Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)






Государственная система обеспечения единства измерений — это система обеспечения единства измерений в стране, реализуемая, управ­ляемая и контролируемая федеральным органом исполнительной вла­сти по метрологии — Госстандартом России.

Деятельность по обеспечению единства измерения (далее — ОЕИ) направлена на охрану прав и законных интересов граждан, установлен­ного правопорядка и экономики путем защиты от отрицательных по­следствий недостоверных результатов измерений во всех сферах жиз­ни общества на основе конституционных норм, законов, постановлений правительства РФ и НД.

В частности, деятельность по ОЕИ осуществляется в соответствии с:

- Конституцией РФ (ст. 71 р);

- Законом РФ «Об обеспечении единства измерений»;

- Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 100 «Об орга­низации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;

- ГОСТ Р 8.000—2000 «Государственная система обеспечения единства измерений» и другими стандартами системы ГСИ, принима­емыми и утверждаемыми Госстандартом России.

ОЕИ в стране осуществляется на:

- государственном уровне;

—уровне федеральных органов исполнительной власти;

—уровне юридических лиц.

4.1. Цель и задачи государственной системы обеспечения единства измерений

Цель государственной системы обеспечения единства измерений в соответствии с (7) —создание общегосударственных правовых, норма­тивных, организационных, технических и экономических условий для решения задач по обеспечению единства измерений и предоставление всем субъектам деятельности возможности оценивать правильность i выполняемых измерений. | Основные задачи ГСИ:

— разработка оптимальных принципов управления деятельностью по ОЕИ;

— организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств

воспроизведения единиц и передачи их размеров;

— установление системы единиц величин и шкал измерений, допус­каемых к применению;

—установление основных понятий метрологии, унификация их терминов и определений;

—установление экономически рациональной системы государственных эталонов;

—создание, утверждение, применение и совершенствование госу­дарственных эталонов;

— установление систем (по видам измерений) передачи размеров единиц величин от государственных эталонов средствам измерений, применяемым в стране;

— создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов,

— установление общих метрологических требований к эталонам, средствам измерений, методикам выполнения измерений, методикам | поверки (калибровки) средств измерений и других требований, соблюдение которых является необходимым условием ОЕИ;

— разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники;

- осуществление государственного метрологического контроля: поверка средств измерений; испытания с целью утверждения типа средств измерений; лицензирование деятельности юридических и фи­зических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений;

- осуществление государственного метрологического надзора за: «выпуском, состоянием и применением средств измерений; эталонами единиц величин; аттестованными методиками выполнения измерений;

соблюдением метрологических правил и норм; количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

— разработка принципов оптимизации материально-технической и кадровой базы органов Государственной метрологической службы;

- аттестация методик выполнения измерений;

- калибровка и сертификация средств измерений, не входящих в сферы государственного метрологического контроля и надзора;

- аккредитация метрологических служб и иных юридических и физических лиц по различным видам метрологической деятельности;

- аккредитация поверочных, калибровочных, измерительных, ис­пытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля в составе действующих в Российской Федерации систем аккредитации;

—участие в работе международных организаций, деятельность ко­торых связана с ОЕИ, и в подготовке к вступлению России в ВТО;

—разработка совместно с уполномоченными федеральными орга­нами исполнительной власти порядка определения стоимости (цены) метрологических работ и регулирования тарифов на эти работы;

—организация подготовки и подготовка кадров метрологов;

- информационное обеспечение по вопросам ОЕИ;

—совершенствование и развитие ГСИ.

4.2. Состав государственной системы обеспечения единства измерений

ГСИ состоит из следующих подсистем:

· правовой;

· технической;

· организационной.

Правовая подсистема — комплекс взаимосвязанных законодатель­ных и подзаконных актов, объединенных общей целевой направленно­стью и устанавливающих согласованные требования к следующим вза­имосвязанным объектам деятельности по ОЕИ:

· совокупности узаконенных единиц величин и шкал измерений;

· терминологии в области метрологии;

· воспроизведению и передаче размеров единиц величин и шкал измерений;

· способам и формам представления результатов измерений и ха­рактеристик их погрешности;

· методам оценивания погрешности и неопределенности измере­ний;

· порядку разработки и аттестации методик выполнения измере­ний;

· комплексам нормируемых метрологических характеристик СИ;

·

· методам установления и корректировки межповерочных (реко­мендуемых межкалибровочных) интервалов;

· порядку проведения испытаний в целях утверждения типа СИ и сертификации СИ;

—порядку проведения поверки и калибровки СИ;

· порядку осуществления метрологического контроля и надзора;

· порядку лицензирования деятельности юридических и физичес­ких лиц по изготовлению и ремонту СИ;

· типовым задачам, правам и обязанностям метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;

· порядку аккредитации метрологических служб по различным направлениям метрологической деятельности;

· порядку аккредитации поверочных, калибровочных, измеритель­ных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля;

терминам и определениям по видам измерений;

· государственным поверочным схемам;

методикам поверки (калибровки) СИ;

· методикам выполнения измерений.

Как и в сфере стандартизации, нормативную базу метрологии мож­но представить в виде иерархической пирамиды:

1. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»;

2. государственные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) системы ГСИ;

3. правила России (ПР) системы ГСИ, утверждаемые Госстандар­том;

4. рекомендации (гриф «МИ») системы ГСИ, разрабатываемые метрологическими институтами как государственными метрологичес­кими научными центрами и утверждаемыми руководством этих цент­ров.

В целом ГСИ насчитывает более 2400 НД (стандартов, правил, ре­комендаций). 75% от всей нормативной базы составляют МИ. Их ши­рокое распространение объясняется возможностью их разработки в более короткие сроки и при меньшей стоимости, чем стандартов (в 3—4 раза и 2—3 раза соответственно).

Основными объектами регламентации в ГСИ являются [27]: общие правила и нормы по метрологии (около 160 НД); государственные поверочные схемы (около 180 НД); методики поверки СИ (более 1850 НД); МВИ (более 180 НД).

В 2000 г. осуществлено введение базового основополагающего стан­дарта — ГОСТ Р 8.000 ГСИ. Основные положения (подобного по зна­чимости и назначению ГОСТ Р 1.0—92 ГСС. Основные положения).

В ближайшее десятилетие, по прогнозу [27], будет производиться перевод обязательных документов, имеющих общетехнический или методический характер, в ранг рекомендаций. В первую очередь это касается НД на государственные поверочные схемы и НД на методики поверки (кроме НД, применяемых в сфере государственного метроло­гического контроля и надзора).

Предстоит совершенствование стандартов на методы контроля и испытаний, которые не соответствуют требованию обеспечения един­ства измерений, поскольку в них не приводится погрешность измере­ний. Эта задача вытекает из анализа Ростестом [6] массива из 65 дей­ствующих российских государственных стандартов, регламентирующих измерительные процедуры при контроле качества различных пищевых продуктов (см. табл. 4).

Техническая подсистема представлена совокупностью:

—межгосударственных, государственных эталонов, эталонов еди­ниц величин и шкал измерений;

—стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

- стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;

—средств измерений и испытательного оборудования, необходи­мых для осуществления метрологического контроля и надзора;

—специальных зданий и сооружений для проведения высокоточных измерений в метрологических целях;

—научно-исследовательских, эталонных, испытательных, калибро­вочных и измерительных лабораторий.

Организационная подсистема представлена метрологическими, службами.

4.3. Метрологические службы

ОЕИ обеспечивается следующими субъектами метрологии:

· Государственной метрологической службой* (ГМС);

· метрологическими службами федеральных органов исполнитель­ной власти и юридических лиц (МС).

В ГМС входят:

—подразделения центрального аппарата Госстандарта России, осу­ществляющие функции планирования, управления и контроля деятель­ности по ОЕИ на межотраслевом уровне;

—государственные научные метрологические центры;

· органы ГМС в субъектах РФ (на территориях республик в соста­ве РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, ок­ругов и городов)—ЦСМ.

• Государственные научные метрологические центры представлены

такими институтами, как ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС, г. Москва), ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева (ВНИИМ, г. Санкт- Петербург); НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, пос. Менделеево Московской обл.); Ураль­ский НИИ метрологии (УНИИМ, г. Екатеринбург) и др. Указанные на­учные центры не только занимаются разработкой научно-методических ' основ совершенствования российской системы измерений, но и явля­ются держателями государственных эталонов.

В России функционирует более 100 ЦСМ (соответственно их мет­рологических подразделений), которые выполняют функции региональ­ ных органов ГМС на территориях субъектов РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Госстандарт осуществляет методическое руководство тремя госу­дарственными справочными службами: Государственной службой вре­мени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Го­сударственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

ГС В Ч осуществляет межрегиональную и межотраслевую координа­цию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли. Об этой службе рядовой житель страны узнает 2 раза в год — при переходе на летнее и зимнее время. Потребителями измерительной информации ГСВЧ являются службы навигации и управления самолетами, судами и спутниками, Единая энергетическая система и пр.

ГССО обеспечивает создание и применение системы стандартных (эталонных) образцов состава и свойств веществ и материалов — ме­таллов и сплавов, нефтепродуктов, медицинских препаратов, образцов почв, образцов твердости различных материалов, образцов газов и га­зовых смесей и др. Практическое значение СО показано выше.

ГСССД обеспечивает разработку достоверных данных о физических константах, о свойствах веществ и материалов, в том числе конструк­ционных материалов, минерального сырья, нефти, газа и др. Потреби­телями информации ГСССД являются организации, проектирующие из­делия техники, к точности характеристик которых предъявляются особо жесткие требования. Конструкторы этой техники не могут полагаться на противоречивую информацию о показателях свойств, содержащую­ся в справочной литературе.

Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц могут создаваться в министерствах (ведом­ствах), организациях, на предприятиях и в учреждениях, являющихся юридическими лицами для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществления метрологического контроля и надзора.

При выполнении работ в сферах, предусмотренных ст. 13 Закона РФ от 27.04.93 № 4871-1 «Об обеспечений единства измерений», создание МС для обеспечения единства измерений является обязательным. Так, МС созданы в Минздраве, Минатоме, Минприроде, Миноборонпроме и других федеральных органах исполнительной власти. МС функционируют в РАО ЕЭС России, РАО «Газпром», НК ЮКОС, НК «Лукойл». Права и обязанности МС определяются положениями о них, утвержда­емыми руководителями органов управления или юридических лиц.

Если на достаточно крупных предприятиях (в законодательно утверж­денных сферах) организуются полноценные МС, то на небольших пред­приятиях Госстандарт рекомендует назначать лиц, ответственных за обеспечение единства измерений. Для ответственных лиц утверждает­ся должностная инструкция, в которой устанавливаются их функции, права, обязанности и ответственность.

ГМС России в своей деятельности учитывает документы междуна­родных региональных организаций по метрологии.

 

 

4.4. Международные и региональные организации по метрологии

Международные метрологические организации действуют с конца XIX в. Как уже отмечалось выше, в 1875 г. 17 государств, в число кото­рых входила Россия, подписали в Париже Метрическую конвенцию, которая, по существу, явилась первым международным стандартом. При этом было создано первое международное метрологическое учрежде­ние — Международное бюро мер и весов (МБМВ), которое до сих пор активно функционирует, координируя деятельность метрологических организаций более чем 100 стран. МБМВ располагается во Франции, в г. Севр. МБМВ хранит международные прототипы метра и килограм­ма и некоторые другие эталоны, а также организует периодическое сли­чение национальных эталонов с международными. Руководство дея­тельностью МБМВ осуществляется Международным комитетом мер и весов (МКМВ), созданным одновременно с МБМВ.

В среднем один раз в 4 года собирается Генеральная конференция по мерам и весам, принимающая общие, наиболее важные для разви­тия метрологии и измерительной техники решения.

В1956 г. была учреждена Международная организация законодатель­ной метрологии (МОЗМ), членами которой (на период 1998 г.) являются 85 стран мира. МОЗМ разрабатывает общие вопросы законодательной мет­рологии: установление классов точности СИ; обеспечение единообразия определенных типов, образцов и систем измерительных приборов; реко­мендации по их испытаниям с целью установления единообразия метро­логических характеристик СИ независимо от страны-изготовителя; поря­док поверки и калибровки СИ и др.

Метрологическими институтами Госстандарта осуществляется ве­дение 3 ТК и 12 ПК МОЗМ и ИСО. Этими ТК и ПК осуществлена раз­работка 16 проектов международных документов при авторстве России. Россия участвует в Организации сотрудничества государственных метрологических учреждений стран Центральной и Восточной Евро­пы (КООМЕТ). Организации России ведут или участвуют в реализации 60% тем КООМЕТ. Итоги многолетней деятельности международных организаций очень результативны. Благодаря их усилиям в большинстве стран мира принята Международная система единиц физических величин (SI), дей­ствует сопоставимая терминология, приняты рекомендации по спосо­бам нормирования метрологических характеристик СИ, по сертифика­ции СИ, по испытаниям СИ перед выпуском серийной продукции.

5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

5.1. Цель, объекты и сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора

Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН) осуществляется ГМС с целью проверки соблюдения правил законода­тельной метрологии — Закона РФ от 27.04.93 № 4871-1 «Об обеспече­нии единства измерений», государственных стандартов, правил по мет­рологии и других НД. Объектами ГМКиН являются: средства измерений, эталоны, мето­дики выполнения измерений, количество товаров, другие объекты, пре­дусмотренные правилами законодательной метрологии (рис. 9).

В соответствии со ст. 13 вышеназванного Закона ГМКиН распрост­раняется на строго ограниченные сферы (их 23), объединенные в 10 направлений:

· здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обес­печение безопасности;

· торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств;

· государственные учетные операции;

· обеспечение обороны государства;

· геодезические и гидрометеорологические работы;

· банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

продукция, поставляемая по государственным контрактам в со­ответствии с Федеральным законом от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

 

 

· испытания и контроль качества продукции на соответствие обя­зательным требованиям государственных стандартов Российской Феде­рации и при обязательной сертификации продукции;

· измерения, проводимые по поручению органов суда, прокурату­ры, арбитража, других органов государственного управления;

·регистрация национальных и международных спортивных ре­кордов.

Анализируя указанный перечень, следует отметить следующее: пе­речень возглавляют непроизводственные сферы, недостоверность из­мерений в этих сферах может иметь очень серьезные последствия — угрозу безопасности (здравоохранение, охрана окружающей среды), а также большие финансовые потери (торговые, банковские операции) для населения и страны в целом.

Примерами СИ, являющимися объектами ГМКиН, являются:

в здравоохранении—средства измерения кровяного давления, ме­дицинские термометры, аналитические весы, шприцы, камеры и при­боры счета клеток, средства взвешивания;

в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда—дозиметры при контроле уровня радиации, шумомеры, шин­ные манометры для автомобилей, приборы для измерений содержания окиси углерода в выхлопных газах автомобилей;

в сфере торговых операций—СИ для контроля количества товара, в частности длины (жесткие и гибкие метры, измерительные ленты, штан­генциркули, микрометры), площади (планиметры и мерильные машины для измерения площади поверхностей), объема (бутыли и бочки с указа­нием номинального объема, колбы, мерники, мерные цилиндры, граду­ированные пробирки, пипетки), массы (гири и весы различных типов), температуры (термометры).

Нужно иметь в виду, что СИ одного и того же назначения могут быть и не быть объектом ГМКиН. Например, СИ длины на национальных и международных соревнованиях являются объектом ГМКиН, а на рядо­вых работах на садовом участке не являются. Прибор для измерения давления в промышленных установках (манометр) является объектом ГМКиН, если используется для контроля давления в паровом котле, и не является объектом в резервуарах, работающих под низким давлени­ем, так как неточные измерения в последнем случае не будут причиной аварийной ситуации.

По мнению рада метрологов-прикладников (В. А. Брюханов и др.), пе­речень СИ, подпадающий под ст. 13, является необоснованно расширен­ным, так как охватывает 70—80% всех измерений в народном хозяйстве. «Избыточность» перечня серьезно усложняет задачу исполнения закона. Ни в одной промышленно развитой стране государство не берет под свой контроль столь объемную часть измерений. Так, в Германии ГМКиН ох­вачено не более 20—25% СИ.

Законом предусмотрено три вида контроля и три вида надзора.

5.2. Характеристика видов государственного метрологического контроля

Государственный метрологический контроль включает: утверждение типа средств измерений; поверку средств измерений, в том числе эталонов; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений.

Утверждение типа СИ необходимо для новых марок (типов) СИ, предназначенных для выпуска с производства или ввоза по импорту. Указанная процедура предусматривает обязательные испытания СИ, принятие решения об утверждении типа, его государственную регист­рацию, выдачу сертификата об утверждении типа.

Испытания СИ проводятся государственными научными метроло­гическими центрами, аккредитованными в качестве государственных центров испытаний СИ (ГЦИ СИ). Решением Госстандарта в качестве ГЦИ СИ могут быть аккредитованы специализированные организации вне системы Госстандарта. Например, ряд СИ медицинского назначе­ния проходят в ГЦИ системы Минздрава РФ. Испытания проводят по утвержденной программе, которая может предусматривать определение метрологических характеристик конкретных образцов СИ и экспери­ментальную апробацию методики поверки.

Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия Госстандартом решения об утверждении типа СИ, которое удо­стоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государ­ственный реестр, который ведет Госстандарт. На СИ утвержденного типа и эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установленной формы (рис. 10, а).

При истечении срока действия сертификата, наличии информации от потребителей об ухудшении качества СИ, при внесении в их конст­рукцию или технологию изготовления изменений, влияющих на норми-

 

рованные метрологические характеристики, проводятся испытания на соответствие СИ утвержденному типу. Если СИ изготавливаются или ввозятся из-за рубежа в единичных экземплярах, то процедура утверж­дения типа проводится по упрощенной схеме.

В соответствии с международными соглашениями, заключенными Россией с другими странами, Госстандартом может быть принято ре­шение о признании результатов испытаний или утверждении типа СИ, что является основанием для внесения типа импортируемых СИ в Го­сударственный реестр и их применения в РФ.

Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене пуб­ликуются в официальных изданиях Госстандарта. Информационное об­служивание заинтересованных юридических и физических лиц данны­ми об утвержденных типах СИ осуществляется ВНИИ метрологической службы Госстандарта. Информация об утверждении типа и решение о его отмене оперативно публикуются в журнале «Измерительная техника». Осуществляется также официальное издание описаний утвержденных типов СИ, что позволяет ЦСМ иметь достоверную информацию и ис­пользовать ее при выполнении надзорных функций.

Как факт успешной реализации Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» можно расценивать динамику роста числа утверждаемых в России типов СИ: в 1993 г. — 275, в 1994 г. — 579, в 1995 г. — 631, в 1996 г. — 828, в 1997 г. —1026, в 1998 г. —1200. Около половины это­го числа — СИ отечественного производства.

Поверка СИ. СИ, подлежащие ГМКиН, подвергаются поверке орга­нами ГМК при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. В отличие от процедуры утверждения типа, в которой участвует типовой представитель СИ, поверке подлежит каж­дый экземпляр СИ.

Согласно законодательству РФ допускается продажа и выдача напрокат только поверенных СИ. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом. Развернутые перечни СИ, под­лежащие поверке, составляют юридические и физические лица — вла­дельцы СИ*. Правильность указанных перечней контролируется орга­нами ГМС.

Анализ (проведенный ВНИИ метрологической службы) сфер рас­пространения ГМКиН показал, что более 50% парка СИ должны под­вергаться поверке. Учитывая, что на территории РФ эксплуатируется около 1, 5 млрд. СИ, ежегодная потребность в поверке составляет 750— 1200 млн. единиц СИ. Положение осложняется тем, что в последнее время этот парк интенсивно пополняется новыми типами приборов, ис­пользуемых в сфере ГМКиН, — электрическими и газовыми счетчика­ми, бытовыми счетчиками холодной и горячей воды, теплосчетчиками и т.п. Поэтому органы ГМС не в состоянии обеспечить поверку только своими силами. По решению Госстандарта право поверки может быть предоставлено аккредитованным МС юридическим лицам.

Поверка СИ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя. Результатом поверки является подтверждение пригодности СИ к применению или признание СИ непригодным к при­менению. Если СИ признано пригодным, то на него или на техничес­кую документацию наносится оттиск поверительного клейма** или вы­дается «Свидетельство о поверке».

Пример поверительного клейма дан на рис. 10, б.

Поверительные клейма должны содержать следующую информацию:

1. знак федерального органа по метрологии РФ — Госстандарта России;

2. условный щифр органа ГМС (например, функционирующая под контролем Ростест — Москва МС ООО «Научно-производственное предприятие КИП-Контроль» имеет шифр «БНК»);

3. две последние цифры года применения клейма;

* С целью единообразия подходов и трактовки сфер распространения ГМН разра­батываются методические указания для составления перечней СИ, подлежащих повер­ке. Такие документы, например, разработаны в РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и в других крупных компаниях, а также в ряде федеральных органов исполнительной влас­ти (МПС и др.).

** Поверительные клейма — технические устройства, предназначенные для нане­

сения оттиска клейма на СИ, дополнительные устройства или техническую документа­цию. Оттиск поверительного клейма нужен не только для удостоверения пригодности СИ, но и для исключения доступа к узлам регулировки показаний СИ (допустим, топ- ливно-раздаточных колонок на бензозаправочных станциях).

 

4. индивидуальный знак поверителя (одна из букв, взятых из русско­го, латинского или греческого алфавита).

СИ подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспек­ционной поверке. Первичной поверке подлежат СИ утвержденных типов при выпус­ке из производства и ремонта, при ввозе по импорту. Первичной поверке могут не подвергаться СИ при ввозе по импорту на основании заклю­ченных международных соглашений о признании результатов поверки, произведенной в зарубежных странах.

Периодической поверке подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала. Первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа. Периодическая поверка может производиться на территории пользователя, органа ГМС или аккреди­тованного на право поверки юридического лица. Место поверки выби­рает пользователь СИ, исходя из экономических факторов и возможно­сти транспортировки поверяемых СИ и эталонов.

Внеочередную поверку производят при эксплуатации (хранении) СИ в следующих случаях: повреждение знака поверительного клейма, а также утрата свидетельства о поверке; ввод в эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала); не­удовлетворительная работа прибора или проведение повторной на­стройки после ударного воздействия на СИ.

Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению СИ при осуществлении государственного метрологичес­кого надзора.

Лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту. Как из­вестно, лицензирование — выполняемая в обязательном порядке про­цедура выдачи лицензии юридическому или физическому лицу на осу­ществление им деятельности, не запрещенной законодательством РФ. Лицензии на вышеуказанную деятельность выдают органы ГМС на тер­риториях субъектов РФ. Основанием д ля выдачи юридическому или фи­зическому лицу (лицензиату) лицензии являются положительные ре­зультаты проверки компетентным органом условий осуществления деятельности.

Так, лицензиаты, претендуемые на получение лицензии на ремонт СИ* для сторонних организаций (причем на коммерческой основе), должны иметь: рабочее помещение, соответствующее требованиям к организации ремонта СИ и условиям хранения СИ; необходимое техно­логическое оборудование СИ, ремонтную документацию; квалифициро­ванные кадры, выполняющие работы по ремонту, наладке СИ; аттестат аккредитации на право поверки СИ данного типа или договор на прове­дение поверки данных СИ с организацией, обладающей этим правом.

Лицензия выдается на срок не более 5 лет. Повторное лицензирова­ние может быть осуществлено по сокращенной или полной программе по решению компетентного органа.

Осуществление всех видов ГМК является, по существу, предостав­лением метрологических услуг, которые оплачиваются приборовладельцем в соответствии со ст. 27 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»

*Крупные торговые организации могут иметь свои ремонтные мастерские.

 

5.3. Характеристика государственного метрологического надзора

Государственный метрологический надзор осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттес­тованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц ве­личин, соблюдением метрологических правил и норм;

за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Основным отличием указанных направлений надзора от ранее (до 90-х гг.) действовавшего является смещение вектора надзора в сторону защиты интересов граждан (надзор за количеством отчуждаемых това­ров и надзор за количеством фасованных товаров) и усиления надзора в таких социально значимых сферах, как здравоохранение, безопасность труда, охрана природной среды, учет материальных ценностей и др.

Общая характеристика ГМН. Государственный метрологический надзор осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждени­ях (далее — предприятиях) независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измере­ний» и действующими НД, главным образом Правил по метрологии. Деятельность по надзору базируется на следующих принципах: административная и финансовая независимость органов госнадзо­ра от контролируемых субъектов хозяйственной деятельности; соблюдение законности при проведении проверок;

компетентность, честность, беспристрастность и ответственность госинспекторов;

объективность выводов и принимаемых решений по итогам госнад­зора (неотвратимость наказания юридических и физических лиц за выявленные нарушения);

гласность проводимых проверок и их результатов с сохранением коммерческой тайны и ноу-хау проверяемых субъектов; выборочность проводимых проверок.

Проверки проводят должностные лица Госстандарта России—го­сударственные инспекторы по обеспечению единства измерений РФ. Согласно ст. 20 вышеназванного Закона, государственные инспекторы вправе беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать объекты метрологической деятельности предприятия, отно­сящиеся к сфере распространения государственного надзора.

Проверки могут быть самостоятельными, т.е. только органами ГМС, и совместными—с участием другого контрольно-надзорного органа.

В частности, надзор за деятельностью торговых предприятий час­то осуществляется с участием Госгоргинспекции, Санэпиднадзора.

Проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.

Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 3 года в соответ­ствии с графиком, составляемым ГМС.

Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов самоуправления, обществ защиты прав потребите­лей, торговых инспекций и пр. в целях выявления и устранения отри­цательных последствий недостоверных результатов измерений.

Повторные проверки проводятся в целях контроля за выполнением предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки.

Результаты каждой проверки оформляются актом, который подпи­сывают все участники проверки. Содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. При обнаруже­нии нарушений госинспектор составляет предписание об устранении обнаруженных нарушений.

В случае обнаруженных нарушений госинспектор имеет право: запрещать применение СИ неутвержденных типов, не соответству­ющих утвержденному типу, неповеренных СИ; изымать при необходимости СИ из эксплуатации; гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда СИ дает неправильные показания или просро­чен межповерочный интервал.

Государственный метрологический надзор за выпуском, состоя­нием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологи­ческих правил и норм (см. ПР 50.2.002). Орган ГМС, осуществляющий проверку не позднее чем за 5 дней до ее начала, информирует предприя­тие, на котором предполагается осуществить проверку, о календарных сроках ее проведения, а также приглашает в случае необходимости пред­ставителей других контрольно-надзорных органов.

Госинспекторы проверяют:

1. наличие и полноту перечня СИ, подлежащих ГМКиН;

2. соответствие состояния СИ и условий их эксплуатации установ­ленным техническим требованиям;

3. наличие сертификата об утверждении типа СИ;

4. наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке, а также соблюдение межповерочного интервала;

5. наличие документов, подтверждающих аттестацию методик вы­полнения измерений;

6. наличие лицензии на изготовление и ремонт СИ предприятием, занимающимся указанными видами деятельности;

7. наличие документа, подтверждающего право проведения повер­ки СИ силами МС данного юридического лица;

8. наличие документов, подтверждающих органами ГМС аттеста­цию лиц, осуществляющих поверку СИ, в качестве поверителей;

9. правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки СИ в соответствии с НД.

Надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций* (см. ПР 50.2.003). Количество отчуждаемого то­вара определяется в результате процедуры измерений, а стоимость фиксируется.

Нарушениями метрологических правил и норм считаются:

а) отчуждение меньшего количества товара по сравнению с заявлен­ным** для продажи (обмер, обвес). Расхождение между заявленным ко­личеством, полученным при контрольном измерении, не должно пре­вышать норм, установленных правилами торговли.

* Термин «отчуждение», означает операции, при которых товары переходят из соб­ственности одного юридического или физического лица (продавца) в собственность другого юридического или физического лица (покупателя).

** Заявлением является любое утверждение, как устное, так и письменное, относя­щееся к количеству товара, выраженному в единицах величин.

 

При отсутствии этих норм расхождение не должно превышать суммы абсолютных пределов допускаемых погрешностей СИ, применяемых продавцом и госинспектором;

б) отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответ­ствует заплаченной цене (обсчет).

Рассматриваемый вид надзора осуществляется в основном в виде контрольной закупки. В этом случае госинспектор предъявляет удосто­верение после осуществления контрольной закупки. При осуществле­нии контрольной закупки госинспектор обязан брать не менее трех наи­менований товаров.

Проверка правильности отпуска товаров и произведенных расчетов проводится после получения продавцом кассового чека или кассиром наличных денег и после передачи товаров покупателю, а в магазине самообслуживания —после получения денег кассиром-контролером и выдачи чека и покупки.

Товары, приобретенные госинспектором и объявленные конт­рольной закупкой, должны оставаться на прилавке или в узле расчета до вызова представителя администрации. В необходимых случаях при перевешивании (перемеривании) они могут быть перенесены в другое место в присутствии продавца и представителя администрации.

Контрольные измерения производятся на исправных, поверенных СИ совместно с лицами, отпустившими товары. При составлении акта в нем указываются все реквизиты используемого СИ.

ГМН за количеством товаров может преследовать и другие цели: проверку состояния СИ, контроль за правильностью выполнения изме­рений. В этом случае нарушениями метрологических правил и норм также считается использование СИ, не соответствующих типу, непове­ренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные показания.

Орган ГМС, осуществляющий данный вид надзора, вправе прово­дить проверку без предварительного уведомления предприятия.

Закон, существенно расширив обязанности государственных инс­пекторов по обеспечению единства измерений и установив новые (для метрологической деятельности в России) виды ГМН, к сожалению, нисколько не расширил права инспекторов [28]. Так, стандартная про­цедура, необходимая для обнаружения нарушений метрологических правил при торговых операциях — контрольная закупка, — в законе не упомянута и, следовательно, не может осуществляться госинспектора­ми ГМС самостоятельно, а только при осуществлении совместных с Госторгинспекцией проверок. При обнаружении нарушения метроло­гических требований, не касающихся СИ, права госинспектора ограни­чиваются возможностью выдачи предписания об устранении наруше­ний, составления протокола о нарушениях, который должен быть направлен в территориальный орган ГТИ для принятия мер.

 

Государственный метрологический надзор за количеством фа­сованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Фасованные товары в упаковках как объект надзора — это товары, которые упаковывают и запечатывают в отсутствие покупате­ ля, при этом содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина или иные величины, указывающие на номинальное количество потребительского товара, обозначены на упаковке. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте регламенти­рованы государственным стандартом (20).

Маркировка упаковочной единицы должна содержать информацию о номинальном количестве потребительского товара в упаковках (вклю­чая информацию о массе основного продукта без жидкости для това­ров в упаковках с наличием заливочной жидкости).

ГМКН за количеством фасованных товаров осуществляется путем контроля за соблюдением метрологических требований к содержимо­му нетто* в упаковках.

Стандартом введено понятие «предел допускаемых отрицательных отклонений содержимого нетто упаковочной единицы» (Т). Показа­тель Т — это максимальное количество недовложенного продукта в упаковочную единицу, при котором ее считают еще годной для выпус­ка в обращение.

Стандартом регламентировано значение Т в зависимости от номи­нального количества нетто (М). Например, для значения М от 100 до 200 г (или мл) значение Т равно 4, 5%, от 1000 — 1, 5%.

Объектом надзора являются не только индивидуальные упаковки товара, но и партии фасованных товаров.

Партия фасованных товаров должна отвечать следующим требова­ниям:

- среднее содержимое нетто партии должно быть не менее номи­нального количества, указанного на упаковке;

- в партии фасованных товаров в упаковках не должно быть ни одной упаковочной единицы, у которой отрицательное отклонение со­держимого нетто от номинального количества превышает двойной пре­дел допускаемых отрицательных отклонений, приведенный в таблице стандарта.

*«Нетто» — слово итальянского происхождения — «чистый» (чистый вес). На упаковках может быть содержимое «брутто». Указанное слово (итальянского происхож­дения) — «нечистый»: масса товара с упаковкой.

 

Соответствие количества фасованных товаров в упаковках уста­новленным требованиям может быть удостоверено знаком «Ф». Этот знак свидетельствует о том, что субъект деятельности, выпускающий данную продукцию в обращение (производитель, фасовщик или им­портер), осуществляет метрологический надзор за количеством фасо­ванных товаров в упаковках и обеспечивает соответствие его установ­ленным требованиям. Право применения знака «Ф» предоставляют как юридическим, так и индивидуальным предпринимателям. Знак «Ф» наносят на упаковку в том же поле зрения, что и указание номи­нального количества.

Орган ГМС, осуществляющий плановую проверку, не позднее чем за трое суток информирует предприятие, на котором предполагается ее проведение, а также сообщает календарные сроки проведения провер­ки заинтересованным и приглашаемым участникам проверки. Внеоче­редные проверки могут осуществляться без предварительного уведом­ления контролируемого предприятия.

Предстоит решить проблемы, связанные с техническим обеспечени­ем отдельных видов ГМН. Так, для осуществления надзора за количе­ством отчуждаемых товаров и фасованных товаров необходимо «воору­жить» инспекторов компактным оборудованием, которое выпускается многими известными зарубежными фирмами по приемлемой цене. В частности, необходим портативный комплект, включающий весы, компь­ютер и принтер, с помощью которых осуществляются взвешивание упа­ковок товара, расчет характеристик партии фасованных товаров в упаков­ках и автоматическая выдача протокола проверки (при отсутствии влияния субъективного фактора со стороны инспектора или контролиру­емого субъекта хозяйственной деятельности).

 

6. КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

Калибровка средства измерения—совокупность операций, выполня­емых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическо­му контролю и надзору.

Из определения можно сделать два вывода:

1. калибровка проводится для тех СИ, которые не используются в сферах ГМКиН (установленных ст. 13 Закона РФ от 27.04.93 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений»), а значит, не подлежат поверке;

2. калибровка выполняет две функции:

определение и подтверждение действительных значений метроло­гических характеристик СИ;

определение и подтверждение пригодности СИ к применению.

В первом случае лаборатория, калибрующая по заявке (договору) заказчика СИ, не делает вывода о пригодности прибора. Установленные характеристики могут отличаться от паспортных, и только в компетен­ции заказчика определять, в каких условиях и для каких целей можно и нужно использовать данные СИ.

Во втором случае СИ признается пригодным, если действительное значение его метрологических характеристик соответствует техничес­ким требованиям, установленным в НД или заказчиком. Вывод о при­годности СИ в этом случае делает калибровочная лаборатория.

В решаемых на практике измерительных задачах калибровка может сводиться только к проверке пригодности СИ, т.е. его работоспособно­сти. В частности, требуется знать не действительные значения измеря­емой величины, нужно лишь констатировать наличие величины изме­ряемого сигнала определенного уровня. Примером может служить калибровка устройств—сигнализаторов предельного значения темпе­ратуры. В сигнализаторах, имеющих одну или несколько сигнальных лампочек, включение или выключение последних свидетельствует о до­стижении предельных значений величины. В устройствах, имеющих шкалу в виде нескольких цветовых секторов (подобных посуде фирмы «Цептер»), положение указательной стрелки в пределах конкретного сектора означает определенное состояние объекта измерений. В ст. 23 вышеназванного Закона указывается на добровольный харак­тер и область применения калибровки: «Средства измерений, не подле­жащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из произ­водства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже». Добровольный характер калибровки не освобождает МС от необходимости использования при калибровочных работах эталонов, со­подчиненных с государственными эталонами единиц величин.

Необходимость обязательной «привязки» рабочего СИ к государ­ственному (национальному) эталону важна потому, что в современной экономике измерения являются неотъемлемой частью технологических процессов и непосредственно влияют на качество продукции. Вот почему результаты измерений должны быть сравнимы, что достигается только передачей размеров единиц от государственных эталонов. Следует так­же иметь в виду следующий факт: в мировой торговле важнейшим усло­вием является доверие к достоверности значений показателей качества продукции, представляемой продавцами. Эта достоверность, в частности, подкрепляется сертификатами о калибровке СИ, выданными от имени ав­торитетной национальной метрологической организации.

Калибровка может быть возложена как на МС юридического лица, так и на любую другую организацию, способную выполнить калибро­вочные работы. Результаты калибровки СИ удостоверяются калибро­вочным знаком, наносимым на СИ, записью в эксплуатационных доку­ментах или сертификатом о калибровке.

На основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами ГМС, заинтересованные МС юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ. В этих случаях последним предоставляется пра­во выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организа­ций, которые их аккредитовали. Аккредитация — процедура добро­вольная. В каких случаях она необходима? Прежде всего тогда, когда предприятие поставляет продукцию на зарубежные рынки. В этом слу­чае торговый партнер (покупатель) может потребовать от продавца подтверждения того, что характеристики продукции измерялись прибо­рами, проверенными аккредитованной МС.

В 1994—1995 гг. в России сформировалась Российская система ка­либровки (РСК). В «Положении о Российской системе калибровки» регламентированы следующие вопросы: 1) организация, структура и функции РСК; 2) права и обязанности входящих в нее юридических лиц независимо от форм собственности и пр. В создании РСК соблюден ряд принципов. Во-первых, система созда­ется на добровольной основе. Никто не вправе навязывать аккредитацию МС. Добровольность вступления в РСК предусматривает процедуру при­знания, а следовательно, и выполнения всех действующих в системе НД. Во-вторых, в качестве аккредитующих органов могут выступать государ­ственные научные метрологические центры и органы ГМС. В-третьих, аккредитованная МС выдает сертификаты и ставит оттиски калибровоч­ных клейм от имени аккредитующего органа. В-четвертых, РСК строит­ся на принципе компетентности, в соответствии с которым аккредитацию МС проводят аккредитующие органы, компетентные в заявленной обла­сти аккредитации. В-пятых, это принцип самоокупаемости. Он означа­ет, что аккредитация МС является платной услугой.

7. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ

Метрологическое обеспечение сферы услуг на современном этапе следует признать явно недостаточным: отсутствует основополагающий документ, устанавливающий требования к государственной системе обеспечения единства измерений на предприятиях сферы бытовых ус­луг; только по ограниченному перечню услуг (услугам торговли, бан­ковским услугам) разработаны НД, содержащие требования к измери­тельным процедурам, выполняемым в процессах предоставления услуг.

По такой потенциально опасной группе услуг, как медицинские ус­луги, отсутствуют какие-либо НД в области метрологии. В то же вре­мя результаты госнадзора свидетельствуют о неблагополучном состо­янии диагностического парка приборов и инструментов в больницах. По данным Ростеста [7], из 500 проверенных приборов различного на­значения (хирургия, травматология, кардиология, анестезия) 66% (!) давали неверные показания. В ряде учреждений здравоохранения не созданы МС, применяются приборы неутвержденных типов. Госстан­дарт не получает систематической информации об аккредитованных организациях—поверителях СИ медицинского назначения и предпри­ятиях, имеющих лицензию на их ремонт.

Как уже отмечалось выше, в сферах услуг торговли действуют пра­вила по метрологии, регламентирующие порядок осуществления ГМН за количеством товаров при их продаже. В области банковских техно­логий действуют ГОСТ Р 8.561 и Рекомендации по государственной системе обеспечения единства измерений (МИ 2328—95). Рассмотрим кратко требования к метрологическому обеспечению банковских тех­нологий.

Метрологическое обеспечение банковских технологий осуществ­ляется в целях получения результатов измерений, использование кото­рых исключает принятие нерациональных или ошибочных решений при реализации банковских технологий.

В банках и учреждениях, осуществляющих банковские операции, должны быть организованы МС или структуры (подразделения или лица), на которые возложены обязанности по обеспечению единства измерений. Их основными задачами являются: своевременное пред­ставление на поверку СИ; организация аттестации МВИ; организация и проведение метрологической экспертизы документации, в которой излагаются требования к банковским технологиям. В приложении 4 приведены примеры объектов ГМКиН за банковскими операциями.

Под объектами в сфере банковских операций, подлежащими ГМКиН, понимаются средства и методики измерений (анализа), техни­ческие и программные средства, характеристики которых гарантируют точность и стабильность обработки, хранения, а также защиту инфор­мации; обеспечивают отсутствие ошибок; арбитражные процедуры в целях защиты прав вкладчиков и интересов участников финансового рынка при выполнении банковских операций.

Под параметрами, подлежащими надзору (см. графу 2 таблицы в приложении 4), понимаются конкретные характеристики технических и программных средств (включая носители информации), отклонение значений которых от нормируемых или рекомендуемых может привес­ти к ошибкам и материальным потерям при осуществлении банковских операций.

Перечень СИ, подлежащих поверке, осуществляется МС банка или должностным лицом банка, ответственным за обеспечение единства измерений, и утверждается органом ГМС, осуществляющей ГМКиН.

При проведении контроля (надзора) особое внимание следует уде­лять объектам (и их параметрам), для которых установлены и стандар­тизированы обязательные требования.

Такие виды контроля (надзора), как поверки СИ, аттестация МВИ, производятся на договорной основе ГМС, научными метрологически­ми центрами. Калибровка СИ производится МС банка или на договор­ной основе любым специализирующимся предприятием. Метрологи­ческая экспертиза документации производится МС банка, метролога- ми-аудиторами или на договорной основе научными метрологически­ми центрами.

 

8. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

Метрологическое обеспечение испытаний продукции осуществля­ется в соответствии с (16).

Метрологическое обеспечение испытаний — это установление и применение научных и организационных основ, технических средств, метрологических правил, необходимых для получения достоверной измерительной информации о значениях показателей качества и безо­пасности продукции и услуг.

Цели и задачи метрологического обеспечения испытаний:

- создание необходимых условий для получения достоверной из­мерительной информации при испытаниях;

—разработка методик испытания, обеспечивающих получение ре­зультатов с погрешностью и воспроизводимостью, не выходящих за пределы установленных норм;

- разработка программ испытаний и проведение метрологической экспертизы программ и методик испытания;

- обеспечение поверки СИ, используемых в сферах ГМКН и при­меняемых для контроля параметров испытуемой продукции;

- обеспечение аттестации испытательного оборудования в соответ­ствии с установленными требованиями (по ГОСТ Р 8.568);

- обеспечение калибровки СИ, не подлежащих ГМКН;

- подготовка персонала испытательных подразделений к выполне­нию измерений и испытаний, техническому обслуживанию оборудова­ния.

Основные требования к метрологическому обеспечению испы­таний. На предприятиях, где проводят испытания для целей обязатель­ной сертификации (декларирования соответствия), должна быть созда­на метрологическая служба или иная организационная структура по ОЕИ.

Типы СИ, применяемые для проведения испытаний, должны быть утверждены Госстандартом России. Экземпляры СИ, используемые при проведении испытаний, в частности при контроле характеристик испы­туемой продукции, контроле параметров опасных и вредных производ­ственных процессов, состояния окружающей среды, должны быть по­верены.

Экземпляры СИ, используемые для целей добровольной сертифика­ции (в сферах, на которые не распространяется ГМКН), сертифициру­ют и калибруют.

Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов, ис­пользуемые при проведении испытаний для целей обязательной серти­фикации, должны быть утвержденных типов в соответствии с (17).

Результаты испытаний фиксируют в протоколе, в котором в числе прочих сведений должны быть указаны:

- наименование объектов испытания;

- наименование и обозначение документов, регламентирующих методику испытаний;

- характеристики условий испытаний и внешних воздействующих факторов;

- результаты испытаний (с указанием характеристики погрешнос­ти);

- наименования, типы или основные характеристики эталонов и СИ, использованных при испытаниях;

- реквизиты испытательного подразделения.

Сертификация средств измерений. Система сертификации СИ, созданная в соответствии со ст. 24 Закона РФ «Об обеспечении един­ства измерений», носит добровольный характер и преследует цель со­действовать экспорту и повышению конкурентоспособности СИ как то­варов. Основная задача системы — проверка и подтверждение соответствия СИ метрологическим нормам и требованиям, установлен­ным в НД, и в отдельных случаях дополнительным требованиям заяви­теля — предприятия, организации, обратившихся с заявкой на прове­дение сертификации.

Организация, координация и методическое руководство работами по сертификации осуществляются центральным органом системы —Уп­равлением метрологии Госстандарта России. Основными рабочими зве­ньями системы являются органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). При положительных результатах испытаний в аккредитованных лабораториях орган по сертификации выдает заяви­телю сертификат соответствия. На рис. 10, в дано изображение знака со­ответствия, наносимого, как правило, на эксплуатационную докумен­тацию (паспорт и др.).

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ

В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 27.04.93 № 4871-1 «Об обес­печении единства измерений» юридические и физические лица, а так­же государственные органы управления РФ, виновные в нарушении настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законода­тельством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

В соответствии со ст. 14.7 Кодекса РФ «Об административных пра­вонарушениях» обмеривание и обвешивание или иной обман потреби­телей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей сфере торговли (услуг), влечет наложение штрафа в размере: от 10 до 20 МРОТ на должностных лиц; на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ; на граждан — от 5 до 10 МРОТ.

В Уголовном кодексе РФ (далее — УК) отсутствуют специальные нормы об уголовной ответственности за нарушение метрологических правил и норм. Однако, как свидетельствует практика ГМКиН, наруше­ния, выявляемые госинспекторами, зачастую характеризуются теми или иными признаками составов преступлений, предусмотренных УК (на­пример, обмеривание и обвешивание потребителей путем применения неверных, неисправных, непригодных СИ).

Так, согласно ст. 200 УК «Обман потребителей» виновное лицо мо­жет быть привлечено к уголовной ответственности за любой обман потребителей, в том числе за обман, наступивший в результате приме­нения непригодных СИ, в случае, если:

а) обман совершен в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, либо гражданами, заре­гистрированными в качестве предпринимателей в сфере торговли (ус­луг);

б) эти деяния совершены в значительном или крупном размере. При отсутствии одного из указанных признаков преступления уго­ловная ответственность не наступает.

Применение предусмотренных ч. 2 ст. 200 УК повышенных мер уголовной ответственности допускается лишь при наличии хотя бы одного из установленных признаков:

совершение преступления лицом, ранее судимым за обман потреби­телей;

совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

совершение преступления в крупном размере. Так, обмеривание, обвешивание наказываются: штрафом от 50 до 300 МРОТ с лишением права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;

лишением свободы на срок до 2 лет.

Те же действия, совершенные повторно либо по предварительному сговору группой лиц, наказываются: штрафом от 300 до 1000 МРОТ; лишением свободы на срок до 5 лет.

По мнению [28], основная трудность при определении мер за мет­рологические нарушения заключается в том, что в большинстве случа­ев санкции могут быть предусмотрены только за факт нарушения (на­пример за применение неповеренного прибора, за просрочку лицензии), но не за последствия этих нарушений (например, взрыв, авария и др.), ибо последствия наступают, как правило, позднее, иногда с большим отрывом по времени, и на практике невозможно выявить причинную зависимость между ними и совершенным нарушением. Поэтому мера ответственности должна быть адекватна тяжести нарушения.

Предлагается [18] внести дополнения в УК, включив в него статью «Нарушение метрологических правил и норм» и предусмотрев в ней на­казания за нарушение метрологических правил и норм, повлекших при­чинение вреда здоровью или жизни людей, окружающей среде либо на­несших имущественный ущерб в крупных размерах.

 

 

10. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ МЕТРОЛОГИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 г. И НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (Концепция) [23]

Правовой основой Концепции являются Конституция Российской Федерации, Закон «Об обеспечении единства измерений» и другие фе­деральные законы, а также постановления Правительства РФ.

Цель. Цель национальной политики в области метрологии —защи­та государства и общества от недостоверных результатов измерений для обеспечения стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Задача. Задача национальной политики в области метрологии—со­здание Российской системы измерений (РСИ), основанной на принци­пах рыночной экономики, гармонизированной с международными пра­вилами и нормами и обеспечивающей единство измерений в стране. РСИ охватывает измерительную технику, метрологию и потребителей измерительной информации. Стержнем этой системы является Государ­ственная система обеспечения единства измерений.

Сближение национального законодательства в области обеспечения единства измерений стран мирового сообщества стало необходимос­тью, вызванной глобализацией, международной интеграцией и поста­новкой международными межправительственными метрологическими организациями задачи создания Глобальной системы измерения.

Важность международной деятельности в области метрологии не вызывает никаких сомнений. Для взаимного признания результатов измерений и испытаний необходимо глобальное обеспечение единства измерений, иначе возникают технические барьеры в торговле, что про­тиворечит принципам ВТО. Участие России в МОЗМ, МОМВ, ИСО, МЭК, КООМЕТ и ряде других международных и региональных орга­низаций позволяет использовать мировой опыт, учитывать появляющи­еся тенденции в современной метрологии, а также влиять на общие принимаемые решения.

Стратегия. Стратегией национальной политики в области метроло­гии должна стать концентрация усилий Правительства РФ, федераль­ных органов исполнительной власти, субъектов РСИ как в законода­тельно регулируемой, так и в нерегулируемой областях, направленная на достижение показателей, обеспечивающих достаточные ресурсы для достижения основной цели.

Направления. При решении стратегических задач основными на­правлениями метрологической деятельности на национальном уров­не являются законодательное, исполнительное и контрольно-над­зорное.

Законодательное направление — развитие нормативной базы для метрологической деятельности в законодательно регулируемых облас­тях, включая соответствующие законы, постановления Правительства РФ, акты и документы законодательной метрологии.

Исполнительное направление — обеспечение функционирования метрологической службы Российской Федерации, состоящей из Госу­дарственной метрологической службы, метрологических служб орга­нов исполнительной власти и метрологических служб юридических лиц, проведение фундаментальных и прикладных исследований для обеспечения метрологической деятельности.

Контрольно-надзорное направление - осуществление государствен­ного метрологического контроля и надзора в целях проверки соблюде­ния установленных метрологических правил и норм (утверждение типа средства измерений, поверка, состояние и правильность применения средств измерений, аттестованные методики выполнения измерений и т.п.), взаимодействие государственных органов управления РФ с орга­нами прокуратуры, суда, арбитражного суда.

В законодательном направлении нужны пересмотр основополага­ющих правовых и нормативных актов и приведение их в соответствие с новыми российскими и международными требованиями. Необходи­мы также изменение Закона РФ «Об обеспечении единства измере­ний», разработка технического регламента по существенным требо­ваниям к средствам измерений, используемым в законодательно регулируемых областях, подготовка нового Положения о Государ­ственной метрологической службе. В рамках этого направления реша­ются вопросы метрологического обеспечения производства, процес­сов и услуг в целях обеспечения единства и требуемой точности измерений.

Основой исполнительной деятельности должно стать функциониро­вание Метрологической службы РФ, состоящей из Государственной мет­рологической службы, метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и метрологических служб юридических лиц.

Требует совершенствования метрологическая инфраструктура стра­ны, которую сегодня составляют 99 ЦСМ и 9 метрологических инсти­тутов Госстандарта России, более 30 тыс. метрологических служб пред­приятий и организаций, из которых более 1000 — метрологические службы юридических лиц, аккредитованных на право поверки.

Реализация. Для развития Российской системы измерений, основой которой является Государственная система обеспечения единства изме­рений, необходимо решить следующие проблемы:

· определить приоритеты развития измерительной техники и при­боростроения с учетом технических регламентов;

· совершенствовать систему государственной метрологической службы, включая вопросы государственного метрологического контро­ля и надзора;

· оптимизировать






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.