Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Урок – экскурсия






1. Одни авторы считают экскурсию отдельной формой обучения, другие – разновидностью урока, третьи – методом. А как считаете вы? Докажите свое мнение.

2. Докажите связь методики проведения экскурсий с процессом развития личности учащихся и с формированием у них познавательного интереса.

3. Составьте модель экскурсии.

4. При подготовке к экскурсии важно методически грамотно определить содержание деятельности и учащихся на каждом этапе. Подумайте, в чем состоит их деятельность на сезонной экскурсии в природу. Результат размышлений запишите в таблицу:

 

План работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Составление характеристики погоды 2.Сравнение вида местности в данное время года с предыдущим 3.Наблюдения за растениями. 4.Наблюдения за животными 5.Сбор гербарного материала 6. Итоги экскурсии    

 

5.Главная часть экскурсии – самостоятельная работа детей по изучению различных объектов. При подготовке к экскурсии учитель обращает особое внимание на разработку заданий для самостоятельной работы. Необходимо так продумать задания, чтобы дети смогли увидеть не только объект в целом, но и рассмотреть его части, сравнить с другими объектами, сделать вывод. Исходя из этой информации, дайте оценку каждому заданию для самостоятельной работы на весенней экскурсии в природу:

1) найти мать -и мачеху;

2) определить, где она растет;

3)сухая или влажная здесь почва? Как растение освещается солнцем?

4)рассмотреть растение; найти его части. Как они называются? Какой части в это время года у растения нет?

5)почему мать – и мачеха зацветает так рано?

6.На экскурсии по теме «Водоемы нашего края» дети наблюдали за рекой. Они определили направление течения реки, по наличию бакенов установили, что река судоходна. Сравнили берега и сделали вывод о том, что левый берег – пологий, а правый – крутой. После этого учительница рассказала, что такое исток и устье, где они находятся, а затем предложила сравнить реку и ручей. В чем ошибка учителя? Ответ обоснуйте.

7.Определите дидактическую задачу и место наблюдений за деревьями на осенней экскурсии в природу (II-III классы):

а) найдите березу (можно любое дерево);

б) что изменилось в облике березы по сравнению с ее внешним видом в сентябре?

в) рассмотрите ствол и ветви дерева. Изменились ли они по сравнению с обликом на первой экскурсии?

г) обратите внимание на листья. Какого они цвета? Так ли много сейчас на березе?

Найдите на земле листья березы разной окраски, соберите их. Продолжите работу – составьте план наблюдений за березой на зимней и весенней экскурсии и обсудите его.

8.Сравните содержание и методику проведения сезонных экскурсий по программе З.А. Клепининой и Н.Ф. Виноградовой. Определите сходство и различия в организации и методике их проведения. При выполнении задания, кроме учебника, используйте методические рекомендации для учителей этих авторов.

9.В настоящее время и методической литературе (А.А. Плешаков, Л.П. Салеева-Симонова и др.) все чаще как вид экскурсий называются экологические экскурсии. Авторы обосновывают такое выделение тем, что экологические экскурсии имеют свою специфику, так как на них «.. кроме образовательных задач, решаются и экологические проблемы..» Насколько правомерным, по вашему мнению, является такое выделение? Ответ обоснуйте.

10.Прочитайте план экологической экскурсии «Человек и природа»:

а) уникальность этой территории, местонахождение, занимаемая площадь;

б) основные проблемы: вред наносимый посетителями, промышленные загрязнения;

г) вытаптывание как неизбежный спутник лесов, находящихся вблизи населенных пунктов; степень вытаптанности, состояние почвы и травы.

д) состояние деревьев в лесопарке, повреждения деревьев;

е) проведение наблюдений в природе; птицы лесопарка;

ж) правила поведения в природе; отдых в лесу и его преимущества. Степень загрязнения территории. Бытовые отходы и следы отдыха посетителей. Оценка состояния территории.

з) проблема охраны природы. Действия каждого человека для сохранения природы. Роль населения в деле охраны природы: зеленый патруль, контроль за выбросами промышленных отходов, соблюдение правил поведения в природе.

Что к этому плану следовало бы добавить, а что на ваш взгляд лишнее. дайте аргументированную оценку этому плану.

11. А.А. Плешаков рекомендует провести на экскурсии по теме «Многообразие природы» наблюдение «за водой в водоеме, почве, в лужах (дождевая вода), за облаками, тучами. Выявить изменения, которые происходят с водой под действием человека. Для этого взять пробы воды из загрязненного и чистого водоема, сравнить пробы по цвету, запаху, прозрачности (чистая вода может быть взята из родника или принесена из школы). Определить источник загрязнения: сброс сточных вод (желательно установить, откуда поступают), мытье машин, мотоциклов и.т.д.» Подумайте, каким образом эту рекомендацию можно осуществить на практике? Каким образом можно использовать результаты наблюдений на уроках. Каково Ваше мнение о возможности выполнения этой рекомендации? Обоснуйте.

12.Авторы всех программ рекомендует при проведении экскурсии использовать дидактические и подвижные игры. Обоснуйте, на чем основана эта рекомендация? Приведите примеры игр.

13.В 30-е гг. XX века на Павловской станции юных натуралистов (под Петербургом) была разработана памятка для учителя, которая называлась «Заповеди экскурсионного дела». Ее содержание следующее.

1. Помните, что экскурсия – это не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

2. Изучите место, куда поведете на экскурсию учащихся, наметьте ее план.

3. Определите и выдержите тему экскурсии, отвлекайтесь на другие вопросы и явления.

4. Рассказывайте на экскурсии только то, что можно показать и доказать.

5. Избегайте длинных объяснений.

6. Спланируйте активную работу детей на экскурсии и осуществите этот план.

7. Старайтесь правильно называть объекты экскурсии и добивайтесь их восприятия учащимися.

8. Соблюдайте меру познавательного материала, иначе дети не будут вас слушать.

9. Закрепите материал экскурсии в памяти детей последующей переработки материала (составление гербария, обсуждения и т.п.).

Сравните требования к организации и проведению экскурсий в 30-е гг и в наше время. Сделайте вывод и аргументируйте его.

14. В методике природоведения нет единой классификации экскурсий. В соответствии с тематикой выделяются следующие группы экскурсии:

1) ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное время года;

2) ориентирование на местности, ознакомление с формами своей местности;

3) экологические экскурсии;

4) экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производство. В.М. Пакулова и В.И. Кузнецова считают, что экскурсии по природоведению бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения темы) и обобщающими (после изучения материала темы).

З.А. Клепинана также выделяет виды экскурсий по тематическому признаку.

В истории методики существовало и такое разделение видов экскурсий как экскурсии в природу и на производство.

Сравните различные подходы к классификации экскурсий. Какая классификация, по вашему мнению, наиболее удачна. Почему? Свой ответ обоснуйте.

15.Просмотрите составленную вами методическую картотеку по проблеме проведения экскурсий. Выделите тот материал, в котором рассматриваются новые, эффективные приемы работы в природе. Обоснуйте его на занятии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.