Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние науки России на 2012 год






 

На международном уровне Российская Федерация занимает 51 место в рейтинге Global Innovation Index 2012. К факторам, определяющим качество инновационной деятельности, можно отнести характеристику уровня образования и состояние сферы исследований и разработок:

• по уровню образования Россия занимает 55 место в мире, этот показатель также является средневзвешенным по отдельным показателям в сфере образования;

• оценка сферы исследований и разработок включает 3 показателя: количество исследователей на 1 млн. человек населения (35 место в мире), затраты на НИОКР (29 место в мире) и качество исследовательских институтов (57 место в мире).

Существенной проблемой является отсутствие действенных механизмов перевода новых научных знаний в прикладные результаты. По созданию новых научных знаний, характеризуемому количеством патентов и научных статей, Россия занимает 29 место в мире. Однако по показателю распространения знания Россия занимает лишь 56 место.

 

1.1. Кадровое обеспечение

По состоянию на декабрь 2011 года в России численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составила 726, 3 тыс. человек, из них численность исследователей - 372, 6 тыс. человек. (Численность населения России 144 млн).

По абсолютным масштабам кадрового потенциала науки Россия занимает одно из ведущих мест в мире, уступая лишь Китаю, США и Японии.

Современная динамика научных кадров в России характеризуется уменьшением их численности, хотя темпы этого сокращения в последние годы снижаются. Рост кадрового потенциала в сфере науки и технологий возможен за счет концентрации ресурсов на работах, осуществляемых научными коллективами, способными на выполнение научных исследований на мировом уровне, правильной постановки задач, персональной мотивации научных кадров.

Развиваются механизмы самооценки научным сообществом научных работ и определения приоритетных направлений научных исследований и разработок, в том числе в рамках деятельности технологических платформ. Расширяется система независимой экспертизы, распространяется практика привлечения зарубежных специалистов. Важной тенденцией последних лет является улучшение условий привлечения к работе в российских научных организациях зарубежных ученых, стимулирование международных обменов.

Особое внимание необходимо уделять вопросам создания конкурентных условий для привлечения в науку молодых исследователей, в том числе -выпускников ведущих зарубежных университетов.

 

1.2 Финансовое обеспечение

В 2012 году объем внутренних затрат на научные исследования и разработки в Российской Федерации составил по предварительным оценкам 699, 9 млрд. рублей, что составляет 1, 12 процента валового внутреннего продукта (ВВП). Значения аналогичного показателя составляют: для Китая - 1, 7 процента; в среднем по странам ОЭСР - 2, 33 процента; 2, 79 процента в США; 3, 33 процента в Японии.

Важнейшим источником финансирования отечественной науки были и остаются средства государственного бюджета. В 2012 году доля бюджетных средств составляла 65, 3 процентов во внутренних затратах на исследования и разработки.

В рамках Стратегии инновационного развития также ставится задача преодолеть характерную для последнего времени тенденцию сохранения (а в некоторые годы даже роста) доли бюджета в расходах на исследования и разработки, обеспечив к 2020 году финансирование на уровне не менее 50 процентов за счет внебюджетных источников.

 

1.3 Институциональная структура и организация отрасли

Основная часть научных исследований сосредоточена в научных институтах государственного сектора, в том числе в организациях Российской академии наук, которые поэтапно реструктурируются и адаптируются под изменяющиеся приоритеты, ориентируясь на социальные и экономические результаты. Исследовательские проекты мирового уровня выполняются в НИЦ «Курчатовский институт» и государственных научных центрах Российской Федерации (далее -ГНЦ РФ).

Одновременно реализуется ряд мер по развитию исследовательских компетенций в вузах, стимулированию корпоративной науки, что позволит решить проблему повышения качества взаимосвязи науки и реального сектора экономики, внедрения в производство научных результатов и технологий, подготовки кадров.

Изменение институционального ландшафта сектора науки и технологий реализуется за счет таких новых форм, как институты развития, технологические платформы, инновационные территориальные кластеры. Эти формы становятся центрами организации научных исследований по отдельным перспективным направлениям исследований и разработок.

 

1.4 Материально-техническая база

Преобладающая часть основных средств науки по-прежнему сосредоточена в научных организациях, находящихся в государственной собственности под управлением Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Значения показателей фондовооруженности труда отражают низкий уровень оснащенности персонала основными средствами. Сокращение фондовооруженности происходит в условиях опережающего снижения объема основных средств по сравнению с численностью занятых исследованиями и разработками. Это означает необходимость реализации программ модернизации инфраструктурной базы, в том числе за счет развития ЦКП.

В настоящее время ресурс многих российских научных установок исчерпывается. В связи с нарастающим физическим и моральным износом часть объектов утрачивает статус уникальных. С учетом этих обстоятельств при участии Российской Федерации в качестве ключевого партнера будут реализованы международные проекты по созданию установок мега-сайенс нового поколения на территории России и за рубежом.

Повысить эффективность и конкурентоспособность российской науки невозможно, рассчитывая только на дополнительное финансирование. Необходимо сочетание мер финансового характера с иными мерами, обеспечивающими рациональное реформирование и развитие сектора исследований и разработок. Поэтому в Государственной программе предусмотрены меры по институциональным изменениям, оптимизации системы управления и финансирования сектора, его кадровому укреплению, развитию материально-технической базы [2].

 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.