе человека, который стоит скре­стив руки, постоянно смотрит на часы, то и дело стучит ногами по яолу и часто перестает на вас смотреть. Эти сигналы обычно гово­рят о том, что ему надо идти.

В тоже время ошибочное употребление жестов может привес­ти к очень серьезным недоразумениям. Так, широко известен при-МеР, когда один американский политик был с визитом в Латинс­кой Америке. В своих речах он постоянно подчеркивал, что США х°тят оказать помощь этой стране, демонстрировал свое друже-^бие и расположение окружающим. Но его поездка не увенча­ть успехом. Его самой большой ошибкой было то, что, сходя с ^па самолета, он продемонстрировал всем известный американ­ки жест — ОК, не подозревая о том, что в Латинской Америке Эт° очень неприличный жест.


Мимика представляет собой все изменения выражения щ человека, которые можно наблюдать в процессе общения. он* является важнейшим элементом невербальной коммуникации Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывае! наше внимание, поскольку выражение лица позволяет нам полу чать обратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Ведь человеческое лицо очень пластично и может принимать самые разные выражения. Именно мимика позволяет выразить все унц, версальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивле. ние, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участву. ют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов. Лучше всего исследована улыбка, с помощью которой' можно передать симпатию к своему собеседнику или снисхожде­ние к нему, свое хорошее настроение или притворство по отно­шению к партнеру, а также просто показать хорошее воспитание. Мимика складывается из спонтанных и произвольных мими­ческих реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица по­зволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции. Поэтому при интерпретации мимики особое внимани(следует обращать на ее согласованность со словесными высказы ваниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Как только несогласо ванность становится достаточно сильной, это сразу же бросается глаза даже неопытному человеку.

Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более выраз*

тельной и точной в соответствии с характером и содержанием пр<

цесса коммуникации. Так, мы можем несколько преувеличить наи

радость при получении подарка или представить себя более ого]

ченным, чтобы наказать ребенка. Однако различные формы пр

явления человеческих эмоций нередко имеют специфический х

рактер: например, смех во всех западных странах ассоциируете*

шуткой и радостью. В Японии смех является признаком смуи

ния и неуверенности, и поэтому иногда возникают ситуации f

понимания, когда европеец сердится, а японский партнер, с*

щаясь, улыбается. Если европеец не знает такой особенности япс

ской культуры, то его гнев увеличивается, так как он думает, х

над ним смеются.


4- ЭАементы коммуникации в конп

эстаточно часто мы попадаем в ситуации, когда нам прихо-

сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть или не оскор-цаших близких или знакомых. Решающим фактором при этом дваются культурные традиции. Если в соответствии с норма-1нной культуры мужчина не должен публично проявлять страх угкрыто плакать, ему придется сдерживать свои эмоции, ина-i будет осужден общественным мнением. Существуют ситуации, когда мы должны маскировать свои щи: ревность, разочарование и др.

> азные люди в разной степени способны контролировать свою ику, но всем нам приходится учиться это делать, равно как и фпретировать мимику других людей.

Котя многие исследователи согласны с тем, что люди разных ьтур одинаково реагируют на некоторые раздражители, эмо-[ в разных культурах выражаются по-разному. Считается, что аль, счастье и отвращение проявляются одинаково всеми людь-

Прочие эмоции могут выражаться весьма неоднозначно. На-шер, немцы лучше, чем американцы изображают отвращение, не выражают печали и гнева.

Окулистика — использование движения глаз или контакт гла-ш в процессе коммуникации. С помощью глаз также можно разить богатую гамму человеческих чувств и эмоций. Напри-р, визуальный контакт может обозначать начало разговора, в оцессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, против, прекращения общения, он также может указывать на: ончание реплики или беседы в целом. Специалисты часто срав-тают взгляд с прикосновением, он психологически сокращает ютанцию между людьми. Поэтому длительный взгляд (особенно а представителя противоположного пола) может быть признаком шбленности. Вместе с тем часто такой взгляд вызывает беспо-ойство, страх и раздражение. Прямой взгляд может восприни­мается и как угроза, стремление доминировать. Исследования про­чем окулистики показали, что человек способен воспринимать *УЖой взгляд без дискомфорта не более трех секунд.

Тем не менее, в западных культурах прямой взгляд считается Ва*ным при общении. Если человек не смотрит на своего партне­ру то окружающие его принимают за неискреннего человека и Читают, что ему нельзя доверять. Американцы обычно не доверя-

т тому, кто не смотрит им в глаза. Отсутствие прямого взгляда г°*е может быть воспринято с беспокойством. Умышленный от-

Каз от такого взгляда является средством манипулирования зави-


180 Раздел II. Основные положения теории коммуникации ^ Шсь 1
С" 25* _ - ^^jv I

симым партнером, которому таким образом показывают, что Оь I не интересен и общение с ним в тягость.

Визуальный контакт может варьироваться в зависимости ^ того, какой человек, какого пола находится в контакте. Обычно доминирующие и социально уравновешенные личности вступаю^ в визуальный контакт чаще. Женщины делают это чаще, чем му^ чины. Так, в США использование визуального контакта ведет к росту доверия между людьми. Но взгляд североамериканца, хотя и направлен на собеседника, постоянно переходит от одного глазах другому и даже может быть отведен в сторону. А англичан учат смотреть на говорящего, сфокусировав взгляд на одной точке. Как правило, азиатским женщинам не разрешается смотреть в глаза другим людям, особенно незнакомым мужчинам. Подчиненные тоже не смотрят там в лицо начальнику. Просто во многих культу­рах Азии формой выражения уважения к человеку является запре­щение пристально смотреть на него.

Как и прочие элементы невербальной коммуникации, «пове­дение глаз» отличается в разных культурах и может стать причи­ной непонимания в межкультурной коммуникации. Например, если в США белый преподаватель делает замечание черному студенту и он в ответ опускает глаза, вместо того, чтобы прямо смотреть на преподавателя, тот может разозлиться. Дело в том, что черные американцы рассматривают опущенный взгляд как проявление уважения, а белые американцы расценивают как знак уважения и внимания прямой взгляд. Камбоджийцы считают, что встретить взгляд другого человека является оскорблением, так как это озна­чает вторжение в их внутренний мир. Отвести глаза здесь считает­ся признаком хорошего тона.

Подмигивание у северных американцев означает, что им что-то ужасно надоело или оно становится знаком флирта. Если ниге-1 рийцы подмигивают своим детям, для тех это знак уйти из комна­ты. А в Индии и Таиланде подмигивание будет рассматриваться как оскорбление.

Существенным аспектом кинезиса является поза — положен^ человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюде­нии за ней можно получить значимую информацию о состояний человека. По позе можно судить, напряжен человек или раскован» настроен на беседу или хочет поскорее уйти.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.