Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика развития дошкольников.






При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:

- состояние в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;

- предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающее желание дальнейшей работы с экспериментатором;

- чередование словесных и наглядных методик для предупреждения переутомления;

- игровой характер заданий;

- учет уровня развития познавательной деятельности.

Психологическое обследование начинается с беседы с ребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об окружающем мире, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности – игровой, а также типичных видов деятельности – конструирования и рисования.

Важной задачей обследования детей 4 – 5-го года жизни является изучение уровня развития их ориентировочно-познавательной деятельности. Именно ориентировочно-познавательной деятельности. Именно ориентировочно-познавательное действие становится основной структурной единицей познания.

В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориентировочно-познавательных действий:

- хаотические действия;

- перебор вариантов;

- целенаправленные пробы;

- практическое примеривание;

- зрительная ориентировка.

При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учитывать следующие психологические новообразования: сюжетно-ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности. Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического премирования, а в некоторых случаях – методом зрительной ориентировки.

Главная цель обследования детей 7-го года жизни – целенаправленное изучение из психологической готовности к школьному обучению.

Обязательным компонентом психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста является обследование состояния речи.

Логопедическое обследование осуществляется общепринятыми в логопедической практике методами и включает в себя изучение основных компонентов, составляющих речевую систему.

Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста игра – ведущая деятельность, т.к. согласно исследованиям А.Н.Леонтьева:

- внутри игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, напрмер учения;

- в ней перестраиваются частные психические процессы;

- от нее зависят основные изменения личности в данный период.

У детей характер игры может быть представлен манипуляцией, процессуальной игрой, игрой с элементами сюжета.

При изучении игровой деятельности оцениваются:

- проявление интереса к игрушкам;

- выбор игрушек;

- адекватность использования игрушек;

- возможность организации и уровень самостоятельности игры;

- характер игры (однообразная, творческая);

- поведение во время игровой деятельности.

Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологические особенности.

Исследование памяти:

- методика «нелепицы»; - методика «10 слов»;

- методика А.Н.Леонтьева (опосредованное запоминание).

Исследование мышления:

- методика «Последовательность событий» А.Н.Бернштейн;

- методика «Классификация» А.М.Шуберт и А.Я.Иванова;

- методика Э.Ф.Замбилявичене (субтесты).

Диагностика эмоционально-аффективной сферы:

- методика «Нарисуй человека»;

- методика «Рисунок семьи»;

- методика «ДДЧ».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.