Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика стандартизации 3 страница






Постановлением Правительства РФ от 17.06.04 № 294 утверждено Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, которое определено национальным органом по стандарти­зации (вместо Госстандарта России). Федеральное агентство по техничес­кому регулированию (Ростехрегулирование) находится в ведении Мини­стерства промышленности и энергетики РФ России).

3. Заключительный этап. К 2010 г. действующая национальная си­стема окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике.

Она будет возглавляться негосударственной организацией (см. подразд. 3.2). В свя­зи с окончанием формирования фонда ТР, запланированного на переход­ный период, национальные стандарты будут документами сугубо доб­ровольного применения.

Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. ФЗ о техническом регулировании. В частно­сти, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандар­тизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

Установление двух категорий стандартов — «национальных стандар­тов» и «стандартов организаций» — определит сосуществование двух систем исходя из сферы деятельности: национальной системы, дей ­ ствующей в общероссийском масштабе; локальной, действующей в рам­ках организации.

Национальная система стандартизации включает:

— национальные стандарты:

— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стан­дартизации;

— общероссийские классификаторы технико-экономической и со­циальной информации.

Локальная система стандартизации базируется на стандартах орга­низаций, которые по существу начинают заменять стандарты предпри­ятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО), установленных в свое вре­мя Законом РФ «О стандартизации».

 

3.2. Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение оп­ределенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации — это органы, признанные на опреде­ленном уровне, основная функция которых состоит в руководстве рабо­тами по

Руководство российской национальной стандартизацией, как уже указывалось выше, национальный орган по стандартиза­ции — агентство Ростехрегулирование. Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять инте­ресы страны в области стандартизации в соответствующей международ­ной или региональной организации по стандартизации.

Ростехрегулирование

— принятие программы разработки национальных стандартов;

— утверждение национальных стандартов;

— учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтере­сованным лицам;

— введение в действие общероссийских классификаторов технико- экономической и социальной информации.

Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.

В структуру Ростехрегулирования входят:

- Центральное межрегиональное территориальное управление (ме­сто расположения центрального аппарата территориального органа — г. Москва);

- Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального орга­на — г. Санкт-Петербург);

Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального г. Рос­тов-на-Дону);

- Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального орга­на — г. Нижний Новгород);

- Уральское межрегиональное территориальное управление (мес­то расположения центрального аппарата территориального органа — г. Екатеринбург);

- Сибирское межрегиональное территориальное управление (мес­то расположения центрального аппарата территориального органа — г. Новосибирск);

- Дальневосточное межрегиональное территориальное управле­ние (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Хабаровск).

Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определен­ных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Госстандарта России (23 научно-исследовательские органи­зации) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации про­дукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной инсти­тут в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — головной институт в облас­ти разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и тех­нических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и за­рубежную обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-техни­ческий потенциал. В 2004 г. было зарегистрировано 351 ТК.

Как указывалось выше, любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стан­дартов в соответствии с действующим законодательством и заключенны­ми договорами на проведение этих работ.

Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК.

В ТК 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 «Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого иму­щества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»; ПК 4 «Оценка действу­ющего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных

В составе ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания» два подкомитета: ПК «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного питания». В состав ПК 1, например, входят представители: Министер­ства экономического развития и торговли Российской Федерации, Рос- техрегулирования; Центросоюза; Департамента потребительского рын­ка и услуг Правительства г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых организаций.

 

Для организации и координации работ по стандартизации в отрас­лях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государствен­ного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответ­ствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандар­тизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследо­вательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

В перспективе функции национального органа по стандартизации предполагается с учетом зарубежного опыта передать негосударствен­ной организации — «некоммерческому партнерству».

В промышленно развитых странах — членах ЕС, прежде всего Вели­кобритании, Германии, Франции, функционируют такие национальные органы по стандартизации, как Британский институт стандартов — BSI; Немецкий институт стандартов —-DIN; Французская ассоциация по стан­дартизации — Все названные зарубежные организации носят некоммерческий характер. Членство в них не ограничено: сюда входят представители государственных организаций и фирм, разработчики и по­требители нормативных документов. Например, BSI сплотила свыше 15 тыс. специалистов, AFNOR — более 3 тыс., DIN — около 2 тыс.

Участие государства в деятельности этих организаций регламенти­ровано соответствующими документами (меморандумом, договором). Например, в меморандуме о взаимопонимании между правительством Великобритании и Британским институтом стандартов указывается на необходимость установления жесткой государственной политики в «определенных областях стандартизации», ибо частный бизнес, отста­ивая свои «кровные» интересы, сбивается в картели и диктует стране собственную политику в ущерб общенациональным интересам.

Одним из составных элементов подобных договоров являются сле­дующие обязательства правительств стран: использовать добровольные стандарты при формировании государственных заказов на поставку про­дукции; делать ссылки на национальные стандарты в различных госу­дарственных программах (программах обязательного кредитования, обязательного страхования и пр.)

Бюджет большинства национальных органов по стандартизации скла­дывается из правительственных субсидий (например, во Франции — бо­лее 20% от требуемого объема, в Германии — 15%); различных статей доходов — членских взносов, реализации стандартов, организации плат­ного обучения, консультаций (в сфере стандартизации, аккредитации, оценки соответствия). Кстати, последняя статья составляет примерно бюджета национальных органов по стандартизации ведущих стран — членов международной организации по стандартизации (ИСО). В 13% стран — членов ИСО национальные организации по стандарти­зации находятся на полном самофинансировании.

 

3.3. Характеристика национальных стандартов

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы тех­нико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Ниже рассматриваются национальные стандарты. Характеристика классификаторов дана в разд. 7 данной главы.

Национальный стандарт Российской Федерации — утвержденный органом РФ по стандартизации стандарт, в котором в целях доброволь­ного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характерно гики процессов произ­водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (4).

3.3.1. Виды национальных стандартов

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержа­нием в зависимости от объекта стандартизации (9).

ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов:

— стандарты основополагающие;

— стандарты на продукцию;

 

— стандарты на услуги;

— стандарты на процессы (работы);

— стандарты на методы контроля;

— стандарты на термины и определения.

Основополагающий стандарт — стандарт, имеющий широкую об­ласть распространения и/или содержащий общие положения для опре­деленной области (9).

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стан­дартов и иных нормативных или технических документов.

В приведенном определении основополагающего стандарта заложе­ны широкий и узкий смысл. Основополагающий стандарт в широком смысле включает следующие объекты межотраслевого значения: систе­му «Стандартизация в Российской Федерации», систему «Единая систе­ма конструкторской документации», единицы измерения, термины меж­отраслевого значения (управление качеством, надежность продукции, упаковка) и пр.

Основополагающий стандарт в узком смысле — системообразующий стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов кон­кретной системы, например: ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Рос­сийской Федерации. Основные положения»; ГОСТ Р 50779.0 —95 «Ста­тистические методы. Основные положения»; СНиП 10.01—94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

Существует два подвида стандартов — организационно-методичес­кие и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехни­ческих объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техни­ческое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; раз­работка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической до­кументации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила.

Основополагающие организационно-методические стандарты уста­навливают общие организационно-технические положения по проведе­нию работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утвер­ждения, обновления и отмены»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, тех­нике, производстве; условные различных объектов стан­дартизации — коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192—96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.

Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требова­ния, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции[6], с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначе­нию (9).

На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стан­дартов: 1) стандарт общих технических условий; 2) стандарт техни­ческих условий. В первом случае стандарт содержит общие требова­ния к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следую­щие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упа­ковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продук­ции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты пра­вил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продук­ции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирова­ние, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического един­ства и оптимальности.

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров, например: 1) ГОСТ 26907 — 86 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595 — 79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества про­дукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Речь идет о стандартах по системам менедж­мента качества (см. подразд. 6.1 данной главы).

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обес­печивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к ка­честву продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы кон­троля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности изме­рений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стан­дартов (16), выполненных на основе международных стандартов ИСО (см. разд. 3 гл. 3).

Отсутствие сведений о погрешности привести к ошибочным заключениям о годности испытываемой продукции [7]. Например, в ГОСТе на водку установлено предельно допустимое значение альдеги­дов, равное 8, 0 мг/дм3. Допустим, при испытании партии было получе­но 7, 0 мг/дм3. Если не принимать во внимание погрешность результата измерения (она не нормирована в стандарте), то можно сделать вывод о годности водки по данному показателю. Но, по мнению специалистов, погрешность измерения достигать Следовательно, дей­ствительное значение концентрации лежит в интервале от 5 до 9 мг/дм3. Таким образом, имеется значительная вероятность того, что решение о годности водки окажется ошибочным и потребителю по­ступит продукт, наносящий вред из-за повышенной концентрации аль­дегидов.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведе­ния испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) прави­ла оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России в частности очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию про­дукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию. В частности, в 2002 г. введены в действие ГОСТы по идентификации ряда групп пищевой продукции — молочных и молокосодержащих продуктов, натурального растворимого кофе, продуктов сахарной промышленности и пр.

Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного пока­зателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость раз­работки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопаснос­ти продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, гру­зовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назна­чению.

Стандарты на услуги подробно рассмотрены в разд. 8 данной главы.

Стандарт на термины и определения — стандарт, устанавливаю­щий термины, к которым даны содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторо­нами, заинтересованными в объекте стандартизации.

3.3.2. Разработка национальных стандартов

Порядок разработки и утверждения стандартов осуществляется со­гласно (1) по следующей общей схеме:

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утвер­ждает программу разработки национальных стандартов (далее — НС).

Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте по­ложениях, отличающихся от положений соответствующих международ­ных стандартов. Разработчик НС обеспечивает доступность проекта НС заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных замеча­ний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта НС не может быть менее чем два месяца.

3. Проект НС одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандар­тизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложе­ние об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который на основе представленных ТК документов принимает решение.

Уведомление об утверждении НС подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в элек­тронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения НС.

4. Национальный орган по стандартизации утверждает и публику­ет в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень НС, которые могут на добровольной основе приме­няться для соблюдения требований ТР.

 

По мнению специалистов [19], в ст. 16 ФЗ о техническом регули­ровании применен не вполне удачный термин для обозначения акта, ко­торый совершает национальный орган по стандартизации по отноше­нию к стандарту — «утверждение». Даже в ранее действовавшем Законе «О сертификации» не случайно был введен термин «принятие стандар­та». Он более точно отражает суть добровольного документа. Нацио­нальный орган не единолично утверждает своей властью стандарт, а принимает тот вариант, к которому пришли заинтересованные стороны при его участии в результате совместной работы.

Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Прави­ла разработки. Утверждения. Обновления и отмены».

Международные и национальные организации по стандартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребите­лей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен американ­ский опыт, в частности Американское общество по испытаниям и мате­риалам (ASTM), создавшей свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продукцию для детей. В ASTM обра­зован фонд в 50 тыс. дол. для изучения и обобщения интересов потреби­телей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК ASTM по пылесосам субсидируется компаниями.

Правила обозначения стандартов. Обозначение стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта.

Если национальный стандарт входит в систему (комплекс) общетехни­ческих или организационно-методических стандартов (см. табл. 3), то его обозначение дополнительно включает одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой.

Правила оформления и обозначения национальных стандартов, раз­работанных на основе применения международных стандартов, рас­смотрены в подразд. 5.5 данной главы.

 

3.3.3. Применение национальных стандартов

Применение национального стандарта — это использование указан­ного нормативного документа в различных видах деятельности, напри­мер в производстве, торговле и пр.

Необходимость применения документов в области стандартизации, в частности национальных стандартов, в отношении продукции (услуг) на территории РФ с целью вывоза с ее территории определяет, как пра­вило, договор (контракт).

В договор о поставке продукции или исполнении услуги должно быть включено условие о соответствии продукции (услуг) обязательным требованиям стандартов.

Применение национального стандарта подтверждается в соответ­ствии со ст. 22 ФЗ о техническом регулировании знаком соответствия национальному стандарту (см. рис. 17) в порядке, определенном ГОСТ Р 1, 9—2004«Знак соответствия национальному стандарту Российской Федерации. Изображение. Порядок применения».

Знак соответствия является формой доведения до приобретателей и других заинтересованных сторон информации о соответствии конкрет­ной продукции требованиям национальных стандартов на эту продук­цию. Подтверждение соответствия осуществляется по инициативе за­явителя в форме добровольной сертификации.

Применением знака соответствия национальному стандарту являет­ся маркирование им непосредственно тары, упаковки, товар­но-сопроводительной документации, прилагаемой к продукции, посту­пающей к приобретателю при реализации.

Применением знака соответствия национальному стандарту являет­ся также использование этого знака в рекламе, проспектах, на офици­альных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выстав­ках и ярмарках.

Маркирование продукции знаком соответствия осуществляется по инициативе субъектов хозяйственной деятельности и в случае, если необходимость маркирования продукции знаком соответствия установ­лена в договоре (контракте) на поставку продукции.

Знаком соответствия может маркироваться продукция, на которую имеются национальные стандарты следующего содержания:

— стандарты общих технических условий (технических условий);

— стандарты общих технических требований (технических требований).

3.4. Характеристика стандартов организаций

 

3.4.1. Общая характеристика стандартов организаций

 

Стандарты организаций (СТО) — документы по стандартизации, введенные ФЗ. Существует ряд определений термина «организация». Рассмотрим два из них.

СТО, как отмечалось выше, по существу заменяют две категории стандартов, ранее предусмотренных Законом РФ «О стандартизации» стандарты предприятий и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Требования к СТО определены ст. ФЗ о техническом регулирова­нии и национальным стандартом (10). Если национальный стандарт действует в общероссийском масштабе, то СТО является локальным пра­вовым актом.

 

 

Существует ряд определений термина «организация». Рассмотрим два из них.

Согласно (4) под организацией понимают группу работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

В соответствии с (25) организация - компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение либо часть или сочетание, акционерные или неакционер­ные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют собственную администрацию.

Применение СТО, как и национального стандарта, направлено на достижение целей, указанных в ст. ФЗ о техническом регулировании (см. также подразд. 1.4 данной главы).

В частности, СТО применяются для совершенствования производ­ства, обеспечения качества продукции, оказываемых услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований, измерений и разработок.

 

3.4.2. Объекты стандартов организации

Согласно (10) СТО могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию и оказываемые услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынки, на работы, выполняемые данной организацией на сто­роне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключа­емыми договорами (контрактами)

Ранее действовавшие стандарты предприятий (СТП) нераспрост­ранялись на поставляемую продукцию. Включение в объекты стандарти­зации СТО поставляемой продукции является серьезным и вполне обо­снованным нововведением в стандартизацию, так как за рубежом стандарты изготовителей — «фирменные стандарты» на товары, давно и прочно утвердились в практике. По сравнению с национальными стандар­тами они являются более мобильными в части применения повышенных показателей качества и новых международных стандартов. Именно изго­товители-лидеры устанавливают в своих стандартах нормы, превышаю­щие требования национальных стандартов, «не дожидаясь, когда подтя­нутся» другие предприятия отрасли. Поэтому стандарты фирм мирового уровня «задают тон» в качестве продукции. Только за счет превосходства требований фирменных стандартов по сравнению с национальными и международными стандартами можно победить в конкурентной борьбе.

Объектом стандартизации могут быть требования к качеству за­купаемой продукции [45]. Речь идет о собственных стандартах органи­заций — потребителей продукции. В этом случае предприятия-изготови­тели будут ориентироваться на эти требования и, заключив долгосрочный договор на поставку соответствующей продукции с ссылкой на СТО по­требителя, начнут ее производство по данному стандарту.

СТО будут разрабатываться на полученные в результате НИР принци­пиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний. Примером являются действующие стандарты общественных объедине­ний. Хорошо известны стандарты Российского общества оценщиков на такую сравнительно новую услугу, как оценка качества и стоимости имущества (имущество физических и юридических лиц).

Примерами стандартов на новые виды продукции являются стандар­ты научно-технического общества (НТО) бумажной и деревообрабаты­вающей промышленности на унифицированные окна повышенной энер­гоэффективности для жилых зданий в регионах Сибири. Новые методы испытаний, методология экспертизы являются объектом стандартов того же НТО (по экологической экспертизе малоэтажных жилых зданий), стандартов Торгово-промышленной палаты (по экспертизе качества различных потребительских






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.