Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что делать?






Как правильно учиться в НГУ

(для 1-3 курсов естественнонаучных факультетов на примере ФФ)

 

Пролог

В начале каждого семестра в голове почти каждого студента нет-нет да и мелькнёт мысль: в этом семестре надо учиться, чтобы не было такой жопы на сессии как в прошлый раз. При этом под «учиться» по умолчанию подразумевается посещение всех лекций и семинаров, выполнение домашних заданий, самостоятельное решение семестровых (или месячных) заданий, честное выполнение лабораторных – короче говоря, тотальное прилежное зауканство. Как показывает практика моя и многих моих знакомых, этакие благие намерения угасают через пару недель.

Замечено это было не мной, и искать решение проблемы систематически начали ещё в 2000 г. (самое позднее, скорее, раньше). Тогда на физфаке появился проект «Термодинамо» – первая попытка «средних» студентов физического факультета сознательно избежать будущих сессионных проблем. Проект потихоньку заглох к середине семестра, но позволил сформулировать основную беду студента.

Эту беду можно назвать по разному: студент НГУ не «обучающийся», а «обучаемый»; не субъект учебного процесса, а объект обучения. В студента знания пытаются запихнуть, не слишком заботясь, усваивает ли он их, качественно ли преподавание и т.п. Кроме того, отсутствует обратная связь в учебном процессе: преподаватели вещают знания в аморфную среду, а все дополнительные трудозатраты студента по учёбе даются очень тяжело с явным и мощным сопротивлением среды («уходят в вату», как мы говорили). В соответствие с установленной проблемой начались новые попытки «научиться учиться».

 

В 2002 году, в весеннем семестре второго курса физического факультета лично для меня это не было абстрактной отвлечённой проблемой. Зимний семестр я сдал почти целиком на тройки, пройдя через 2 вторые пересдачи. Повторения мне не хотелось.

В середине семестра, опираясь на опыт создателей «Термодинамо», я сагитировал ещё троих одногруппников и мы начали регулярно, три раза в неделю встречаться, чтобы разбирать лекции и решать задачки. Честно говоря, дело шло не сказать, что блестяще – просто мы пытались прилежно зауканить уже вчетвером, но инерция такого дела была значительно больше, чем у одного человека и сессию все сдали без троек – хотя я, например, закрыл сессию только осенью.

В осеннем семестре третьего курса сменилась команда. Началась квантовая механика и в своём пятом семестре я впервые почти физиологически почувствовал, что учиться интересно. А интересно учиться – ещё интереснее. Мы разбирали буквально все лекции, готовили вопросы лекторам и задавали их от имени и по поручению нашей малой группы. По примеру американских студенческих обществ мы выбрали для самоназвания две греческие буквы - yc - по-русски «психи». Мы на самом деле весело проводили время, вгрызаясь в кванты и сопутствующую математику. По крайней мере для двоих из нас, кванты стали образом мышления и буквально религией. Появились сопутствующие приколы и традиции – например, правило отжиматься за мат по нарастающей шкале появилось впервые не на Советах СТОПП, а именно на учебных собраниях «психов».

(До сих пор приятно вспомнить незамысловатый стишок одного нашего тогдашнего общего знакомого: «Матерящиеся yc отжимались только так. Не такие мы и психи, раз попали на физфак»)

Что касается собственно учёбы, в конце концов, мы пришли к некоему алгоритму, который, честно говоря, так и не был на 100% реализован, но, я уверен, может быть взят в качестве отправной точки новыми «психами». Главное понять следующее: ботанство, зауканство, алгоритмы и прилежание – чушь собачья. Учиться должно быть интересно. Для этого надо учиться в своём темпе и делить учебный процесс, если не с друзьями, то с хорошими и надёжными товарищами. Уже микроколлектив из 4 человек – сила масштаба факультета. Это мы увидели на зимней сессии, когда перед экзаменом к нам совершило паломничество человек 30, а вопросов на консультациях от нашей группы было больше, чем от всего остального курса вместе взятого. И самое главное – инициатива должна исходить не от преподавателей, а от вас.

 

 

Что делать?

Во-первых, найти единомышленников. Это очень просто – изложите им своими словами первый абзац пролога и брякните, что умные люди, вроде как нашли решение. Поверьте, многие заинтересуются. Очень важно, подбирать в команду людей интересных лично вам, чтобы при совместной работе можно было при случае и поржать, и пожрать (J) и т.п. О ролях в команде подробно будет сказано ниже, тогда же станет понятней, почему нельзя делать всё то же самое в одиночку.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.