Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В зарубежной практике документ, аналогичный ТУ, —техническая 4 страница






Используемые в сфере услуг многочисленные подзаконные акты (правила, инструкции и пр.) не могли стать основной нормативной ба­зой сертификации — были необходимы государственные стандарты с обязательными требованиями. Таким образом, обязательная сертифи­кация, начатая в стране, инициировала работы по стандартизации в сфере услуг.

Для разработки комплекса государственных стандартов в сфере ус­луг стали создавать технические комитеты, так как стандарты требова­лось разработать по 16 группам (видам) потенциально опасных услуг. Как и по товарам, задача решалась поэтапно. Первоочередность стан­дартизации конкретных услуг определялась в основном заинтересован­ностью в решении проблемы сертификации тех министерств и ве­домств, которые отвечали за развитие конкретной сферы услуг. Такие федеральные органы, как Росбытсоюз, Госкомитет по физической куль­туре и туризму, Роскомторг, Минтранс, не только приняли на себя организационные заботы (в частности, создание и введение ТК), но и согла­сились финансировать разработку государственных стандартов из соб­ственных средств.

Было создано шесть ТК, в частности ТК «Услуги населению», кото­рый должен был определять политику в области стандартизации и сер­тификации услуг, отраслевые ТК: «Услуги торговли и общественного питания», «Автосервис», «Бытовое обслуживание», «Транспортные услуги», «Туристско-экскурсионное обслуживание». Уже к 1996 г. си­лами этих ТК было разработано 27 государственных стандартов и вве­дены в действие системы сертификации по шести группам (видам) од­нородных услуг.

Теоретическое осмысливание проблемы стандартизации и сертифи­кации в сфере услуг и анализ оплаты работы в этой области, предпри­нятые ВНИИ сертификации, показали, что существует необходимость в трех видах стандартов, не предусмотренных Государственной систе­мой стандартизации:

- стандарты, устанавливающие требования к обслуживающему и производственному персоналу;

- стандарты, устанавливающие требования к предприятию, оказы­вающему услуги (в том числе на классификацию по типам, видам, клас­сам, разрядам, «звездам»);

- стандарты на методы контроля и оценки услуг.

На 1 января 2001 г. в сфере услуг населению действовало более 40 государственных стандартов (главным образом ГОСТ Р), в том числе: основополагающие (на термины в области услуг, модель обеспечения качества услуг); конкретные группы услуг (ремонт и техническое об­служивание автомототранспортных средств, радиоэлектронной аппара­туры, электробытовых машин и приборов, туристских услуг и услуг гостиниц, услуг общественного питания, химическая чистка и краше­ние, перевозка пассажиров автомобильным транспортом), на процессы (проектирование туристских услуг), персонал (по услугам общепита, розничной торговли), на классификацию предприятий сферы услуг (предприятия общепита, гостиницы).

8.2. Особенности требований стандартов к отдельным группам услуг

В существующих стандартах на услуги отсутствует универсальный подход к группировке требований к услугам. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием стандартизированной номенклатуры показателей качества услуг (в целом), с другой — неоднородностью услуг по содер­жанию. Можно выделить два подхода к группировке.

Первый подход реализован в стандартах на материальные и немате­риальные услуги (услуги общепита, розничной торговли, туристско-экскурсионные услуги). Для примера рассмотрим два стандарта: ГОСТ 50690—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услу­ги. Общие требования»; ГОСТ Р 51304—99 «Услуги розничной торгов­ли. Общие требования».

К обязательным требованиям к туристским услугам отнесены: безопасность жизни и здоровья туристов и экскурсантов; сохранность имущества туристов и экскурсантов; охрана окружающей среды (предоставление услуг не должно сопро­вождаться ухудшением характеристик окружающей природной сре­ды —засорением территории, вытаптыванием растительного покрова, повреждением и выжиганием кустарников и деревьев и т.п.). К рекомендуемым требованиям стандартом отнесены: соответствие назначению (соответствие ожиданиям и физическим возможностям потребителей, которым адресуется услуга);

точность и своевременность исполнения (предоставляемые услуги по объему, срокам и условиям обслуживания должны соответствовать требованиям, предусмотренным в путевке, билете, квитанции и т.п.);

комплексность (возможность получения не только основных, но и дополнительных услуг, создающих нормальные условия жизнедеятель­ности потребителей);

этичность обслуживающего персонала (потребителю должны быть гарантированы вежливость, доброжелательность, коммуникабельность персонала);

комфортность (услуги должны предоставляться в комфортных ус­ловиях обслуживания — в помещениях с удобной планировкой, с ра­циональным оборудованием и т.п.);

эргономичность (сложность маршрутов, используемые транспорт­ные средства, мебель, другие предметы оснащения для обслуживания должны соответствовать физиологическим, антропометрическим, пси­хологическим и прочим возможностям туристов);

эстетичность (художественное решение зданий, территории, инте­рьера помещений туристского предприятия).

Как видно из вышеизложенного, группировка исходит из потребно­стей потребителей услуги — туристов и учитывает специфику услуг населению, поскольку включает требования к условиям обслуживания (этичность персонала, комплексность, комфортность).

К обязательным требованиям к услугам розничной торговли отне­сены, помимо требований безопасности и охраны окружающей среды, также требования функциональной пригодности и эргономичносги. Требования функциональной пригодности предусматривают: точность и своевременность оказания услуги, которая характеризу­ется соблюдением установленного режима работы предприятия, време­нем предоставления услуги, точностью срока ее исполнения, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.; наличие товаров надлежащего качества;

наличие ассортимента товаров, установленного для данного типа предприятия;

обеспечение условий для компетентного выбора покупателем това­ров и услуг;

информативность, т.е. требование наличия необходимой и достовер­ной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассорти­менте товаров, исполнителе услуги, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах потребителей;

соответствие обслуживающего персонала своему функционально­му назначению, т.е. профессионализм и умение общаться с покупате­лями.

Как отмечалось выше, отнесение функциональной пригодности к обязательным требованиям вытекает из ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей». Кроме того, такое частное требование, как требование информативности, вытекает из ст. 8—10 Закона, в которых устанавли­вается право потребителей на достоверную и полную информацию о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), о порядке приобретения товаров (выполнения работ и услуг). Другое частное требование — соответствие обслуживающего персонала свое­му функциональному назначению—можно трактовать как проявление общего требования совместимости применительно к системе «покупа­тель—продавец».

Требования эргономичности услуг розничной торговли предусмат­ривают:

комфортность и удобство при совершении покупки; гигиенические требования — требования к уровню освещенности, вентилируемое™, запыленности, шума в торговых помещениях; санитарно-гигиенические требования к персоналу; санитарные требования к содержанию помещений и торгового обо­рудования.

Требования эргономичности являются проявлением требований совместимости применительно к системе «покупатель—торговое поме­щение—продавец».

Второй подход реализован в стандартах на такие материальные ус­луги, как услуги по ремонту машин и приборов, услуги химчистки. Его можно назвать техническим, поскольку требования стандартов «замк­нуты» на техническом обслуживании и не содержат требований к куль­туре обслуживания, условиям обслуживания клиентов. В этих стандар­тах даются требования к организации технологического процесса (ремонта изделий, химической чистки и крашения) и к результатам ус­луги — к качеству изделий, прошедших ремонт, химчистку. Узкий ха­рактер требований можно объяснить многими причинами: недооценкой человеческого фактора в процессе обслуживания клиентов предприя­тия сферы услуг, частичным отражением вопросов обслуживания в Правилах бытового обслуживания населения или других правилах пре­доставления услуг.

Не вполне ясен в сертификации услуг вопрос о критериях для отне­сения требований к качеству (показателей качества) к группе обязатель­ных. Следует согласиться с Г.Н. Воробьевой [13] в том, что соответствие услуги функциональному назначению складывается из разных видов совместимости. Если использовать системный подход при установле­нии состава требований совместимости, то к обязательным требовани­ям должны быть отнесены: эргономичность, поскольку это система «человек—техника»; профессионализм и этичность обслуживающего персонала, поскольку это система «человек—человек», и ряд других требований. Особо надо подчеркнуть роль человеческого фактора в обеспечении качества обслуживания, а значит, и услуги: грубость, не­коммуникабельность персонала нередко являются источником серьез­ных стрессов потребителя услуги.

9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Президент одной из американских компаний Р. Карпентер очень точно определил ценность и эффективность стандартов: «Богатство содержания стандартов аккумулирует в себе миллионы человеко-ча­сов, вложенных в эти документы за десятки и даже сотни лет. Этот громадный объем информации представляет собой дорогостоящую интеллектуальную собственность, которая должна быть соответствующим образом оценена и защищена». Отсюда понятно, что приме­нение прогрессивного стандарта как носителя передового опыта не может не дать ощутимого эффекта.

Эффективность стандартизации проявляется в том, что стандарты как документы, имея относительно низкую стоимость, при внедрении позволяют улучшить деятельность, продукцию, услуги, значит — по­лучить прибыль, которая часто на несколько порядков выше стоимос­ти купленного стандарта.

Об эффективности стандартизации свидетельствуют примеры, по­казывающие, что игнорирование стандартов оборачивается огромными убытками для компании по ряду причин, например из-за того, что ее продукция не была сертифицирована на соответствие конкретному стандарту; из-за дополнительных затрат компании на переделку продук­ции, изготовленной не в соответствии с требованиями стандартов в стране экспорта.

Глобализация рыночных интересов компании увеличивает потреб­ность во все большем количестве стандартов. По оценке Всемирного банка (который перевел в 2002 г. в Банк ВТО средства на развитие стан­дартизации в развивающихся странах), Африка может получать свыше 1 млрд дол. в год от увеличения экспорта орехов, сухофруктов и дру­гих сельскохозяйственных товаров, если будет принимать участие в разработке международных стандартов и выполнять их требования.

В условиях рыночной экономики эффективность работ по стандар­тизации проявляется как в процессе, так и в результатах деятельности конкретных субъектов хозяйствования различных форм собственности, причем во всех сферах: в научных исследованиях и опытно-конструк­торских работах, в производстве, обращении (реализации), эксплуата­ции и утилизации продукции.

Эффективность работ по стандартизации определяется в соответ­ствии с Рекомендациями Госстандарта России [39].

Под эффективностью работ понимают соотношение общественно­го (народнохозяйственного) эффекта применения результатов работ по стандартизации в народном хозяйстве и затрат, связанных с их приме­нением.

Определение эффективности работ по стандартизации осуществля­ется в целях:

обоснования целесообразности включения конкретных работ по стандартизации (разработка нового стандарта, пересмотр или внесение изменения в действующий стандарт) в планы государственной и меж­государственной стандартизации;

выбора наиболее оптимальных вариантов, включаемых в стандар­ты требований;

оценки результативности деятельности в области стандартизации.

 

Эффективность работ по стандартизации выражается в следующих основных ее видах:

1. экономическая;

2. техническая и (или) информационная;

3. социальная.

В качестве показателей экономической эффективности работ ис­пользуют следующие:

экономия (Э) — величина суммарного уменьшения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (груп­пы стандартов) на единицу стандартизируемой продукции (услуги);

затраты (3) —величина суммарного увеличения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (груп­пы стандартов) на единицу стандартизируемой продукции (услуги);

экономический эффект па единицу продукции (услуги) — величина итогового уменьшения затрат (издержек) при производстве, обращении, применении (эксплуатации) и утилизации единицы стандартизируемой продукции (услуги), определяемый как разность между экономией (Э) и затратами (3);

экономическая эффективность работ по стандартизации — соот­ношение экономического эффекта и затрат в народном хозяйстве стра­ны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов).

Определение экономической эффективности рекомендуется осуще­ствлять при разработке и применении следующих видов стандартов:

a. стандарта на продукцию и услуги, устанавливающего техничес­кие требования или технические условия;

b. стандарта на работы (процессы);

c. стандарта на методы контроля.

Следующие примеры свидетельствуют о значительном экономи­ческом эффекте стандартизации. Так, внедрение государственного стандарта на холодильники дает экономию на каждом холодильнике до 200 кВт • ч в год. Поскольку холодильник есть почти в каждой семье, то объем экономии электроэнергии по стране будет эквивалентен объе­му выработки новой электростанции. Разработка и внедрение комплек­са стандартов в области защиты материалов и изделий от коррозии, ста­рения и биоповреждений сокращают потери в этой области на 2%, что эквивалентно 600—800 млн у.е. в год.

Определение технической и (или) социальной эффективности реко­мендуется проводить для основополагающих (организационно-техни­ческих и общетехнических) стандартов.

Техническая эффективность работ по стандартизации может вы­ражаться в относительных показателях технических эффектов, получа­емых в результате применения стандарта: например, в росте уровня безопасности, снижении вредных воздействий и выбросов (стоков), снижении материало- или энергоемкости производства или эксплуата­ции, повышении ресурса, надежности и др.

Информационная эффективность работ по стандартизации мо­жет выражаться в достижении необходимого для общества взаимопо­нимания, единства представления и восприятия информации (стандар­ты на термины и определения и т.п.), в том числе в договорно-правовых отношениях субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и органов государственного управления, в международных научно-техни­ческих и торгово-экономических отношениях.

Социальная эффективность заключается в том, что реализуемые на практике обязательные требования к продукции (процессам и услугам) положительно отражаются на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах. Она выражается в по­казателях снижения уровня производственного травматизма, уровня заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения социально-психологического климата и др.

Как правило, социальный эффект стандартизации не поддается пря­мому подсчету. Нередко разработка и внедрение комплекса стандартов (допустим, на детское питание) не только не дают экономию денежных средств, но и требуют дополнительных затрат. Однако получаемый в результате работ по стандартизации эффект улучшения здоровья малы­шей — огромное социальное достижение.

Рекомендации по расчету показателей эффективности работ по стан­дартизации даны в [39].

10. ТЕНДЕНЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тенденции и основные направления развития стандартизации опре­деляются четырьмя обстоятельствами: необходимостью использования опыта реформирования в Европейском сообществе, в частности прин­ципов «нового подхода», который реализован в 23 европейских директивах (см. 5.3); планом основных мероприятий Госстандарта России по реализации положений Федерального закона «О техническом регули­ровании»; необходимостью актуализации действующего фонда нацио­нальных стандартов; необходимостью финансирования работ по госу­дарственной стандартизации не только за счет государственного бюджета, но и за счет внебюджетных источников (средств хозяйствую­щих субъектов и пр.).

1. Основные принципы нового подхода [33] следующие:

в директивах па продукцию задаются обязательные для выполне­ния существенные требования безопасности;

— задача установления конкретных характеристик возлагается на европейские стандарты, а в переходный период -— на национальные стандарты;

— стандарты сохраняют свой добровольный статус;

— продукция, выпущенная в соответствии со стандартами, гармо­низированными с директивой, рассматривается как соответствующая ее существенным требованиям;

— факт соответствия гармонизированным стандартам, подтверж­денный определенным способом (процедурой), является реализацией принципа презумпции соответствия;

— если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармо­низированным стандартом (или такого нет), то он должен доказать со­ответствие продукции существенным требованиям директивы, как правило, с помощью третьей стороны.

2. План по реализации положений нового Федерального закона, под­готовленный согласно поручению Правительства РФ, базируется на трех принципах: во-первых, исходит из того, что Госстандарт России будет определен тем федеральным органом по техническому регулиро­ванию, о котором идет речь в Законе; во-вторых, построен по статьям принятого Закона; в третьих, направлен на разработку указанных в За­коне документов. В частности, в разделе 2 плана «Технические регла­менты» предусмотрена подготовка рекомендаций по методологии раз­работки и применению TP и проект федеральной целевой программы по разработке TP на 2003—2005 гг.

Планируется подготовка ряда постановлений Правительства РФ, касающихся, к примеру, основных направлений государственного ре­гулирования в области обеспечения безопасности потребительских то­варов и услуг, порядка образования и деятельности экспертных комис­сий в сфере технического регулирования.

 

3. Стандарты – неотъемлемая часть доказательной базы выполнения ТР. Потому важной задачей является актуализация действующего фонда. Для этого следует число национальных стандартов пополнять не менее 10% в год от существующего фонда., т.е. порядка 6 тыс. стандартов.

4. В странах ЕС в техническое регулирование, прежде всего в стандартизацию, вкладываются огромные средства. Так, в странах – членах ЕС ежегодно разрабатывается более тысячи стандартов, на что уходит 7 млрд. евро. При этом существенная часть стандартов разрабатывается производителями. К сожалению, отечественная промышленность, в частности предпринимательские структуры, не торопятся вкладывать средства в создание стандартов, хотя во всём мире за их разработку платит тот, кто в них заинтересован.

Тем не менее в России имеется положительный опыт участия в стандартизации бизнесменов, отраслевых союзов и ассоциаций.

Сознавая особую социальную значимость обеспечения населения безопасными и высококачественными продуктами питания, разработку стандартов на продовольственные товары спонсируют, например, такие организации, как Калининградская ЦСМ, Ростест-Москва, журнал «Стандарты и качество», Национальный фонд защиты потребителей. Так, например последний организовал и профинансировал разработку первого отечественного стандарта на йогурт. Ассоциация «Российское мороженое» приняла участие (в содержательном и финансовом плане) в разработке ГОСТ «Мороженое. Общие технически условия»,. Производители парфюмерно-косметической продукции России в 2002 г., создав Экспертный совет из представителей 16 компаний-производителей, в инициативном порядке разработали и проект ТР по парфюмерно-косметической продукции.

За рубежом структуры, занимающиеся стандартизацией, как правило, представляют собой частые либо общественные некоммерческие организации. Таковы, например: организация во Франции – AFNOR; Британский институт по стандартизации(BSI); Германский институт стандартизации (DIN); Японский комитет промышленных стандартов (JISC). Примерно такая же картина с национальными органами по аккредитации ведущих европейских стран: британский UKAS- некоммерческая компания с ограниченной ответственностью; французский СOFRAС – ассоциация; итальянский SINCENT – неприбыльная общественная организация. Зарубежная практика подвигла специалистов Госстандарта России к предложению о выведении национальных органов по стандартизации и аккредитации в негосударственную сферу.

 

ГЛАВА 3

МЕТРОЛОГИЯ

1. МЕТРОЛОГИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1. Основные понятия в области метрологии

Метрология — область знаний и вид деятельности, связанные с из­мерениями.

Объектами метрологии являются единицы величин, средства изме­рений, эталоны, методики выполнения измерений.

Традиционным объектом метрологии являются физические величи­ны. Характеристика физических величин (краткая форма термина — «величина») дана в разд. 2.

Измерение — совокупность операций по применению техническо­го средства, хранящего единицу величины, обеспечивающих нахожде­ние соотношения измеряемой величины с ее единицей в явном или не­явном виде и получение значения этой величины (2).

Например, прикладывая линейку с делениями к какой-либо детали, сравнивают ее с единицей, хранимой линейкой, и произведя отсчет, получают значение величины (длины, высоты и других параметров детали).

В приведенном определении термина показана техническая сторо­на (совокупность операций), учтена метрологическая суть измерения (сравнение с единицей) и раскрыт познавательный аспект (получение значения величины или информации о нем). В метрологии по существу измерение является процессом нахождения физической величины опытным путем с помощью средств измерительной техники.

Погрешность измерения — разность между результатом измерения и истинным значением измеряемой величины (4).

Средство измерения —техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристи­ки, воспроизводящее и/или хранящее единицу величины, размер кото­рой принимается неизменным в пределах установленной погрешности в течение известного интервала времени (4).

Эталон единицы величины —средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины, кратных или доль­ных ее значений с целью передачи ее размера другим средствам изме­рений данной величины (4).

Единство измерений — состояние измерений, при котором их ре­зультаты выражены в узаконенных единицах величин, а погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятно­стью (4).

Итак, первым условием обеспечения единства измерений являет­ся представление результатов измерений в узаконенных единицах, ко­торые были бы одними и теми же всюду, где проводятся измерения и используются их результаты. В России, как и в большинстве других стран, узаконенными единицами являются единицы величин Между­народной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией зако­нодательной метрологии. Второе условие единства измерений — по­грешность измерений не превышает (с заданной вероятностью) уста­новленных пределов. Погрешности измерений средства измерений указываются в придаваемом к нему техническом документе — пас­порте, ТУ и пр.

Главным нормативным актом по обеспечению единства измерений является Закон РФ. Он направлен на защиту прав и законных интере­сов граждан, экономики страны от отрицательных последствий недо­стоверных результатов измерений. В стандартах на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) должно быть соблюдено главное условие обеспечения единства измерений — указаны погрешности измерений для заданной вероятности. Например, в стандарте на методы определения плотности молока и молочных продуктов указывается погрешность определения плотнос­ти молока (ареометрическим методом) не более ±0, 5 кг/м3 при вероят­ности 0, 99.

Метрологическая служба —совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений (4).

По существу, метрологическая служба — это сеть организаций, от­дельных организаций или отдельных подразделений, на которые возло­жена ответственность за обеспечение единства измерений. Различают понятия «государственная метрологическая служба», «метрологичес­кие службы государственных органов управления РФ» и «метрологи­ческие службы юридических лиц» (см. подразд. 4.3).

Поверка средства измерений —совокупность операций, выполня­емых органами государственной метрологической службы (или другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным тех­ническим требованиям (4).

1.2. Краткая история метрологии, роль измерений и значение метрологии

Метрология как область практической деятельности зародилась в древности. На всем пути развития человеческого общества измерения были основой отношений людей между собой, с окружающими пред­метами, природой. При этом вырабатывались единые представления о размерах, формах, свойствах предметов и явлений, а также правила и способы их сопоставления.

Наименования единиц измерения и их размеры появлялись в давние времена чаще всего в соответствии с возможностью применения еди­ниц и их размеров без специальных устройств, т.е. создавались с ори­ентацией на те единицы, что были «под руками и ногами». В России в качестве единиц длины были «пядь», «локоть».

Для поддержания единства установленных мер еще в древние вре­мена создавались эталонные (образцовые) меры. К ним относились бережно: в древности они хранились в храмах, церквях как наиболее надежных местах для хранения ценных предметов. По различным при­чинам христианские храмы не подверглись разрушению в эпоху тата­ро-монгольского ига.

По мере развития промышленного производства повышались тре­бования к применению и хранению мер, усиливалось стремление к уни­фикации размеров единиц физических величин.

*Поверка» — сугубо специфичный, метрологический термин. Его не следует сме­шивать с «проверкой» — контрольной операцией, цель которой — установить наличие чего-либо, исправность и т.п. Слово «поверка» имеет общий корень со словом «верить». Поверить — сделать верным, законным.

В начале 1840 г. во Франции была введена метрическая система мер. Значимость метрической системы глубоко оценил Д.И. Менделе­ев. В 1867 г. с трибуны съезда русских естествоиспытателей он выс­тупил с призывом содействовать подготовке метрической реформы в России. По его инициативе Петербургская академия наук предложи­ла учредить международную организацию, которая обеспечивала бы единообразие средств измерений в международном масштабе. Это предложение получило одобрение, и в 1875 г. на Дипломатической метрологической конференции, проведенной в Париже, в которой уча­ствовали 17 государств (в том числе Россия), была принята Метричес­кая конвенция.

По мере унификации единиц измерений во многих государствах вводились законодательные нормы, которые защищали покупателей от недобросовестности производителей и распространителей товаров и услуг. В России в XVI в. контролеры (целовальники) на рынках разыс­кивали и отбирали старые (неофициальные) меры. За пользование ими налагали большой штраф и даже заключали виновных в тюрьму.

Еще больше усилился надзор за мерами в XVII в. Им занимались та­можни, «кружечные дворы». В Москве действовали Померная изба и Большая таможня. Померная изба проводила периодическую («как год минет») поверку мер и изымала неправильные («воровские») меры.

В Наказе царя Федора Алексеевича Большой Московской таможне о сборе таможенных пошлин (1681 г.) говорилось, что за найденные у торговцев воровские меры определялась конфискация товаров и ссыл­ка с семьей.

Решительный и жесткий характер Петра I проявился в его Наказе «О сборе в Московской Большой таможне пошлин» (1698 г.): «за найден­ные непрямые, воровские весы лавки опечатать, товары отобрать и се­мьей сослать». Он же в Уставе воинских артикулов (1716 г.) писал: «Наказание за обмер и обвес—возвратить добро втрое, взимать штраф, подвергнуть телесному наказанию».

В 1745 г. публикуется Указ сенатский о рассылке из камер-коллегии во все города заклейменных мер для хлеба и о взыскании штрафа с того, у кого окажутся неуказанные меры.

В 1858 г. Елизавета Петровна повелела: «Сделать аршины железные верные и с обеих концов заклейменные так, чтобы ни урезать, ни упиловать невозможно было».

Долгое время метрология была в основном описательной наукой о различных мерах и соотношениях между ними. Но в процессе разви­тия общества роль измерений возрастала, и с конца прошлого века бла­годаря прогрессу физики метрология поднялась на качественно новый уровень. Большую роль в становлении метрологии в России сыграл Д.И. Менделеев, руководивший отечественной метрологией в период с 1892 по 1907 г. «Наука начинается... с тех пор, как начинают изме­рять», — в этом научном кредо великого ученого выражен, по существу, важнейший принцип развития науки, который не утратил актуальнос­ти и в современных условиях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.