Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неопределенность ситуации МКК






Любая коммуникация представляет собой процесс обмена ин­формацией между людьми, каждый из которых обладает своим жизненным опытом и картиной мира. Передаче и получению ин­формации предшествуют моменты кодирования и декодирования, при которых неизбежны потери и помехи. Ведь невозможно пол­ностью унифицировать процессы восприятия информации, я° многом носящие индивидуальный характер. Поэтому нередки си­туации, когда получатель послания приписывает символам и зна­кам, используемым в сообщении, иное значение, чем отправ**' тель, и по этой причине интерпретирует и понимает это послан* иначе, чем адресант. И ответное сообщение или действие полу113 теля информации могут быть не полностью адекватными тоМУ'


ni BA 3. Межкультурная коммуникация_____________________ 147

-> -" ^~г>

цто ожидает отправитель информации. Нарушенные ожидания при­едят к непониманию между участниками коммуникации, вызы­вая чувство неуверенности, беспокойства и недовольства.

В ситуации обычного межличностного общения риск непонима-нИя существует всегда, но его вероятность и степень проявления сни­жаются из-за принадлежности участников коммуникации к одной культуре. У них общие нормы и ценности, единые правила поведе­ния, они хорошо представляют себе контекст коммуникации.

При межкультурном общении вероятность непонимания на­много возрастает, так как принадлежность коммуникантов к раз­ным культурам часто нарушает их ожидания. Это вызывает нега­тивные эмоции по отношению к партнеру-коммуниканту и всей культуре, которую тот представляет, приводит к неудаче весь про­цесс общения. Ведь мы основываем наше толкование полученных сигналов на нашем жизненном опыте и культуре. Именно поэто­му чужое поведение, основанное на ином опыте и культуре, мо­жет быть истолковано нами неверно. В этом случае у нас возника­ет тревога, неуверенность из-за неспособности предугадать даль­нейший ход процесса коммуникации и его результаты. Состояние человека можно охарактеризовать как стресс.

3.3.2. Основные аспекты неуверенности (неопределенности)

При первом контакте с чужой культурой каждый человек рас­полагает очень малым объемом информации о новой культурной среде, не имеет четких представлений о принятых в данной куль-type нормах поведения и поэтому переоценивает или недооцени­вает поведение окружающих. В таких ситуациях возникают, как правило, три основных типа неопределенности:

■ когнитивная неопределенность — заключается в том, что че­
ловек не может точно знать представлений и установок своего
ПаРтнера;

■ поведенческая неопределенность — когда человек не может
пРедсказать поведение своего партнера;

■ эмоциональная неопределенность — психологическое состо-
я*Ше, при котором человек будет испытывать беспокойство, что его
Правильно поймут, отрицательно оценят, нанесут ущерб его Я.

Исследования западных ученых по проблеме коммуникацион-°й неуверенности позволили им установить, что если неуверен-


148 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. 1УГК ^

ность будет слишком большой, то люди будут или избегать общения, или заботиться в первую очередь о впечатлении, которое они произ­водят на собеседника, и тогда перестанут думать о самом акте ком­муникации. Но если беспокойства и волнения не будет совсем, то люди также перестают задумываться о процессе общения, совсем не обращая внимания на своего собеседника и теряя стимулы нормаль­ной коммуникации. В этом случае люди, как правило, полагаются на известные им стереотипы и неправильно воспринимают поведе­ние другого человека. Таким образом, эффективной коммуника­ции должен быть свойственен некоторый оптимальный уровень нео­пределенности. Свести свою неуверенность в коммуникации к это­му уровню — первоочередная задача каждого коммуниканта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.