Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый способ контроля






 

Среди фотографий послеаварийного Чернобыля есть одна особая. На ней представлена яблоня, давно потерявшая свой зеленый наряд. Красные яблоки на голых ветках резко выделяются на фоне белого снега. Картина символичная – природа продолжает одаривать человека, не подозревая о том, что сам человек сделал эти дары опасными для своей жизни.

 

Эта фотография сделана первой зимой после взрыва реактора. Дозиметристы же, работавшие в Припяти, еще осенью заинтересовались чернобыльскими яблоками: ведь это первый урожай после аварии. Самым дотошным из них оказался Андрей Митенков из Горького. Выяснилось, что радионуклиды накапливаются в яблоке очень неравномерно. Основным местом загрязнения является сердцевина яблока и особенно косточки. Отмыв яблоко от осевшей на него пыли и удалив сердцевину, можно остальное спокойно использовать в пищу. Для меня, новичка в этих вопросах, такой результат казался удивительным. Но компанию дозиметристам в поедании собранных ими яблок я все же составил.

 

Эта история вспомнилась летом 1987 года, когда в заброшенных садах Чернобыля начали появляться различные фрукты. Отправляясь домой в Минск после очередной вахты, я прихватил с собой образцы всех появившихся к тому времени фруктов. Моя дочь Лена, работавшая в то время на заводе «Интеграл», произвела в их лаборатории замеры радиоактивности. Рассказывает: лаборанты обиделись на меня, что мало привез. А в остальном все оказалось в норме. Хуже всех, то есть почти на пределе допустимого оказались черная и красная смородина.

 

Такой результат «окрылил» меня и моих чернобыльских друзей. Проблема витаминов для нас была решена. Благо, в каждом чернобыльском дворе можно было найти фрукты на все вкусы. У нас даже возникло разделение зон влияния: никто границы чужой зоны не нарушал. Как знать, может быть именно обилие поглощаемых нами витаминов помогло нам в то трудное время в борьбе с вездесущей радиацией.

 

Однажды, уже осенью направился я в медсанчасть, расположенную в Чернобыле.

Нужно было пройти очередной профосмотр. Спешить некуда, иду и любуюсь охваченными осенним разноцветьем садами. И вдруг… Первое желание пройти мимо быстро прошло. Перед моим взором – прелестная беседка, сплошь заплетенная лозами винограда. Наверное много радости доставляло это уютное место своим хозяевам. Но, кто знает, где сегодня ее заботливые хозяева. Отблески солнца от янтарных гроздей винограда восхищают и как бы взывают ко всем: мы ведь родились для вас, для вашей радости, но где же вы?

 

Я стоял, любовался сказочным зрелищем и боролся с соблазном. Но где уж там: слабости наши ох как сильны. И я не смог пройти мимо. А вы прошли бы? Сорвав и поглотив первую гроздь винограда, я понял, что не смогу уйти отсюда, пока не заполню виноградом всю «тару». Уходил я с гордо поднятой головой, ибо согнуться уже был не в состоянии.

 

Первым же кабинетом в медсанчасти оказался кабинет СИЧ (счетчик излучений человека). Именно там измеряют мощность излучения как самого человека, так и всего, чем он нашпигован. Признаюсь, содержимое моего желудка меня несколько беспокоило. Пока приборы измеряли и обрабатывали информацию, мое напряжение возрастало. Кто знает, чем обернется для меня моя слабость и неумеренная прожорливость. Но, как выяснилось, волнения мои были напрасными. Никаких отклонений от нормы приборы не обнаружили. Значит, виноград был чистым. Уверен, что связано это с тем, что корневая система виноградных лоз очень глубокая, слой же загрязненной почвы обычно не превышает 7-10 см.

 

Вот так и добавился еще один очень ценный (и приятный) продукт к списку пригодных для «поедания» фруктов и ягод. А использованная мной «технология» могла бы быть зарегистрирована в качестве изобретения «Нового способа контроля содержания радионуклидов в пищевых продуктах». Как вы на это смотрите?

 

А если без шуток, то я не советую вам пользоваться этим «новым способом контроля». Не всегда же такие истории могут иметь счастливый конец!

 

 

Чернобыль, 1986-87 годы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.