Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ь Вербальная коммуникация






i 1.1. Язык как элемент культуры

Каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться друг с другом. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. К наиболее известным вербаль­ным средствам общения относится, прежде всего, человеческая речь, так как благодаря речи люди передают и получают основную массу жизненно важной информации. Однако человеческая речь является лишь только одним из элементов языка, и поэтому ее функциональные возможности гораздо меньше, чем всей языко­вой системы в целом.

Значение языка в культуре любого народа трудно переоценить. Каждая наука в этой оценке подчеркивает обычно свой аспект. В культурологической литературе значение языка чаще всего сво­дится к следующим образным утверждениям:

■ зеркало культуры, в котором отражается не только реаль­
ный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его на­
циональный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и
ценностей, картина мира;

■ кладовая, копилка культуры, так как все знания, умения,
материальные и духовные ценности, накопленные тем или иным
народом, хранятся в языковой системе: в фольклоре, книгах, в
устной и письменной речи;

■ носитель культуры, так как именно с помощью языка она
передается из поколения в поколение. Дети в процессе инкульту-
рации, овладевая родным языком, вместе с ним усваивают и обоб­
щенный опыт предшествующих поколений;

■ инструмент культуры, формирующий личность человека, ко­
торый именно через язык воспринимает менталитет, традиции и
обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.

В различных научных изданиях можно встретить множество определений языка, но все они сходятся в главном: язык представ­ит собой средство выражения мыслей, средство общения. Конеч-Но> У него есть и другие функции, но эти — основные. Среди Югочисленных функций языка существует коммуникативная ^Нкция, предполагающая, что без языка любые формы общения Л1оДей становятся невозможными. Язык служит коммуникации и


15 8 Раздел II. Основные положения теории коммуникации АлЛ
сг^—-------------------------------------------------------- -Л1

может быть назван коммуникативным процессом в чистом щ\ А поскольку культура как специфически человеческий призу приспособления к окружающей среде тоже может быть назвУ коммуникацией, становится ясно, что связь языка, культур^] коммуникации является естественной и неразрывной.

Язык не существует вне культуры. Это один из важнейы компонентов культуры, форма мышления, проявление специф! чески человеческой жизнедеятельности, которая сама в свою oJ редь является реальным бытием языка. Поэтому язык и культуЛ нераздельны. Если язык — это культура, то и культура преУ всего — это язык.

4.1.1.1. Теории связи языка, мышления и " культуры

Непреходящая роль языка в процессах коммуникации стад! предметом научного анализа еще с начала Нового времени. Ц изучали Д. Вико, И. Гердер, В. Гумбольдт и другие ученые про] шлого, заложив тем самым основы лингвистики. Но самые боль] шие успехи в изучении языка и речевого общения принес XX век] Это произошло после того, как ученые смогли установить нераз! рывную взаимосвязь языка, мышления и культуры.

Инициаторами в изучении этой взаимосвязи были американс] кий культурный антрополог Ф. Боас и британский социальны! антрополог Б. Малиновский. Ф. Боас еще в 1911 году указал на эта связь, проиллюстрировав ее сравнением двух культур через их ело] варный состав. Так, для большинства североамериканцев снегн это просто погодное явление, и в их лексиконе для обозначений этого понятия есть только два слова: snow (снег) и slush (слякоть). Л в языке эскимосов существует более двадцати слов, описывающие снег в разных состояниях. Такое разнообразие словарных средств ясно показывает, что для эскимосов снег — это не просто составив часть погоды, а важнейшая часть природы, на которой базируете! большинство элементов их культуры.

Существенный вклад в понимание связи языка и культурч внесла знаменитая лингвистическая гипотеза Сэпира—Уорфа, Щ торая утверждает, что язык — это не просто инструмент для вос­произведения мыслей, он сам формирует наши мысли. Чтобч придти к этой идее, Б. Уорф (опираясь на исследования своещ учителя Э. Сэпира) проанализировал не состав языков, а их сгрИ турные отличия друг от друга. Для этого он сравнил английскИЧ язык и язык индейского племени хопи. Например, английской


А 4 Элементы коммуникации в контексте МКК 159

\Ф*^-------- ■ ------------------------- 1-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- =^5-^

едложению «Он остался на десять дней» в языке хопи соответ-ПР ует предложение «Он остался до одиннадцатого дня». Б. Уорф СТюк£ выяснил, что в языке хопи нет деления на прошедшее, на-таоЯщее и будущее время, существующего в большинстве евро-йских языков. На примерах такого типа Уорф поясняет связь 1а1ьтуРы и языка, утверждает, что по-разному говорящие люди и J^-разному смотрят на мир.

Гипотеза Сэпира—Уорфа исходит из положения, что язык яв­ляется основой той картины мира, которая складывается у каждого человека и приводит в порядок (гармонизирует) огромное количе­ство предметов и явлений, наблюдаемых нами в окружающем нас мйре. Ведь любой предмет или явление становятся доступными для нас только тогда, когда им дается название. Предмет или явление, не имеющие названия, для нас просто не существуют. Дав же такое название, мы тем самым включаем новое понятие в ту систему по­нятий, которая существует в нашем сознании. Иными словами, мы вводим новый элемент в существующую у нас картину мира. Мож­но сказать, что язык не просто отображает мир, он строит идеаль­ный мир в нашем сознании, он конструирует вторую реальность, с которой человек имеет дело прежде, чем с предметами реальной действительности. Человек видит мир так, как он говорит. Поэтому люди, говорящие на разных языках, видят мир по-разному.

В соответствии с этой теорией реальный мир создается благодаря языковым особенностям данной культуры. Каждый язык имеет соб­ственный способ представлять одну и ту же реальность. Все основы­вается на степени переживаний, которые определяют восприятие и мышление. Если какой-то объект объясняется системой из несколь­ких понятий, то это означает, что он имеет важное значение для людей данной культуры. Чем сложнее и разнообразнее совокупность понятий для одного явления, тем оно более значимо и весомо в Данной культуре. И чем явление менее значимо, тем грубее языковая Дифференциация. Так, например, раньше в классическом арабском языке было более 6000 слов, которые относились к верблюду (окрас­ку форма тела, пол, возраст, передвижение и т.д.). В настоящее вре-^ многие из них исчезли из языка, поскольку значение верблюда в повседневной арабской культуре сильно уменьшилось.

Эта гипотеза сегодня широко известна, и у нее есть как после-д°ватели, так и противники. Последние доказали, что, хотя раз-Ч11чия в восприятии мира, бесспорно, существуют, но они не так Ве]Шки, иначе люди просто не смогли бы общаться друг с другом.


160 Рлздеа II. Основные положения теории коммуникации ^, I Гипотеза Сэпира—Уорфа дала толчок многочисленным иссл! дованиям в области взаимосвязи языка, мышления и культу*.! Среди них особое место принадлежит работам российского щ\ холога А. Н. Леонтьева и другим отечественным исследователеI Между языком и реальным миром стоит человек, носитель щЛ и культуры. Именно он воспринимает и осознает мир посредст^! органов чувств, создает на этой основе представления о мире. Он J свою очередь рационально осмысливаются в понятиях, суждениях! умозаключениях, которые уже можно передать другим людям. ким образом, между реальным миром и языком стоит мышление, I Слово отражает не сам предмет или явление окружающего мир! а то, как человек видит его, через призму той картины мира, кото] рая существует в его сознании и которая детерминирована его! культурой. Ведь сознание каждого человека формируется как пол воздействием его индивидуального опыта, так и в результате ин| культурации, в ходе которой он овладевает опытом предшествую.] щих поколений. Таким образом, язык является не простым зерка-1 лом, автоматически отражающим все окружающее, а призмой, через] которую смотрят на мир и которая в каждой культуре своя. Язык,! мышление и культура настолько тесно связаны друг с другом, что! практически составляют единое целое и не могут функциониро] вать друг без друга. Поэтому окружающий человека мир можно представить в трех! формах: ■ реальный мир; ■ культурная (понятийная) картина мира; ■ языковая картина мира. Реальный мир — это объективная действительность, существу­ющая независимо от человека, мир, окружающий его. Культурная (понятийная) картина мира — отражение реально­го мира через призму понятий, сформированных в процессе по­знания мира человеком на основе как коллективного, так и инди| видуального опыта. Эта картина специфична для каждой культу­ры, возникающей в определенных природных и социальных усщ виях, отличающих ее от других культур. Языковая картина мира отражает реальность через культурнп картину мира. Язык подчиняет себе, организует восприятие миИ его носителями. Эта картина мира тесно связана с культуру картиной мира, находится в непрерывном взаимодействии с ней восходит к реальному миру, окружающему человека.

вА ^Элементы коммуникации в контексте МКК________ 161

Путь от реального мира к понятию и выражению этого поня-- в слове (именно слово является основной единицей языка) га3дичен у разных народов. Это связано с различными природны-•L климатическими условиями, а также с разным социальным оКружением. По этой причине у каждого народа своя история, вои культурная и языковая картины мира.

Безусловно, культурная картина мира всегда богаче, чем язы­ковая. Но именно в языке реализуется, вербализуется культурная картина мира, хранится и передается из поколения в поколение. Именно картина, а не фотография мира, которая была бы одина­кова у разных народов.

Слова — это не просто названия предметов или явлений, а кусочек реальности, пропущенный через призму культурной кар­тины мира и поэтому приобретший специфические, присущие только этому народу черты.

Поэтому там, где русский человек видит два цвета: синий и i голубой, англичанин видит один цвет — blue. Хотя и те и другие | смотрят на одну и ту же часть спектра. Если англичанин видит два предмета — foot и leg, то русский — только один — ногу. Таким образом, язык навязывает человеку определенное видение мира. Один и тот же кусочек реальности, одно и то же понятие имеет I разные формы языкового выражения в разных языках — более полные или менее полные.

Когда мы учим иностранный язык, слова этого языка, мы зна­комимся с кусочком чужой картины мира и пытаемся совместить, его со своей картиной мира, заданной родным языком. Но чаще всего это невозможно. Ведь усваивая чужой язык, человек одно­временно усваивает и чужой мир, чужую культуру, что приводит к своеобразному раздвоению личности. Именно это и является од-*ой из главных трудностей в изучении иностранного языка.

^•1.1.2. Роль языка в межкультурном обгцении

Как правило, большое число проблем возникает при переводе нФормации с одного языка на другой. Очевидно, что абсолютно ный перевод невозможен из-за разных картин мира, создавае-1Ь1Х разными языками. Наиболее частым случаем такого языково-несоответствия является отсутствие точного эквивалента для Фажения того или иного понятия и даже отсутствие самого по-*тИя. Это связано с тем, что понятия или предметы, обозначае- такими словами, являются уникальными для данной КУЛЬТУ­РЫ межкультурной коммуникации


1

16 2 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. ьЛ
сг**

ры, а в других культурах отсутствуют и, следовательно, там J соответствующих слов для их выражения. Так, в русском языке нет эля или виски, а значит, нет и соответствующих слов на pJ ском языке. А в английском языке нет слов для блинов, 6opJ водки и т.д. В случае необходимости эта понятия выражаюты помощью заимствований.

Но таких слов в языке не очень много (не более 6—7%). более сложным случаем оказывается ситуация, когда одно и то поня тие по-разному — избыточно или недостаточно — выражается] разных языках. Выше мы уже приводили такие примеры. Пробле ма в том, что значение слова не исчерпывается одним лишь лек сическим понятием (денотацией слова), а в значительной степень зависит от его лексико-фразеологической сочетаемости и конод тации. Полное совпадение всех названных аспектов слова пракщ чески невозможно. Именно поэтому невозможно переводить сл& ва только с помощью словаря, который дает длинный список воз можных значений этого слова. Изучая язык, нужно заучивать ело ва не в отдельности, по их значениям, а в естественных, наибещ устойчивых сочетаниях, присущих данному языку.

Поэтому «победу» можно только «одержать», «роль» — «и рать», «значение» — «иметь». Русский «крепкий чай» по-английс ки будет «сильным чаем» (strong tea), а «сильный дождь» — «тяже лым дождем» (heavy rain). Это примеры лексико-фразеологичес кой сочетаемости слов, которые естественны и привычны в род ном языке, но совершенно непонятны для иностранца (если oi будет переводить эти словосочетания по словарю).

Помимо проблем с лексико-фразеологической сочетаемости слов существует конфликт между культурными представлениям! разных народов о тех предметах и явлениях реальности, которьк обозначены эквивалентными словами этих языков. Эти культур* ные представления обычно определяют появление различных стй-листических коннотаций у слов разных языков.

Примером может служить словосочетание «зеленые глаза»» которое по-русски звучит весьма поэтично, наводит на мысли* колдовских глазах. Но то же самое словосочетание по-английс^ (green eyes) напоминает о зависти и ревности, которые были $ званы Шекспиром в его трагедии «Отелло» «зеленоглазым чуД0" вищем». Если в России встретить черную кошку — к несчастье то в Англии — к удаче.

Слово как единица языка соотносится с предметом или явле^ ем реального мира. В разных культурах могут быть разными


ол4 Элементы коммуникации в контексте МКК 163

/> i2^—-1—-------------------------------------------------------------------- ^-^

тхько эти предметы или явления, но и культурные представления

Т яйХ. Ведь они живут и функционируют в разных мирах и культу-

Так, английский house очень сильно отличается от русского

иа. Для нас дом ~~ это и место жительства, и место работы чело-

ека, любое здание и учреждение. Для англичан — это только зда-

ле или строение. Домашний очаг будет передаваться словом home.

9то означает, что понятие «дом» шире, чем понятие «house».

Таким образом, при выборе языка общения необходимо по­мнить как о лексико-фразеологической сочетаемости слов, так и об их различной коннотации, существующей в разных языках.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.