Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этические принципы и правила диагностической деятельности.






Этические нормы психодиагностики - это комплекс мер и принципов по защите интересов обследуемых лиц. Они включают в себя наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик психологической диагностики, являются кодексом профессиональной этики психолога или другого специалиста, принимающего участие в проведении психодиагностического исследования. Морально - этические принципы психолога - диагноста являются частью совокупности общечеловеческих норм, регламентирующих поведение личности в соответствии с требованиями долга, моральной обязанности по отношению к обществу, честности, принципами гуманизма и т.д.

Таким образом, к числу важнейших в комплексе норм и требований профессиональной этики можно отнести соблюдение принципов гуманности, предпочтение интересов испытуемого в определении целей, планировании процедуры, характере проведения психодиагностического исследования. От психолога требуются немалый такт, оберегание испытуемого от возможных психических травм в связи с проводимым психодиагностическим исследованием, безусловное уважение к личности испытуемого. В ряде случаев (в том числе по причине болезненного состояния) испытуемый может интерпретировать всю ситуацию психологического исследования как обидную для него, затрагивающую его человеческое достоинство. Такие ситуации требуют от психолога большого терпения и такта, умения успокоить испытуемого, вызвать и поддержать у него доверие к психологу и желание участвовать в эксперименте.

Кроме того, в ходе экспериментальной работы психологу приходится вводить не только положительную, но и отрицательную оценку работы испытуемого с целью актуализации у него определенного личностного отношения к проводимому исследованию. В этих случаях независимо от общего хода Эксперимента в конце исследования психолог должен позаботиться о том, чтобы нейтрализовать общее негативное впечатление от эксперимента, оптимизировать эмоциональное состояние испытуемого.

Важнейшим этическим требованием к психодиагносту является его профессиональная компетентность. Адекватная диагностика, опирающаяся на научную интерпретацию данных обследования, результаты комплексного изучения человека в рамках личностного подхода, глубокий анализ содержания получаемых в психодиагностическом исследовании сведений могут быть обеспечены только высококвалифицированным специалистом, от которого требуются глубокие специальные знания в области теории психодиагностики, психометрии, теории психологических измерений.

Общим и абсолютно непреложным правилом профессиональной этики психолога должно быть неразглашение сведений об испытуемых, не относящихся непосредственно к целям и задачам конкретного психологического обследования. Испытуемый всегда должен быть осведомлен о целях проводимого обследования, объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и учреждениям. Участие испытуемого в обследовании может быть только добровольным и сознательным. Общая установка в любом психодиагностическом обследовании должна быть направлена на разъяснение испытуемому того обстоятельства, что проводимое обследование имеет целью в первую очередь оказание ему психологической помощи в выборе более адаптивных позиций и линий поведения, решения сложных или конфликтных ситуаций, выявление направления личностного роста и т.д.

При проведении экспертизы и консультирования, особенно в случаях применения тестов способностей и некоторых других, неправильное субъективно искаженное толкование результата которых может нанести вред личности испытуемого, необходимо строгое соблюдение индивидуального подхода к выбору формы и объема сообщаемой испытуемому информации, соблюдение деонтологических, психогигиенических принципов. Особое значение это требование приобретает в области клинической психодиагностики.

Специфические профессионально - этические требования предъявляются к профессиональному психолого - педагогическому, клиническому консультированию, экспертизе, исследованиям в целях отбора персонала и в других видах психодиагностической деятельности. Тщательная разработка принципов и норм психологической диагностики в целом и применительно к различным ситуациям постановки психологического диагноза относятся к числу наиболее важных и практически неотложных задач психодиагностики.

Психодиагностическое обследование

Психодиагностическое обследование - деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз.

Проведение психодиагностического обследования предполагает наличие цели, объекта и предмета обследования.

Процесс диагностирования может быть определен как социально - коммуникативный процесс получения и переработки психологом информации об оцениваемой личности. Применяя различные вспомогательные средства, экспериментатор получает все более и более точную картину индивидуальных особенностей человека в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки ведущего фактора, решения поставленной диагностической задачи.

Начинать психологическое обследование рекомендуется со знакомства: вначале психолог должен представиться испытуемому, объяснить, что он намерен делать, зачем, далее предоставляется возможность представиться испытуемому. При диагностике в обязательном порядке указываем возраст испытуемого, для детей дошкольного возраста отмечаем полное количество лет и месяцев.

 

37.Особенности разработки тестов учебных достижений. Для тестов учебных достижений существуют общие правила и этапы разработки. В зависимости от тех целей, которые стоят перед разработчиками, процедура разработки тестов имеет некоторые особенности, однако перечень этапов создания тестового инструментария одинаков для всех видов тестов.

1. Определение целей тестирования.

2. Определение ресурсных возможностей разработчиков.

3. Отбор содержания учебного материала.

4. Конструирование технологической матрицы и ее экспертиза.

5. Составление тестовых заданий и их экспертиза.

6. Построение выборки для апробации заданий и тестов.

7. Компоновка заданий для апробации.

8. Апробация тестовых заданий.

9. Определение и расчет показателей качества тестовых заданий.

10. Отбраковка заданий и составление теста.

11. Апробация теста.

12. Определение и расчет показателей качества теста.

13. Составление окончательного варианта теста.

14. Стандартизация теста.

15. Нормирование теста.

16. Оснащение теста.

Этот список полный, поскольку в нем представлены все этапы создания тестов. Создание теста начинается с определения целей тестирования. Конечно, для тестов, которые предполагается использовать для сравнения результатов между несколькими классами в одном образовательном учреждении и тестами, предназначенными для итоговой аттестации обучающихся, существует значительная разница.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.