Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По способу научения 10 страница







гут быть выделены на уровне конкретных потребностно-мотива-ционных сфер (например, гнездостроение, очистка ульев, уход за размножающейся самкой и т. п. у пчел и муравьев). Основной ха­рактеристикой строения потребностно-мотивационной сферы на перцептивной стадии является наличие связанных в цепочку дея-тельностей, последовательность которых регулируется инстинк­тивными механизмами (актуализация эндогенного фактора сле­дующего звена только после удовлетворения потребности преды­дущего). Это, с одной стороны, позволяет осуществлять очень слож­ную жизнедеятельность без представления всех промежуточных целей, а с другой стороны, ограничивает выбор объектов проме­жуточных целей и построения действий, поскольку цели действий субъективно совпадают с мотивами деятельностей, ключевые сти­мулы и потребности которых являются врожденными.

3.3.6. Общая характеристика перцептивной стадии развития

психики

Появление нервной системы, сенсорных систем и способно­сти иметь в психическом отражении одновременно совокупность своих состояний является основой появления на предыдущей ста­дии новой функции — новой формы отражения стимула не как своих состояний, а как находящегося вне субъекта (по крайней мере, как появляющегося на его поверхности).Щоявляется новое содер­жание отражения на перцептивной стадии: отражаются не отдель­ные свойства среды, а целостные объекты, а также условия, в кото­рых находится отражаемый объект. Появляются дистантные орга­ны чувств, и отражение приобретает характер истинного воспри­ятия: психический образ объектной, внешней по отношению к субъек­ту средьц

1[В деятельности происходит выделение операций как двигатель­ных актов, относящихся к условиям, в которых находится объект деятельности (удаленность, место положения, скорость движе­ния, размеры и т.п.), а к потребности (и мотиву, указывающему на то, что этот объект ее удовлетворит) относится только конеч­ный результат всей совокупности операций, а не каждой в от­дельности, как на предыдущей стадия:! Сам мотив, по которому опознается объект деятельности, остаёмся на уровне врожденной реакции на стимул. Деятельность по достижению объекта строит­ся на основе отражения условий и организации движений субъек­та соответственно этим условиям. Однако для субъекта нет разде­ления на объекты, удовлетворяющие потребности и не удовлет­воряющие, но обеспечивающее продвижение к удовлетворению потребности (т.е. на объекты деятельности и объекты цели). Дей­ствие не выделено. Как мы видели, разделение мотива и объекта деятельности уже было объективно в деятельности на сенсорной


стадии, а теперь появляется в отражении субъектаЩ.& перцептив­ной стадии в деятельности появляется разделение объекта деятель­ности и условий (так как операция направлена на условия, а не на сам объект деятельности), но в отражении они еще связаны меж­ду собой: условия деятельности отражаются как связанные с объек­том деятельности, и операция может переноситься в другую дея­тельность только по механизму научения, а не на основе отраже­ния связей результата одной операции с результатами других опе­раций^

Ща низшем уровне перцептивной стадии для обработки ин­формации из разных модальностей и организации общей деятель­ности всех эффекторных систем в ответ на интермодальный образ появляются ганглиозная и центральная нервные системы, кото­рые приобретают новый принцип строения: развивается централь­ный головной отдел (головной мозг), осуществляющий коорди­нирующую функцию по отношению к периферическим отделам нервной системы. Появляется иерархическое строение централь­ной нервной системы и самого головного мозга, которое как но­вая функция приобретает свое физиологическое обеспечение на высшем уровне перцептивной стадии — в головном мозге позво-ночныхЗ

|^Сигнальная функция приобретает самостоятельную форму и включается в условно-рефлекторный механизм как условный сти­мул, интеллектуальная функция включается в ориентировочную фазу наученияЗ»Обе они теперь осуществляются за счет новых ме­ханизмов научения, которое становится самостоятельной фор­мой регуляции деятельности.£ Инстинктивная форма регуляции как врожденная, генетически обеспеченная реакция на стимул и эмо­циональная оценка своих субъективных состояний уже не обеспе­чивает целостной деятельности! а только ее отдельные этапы: уз­навание стимула и эмоциональное отношение к нему и осуществ­ление консуматорного акта.

'^Сложная, иерархически устроенная нервная система с единым центром регуляции, выделение операций в структуре деятельно­сти и возможность их передвижения в другие деятельности (по научению), отражение целостных объектов и их совокупностей, интермодальное восприятие и прогрессивное развитие научения обеспечивают расширение ориентировочной фазы процесса образо­вания навыкар Изначально присущая двигательной координации способность к изменению своей формы, временных и энергети­ческих характеристик в зависимости от отражаемых изменений стимуляции обеспечивает удержание в процессе ориентировоч­ной фазы научения временного единства всего процесса, включа­ющего ситуативную отработку каждой операции, без потери их ориентации к конечной цели. Это ведет к появлению новой функ­ции — удержание конечной цели в процессе ситуативной отра-


ботки последовательности операций (а не одной, как на преды­дущей стадии). Конечно, эта конечная цель пока еще регулирует­ся инстинктивными механизмами и на субъективном уровне со­впадает с удовлетворением потребности.

3.4. Интеллектуальная стадия развития психики

Интеллектуальная стадия развития психики является непо­средственно предшествующей стадии сознания, в ее недрах мы должны обнаружить предпосылки появления новой формы пси­хического отражения — сознания человека. В первую очередь это касается высшего уровня данной стадии. Происхождение созна­ния человека в эволюции — важнейшая проблема зоопсихологии и сравнительной психологии, ее рассмотрению посвящена третья часть учебного пособия. В данном разделе будет дана общая харак­теристика интеллектуальной стадии, без подробного анализа ее высшего уровня.

3.4.1. Общая характеристика животных и образа жизни

Особенности строения и нервной системы. К интеллектуальной стадии развития психики следует отнести птиц и большинство млекопитающих. Строение этих животных имеет две общие харак­теристики: теплокровность и наличие коры головного мозга.

Теплокровность обеспечивает поддержание постоянной темпе­ратуры тела, делает животных более адаптивными, не зависящи­ми от температуры внешней среды. Это позволяет не только эко­номить энергию, но и перераспределять врожденные регулятор-ные механизмы в пользу установления более сложных отношений со средой. Уже нет необходимости затрачивать генетические и по­веденческие ресурсы на инстинктивное поведение, связанное с самосохранением и обеспечением условий для потомства: регуля­цию суточной и сезонной активности в соответствии с темпера­турой окружающей среды, миграций, всевозможных способов поддержания окружающей температуры и влажности (закапыва­ние, впадение в анабиоз и т. п.), условий для кладки и т. п. Теперь все это обеспечивается сохранением постоянной температуры тела, забота о потомстве полностью переходит к родителям, которые своим телом и поведением организуют внешнюю среду и условия развития психики и поведения детенышей.

«Освобожденные» ресурсы позволяют расширять и усложнять поведение, направленное на приспособление к индивидуальным условиям существования. Такое усложнение поведения связано с усложнением сенсорно-перцептивных механизмов и двигательной активности. Кора головного мозга обеспечивает это индивидуаль-


ное поведение, для которого уже недостаточно предыдущих меха­низмов, направленных на приспособление к постоянным услови­ям обитания с помощью инстинктивного поведения и элементов научения. У птиц и млекопитающих хорошо развиты дистантные органы чувств (в первую очередь зрение), все органы чувств рабо­тают как единая система (что также связано с наличием коры мозга), обеспечивая интермодальное восприятие. Взаимодействие со средой очень сложное во всех сферах жизнедеятельности, соот­ветственно большая часть поведения строится прижизненно, и это требует удлинения и перестройки онтогенеза. ^Ъбраз жизни. Обеспечение всех форм жизнедеятельности тре­бует высоко развитого поведения. В пищевой сфере обычно наблюдается сложное поведение, связанное с отыскиванием и об­работкой кормовых объектов, активной охотой, запасанием корма. В комфортной сфере присутствует постройка убе­жищ (норы, гнезда и т.п.) для себя и потомства, поддержание состояния тела и кожных покровов (все животные на этой стадии имеют перьевой или шерстный покров, который нуждается в тща­тельном уходе), территориальное поведение. Репродуктивная сфера представлена сложно устроенными половой (у всех внут­реннее оплодотворение, требующее общения самки и самца) и родительской сферами. Последняя реализуется как забота о дете­нышах, при которой родительские особи частично (в большей или меньшей мере) удовлетворяют потребности детенышей в пи­щевой и комфортной сфере, а также обеспечивают эволюционно ожидаемые условия для формирования, постнатального опыта (за-печатления и облигатного научения)А|Это требует способности родителей прилаживать свое поведение к особенностям каждого конкретного детеныша, причем не только физическим, но и по­веденческим. Обеспечение такого сложного поведения родителей связано с появлением специальной системы реагирования на осо­бенности внешнего вида и поведения детенышей — гешталып мла­денчества — ключевые стимулы, которые присущи самим дете­нышам и имеют возрастные изменения, в соответствии с которы­ми осуществляется поведение родителей. Все детеныши птиц и млекопитающих (включая человека) обладают гештальтом мла­денчества, причем имеют общие его основные характеристики: пропорции строения тела и лицевой части головы, запах, звуки, стиль движений и др.^Родительское поведение лишь частично ре­гулируется инстинктивными механизмами (наличие некоторых врожденных ключевых стимулов), в основном оно строится в он­тогенезе на основе запечатления и сложно устроенного поэтапно­го облигатного наученияТ|

Онтогенез. Как уже отмечалось, онтогенез на интеллектуаль­ной стадии увеличивается и усложняется. Есть два типа индивиду­ального развития: в одном случае детеныши рождаются с разви-


тыми органами чувств, возможностями к передвижению, готовы­ми к осуществлению основных форм индивидуальной жизнедея­тельности: ориентации, передвижению, комфортному поведению и т.п. Функции родителей состоят в охране детенышей, кроме того, у млекопитающих — в кормлении, у выводковых птиц — в организации доступа к корму. Такие животные называются зрело-рожденными (или зрелорождающимися). Все системы поведения зрелорожденных животных в большой мере готовы к реализации, постнатально происходит их достройка в форме запечатления и облигатного научения. В другом случае детеныши рождаются с не­доразвитыми органами чувств, не сформированными двигатель­ными координациями, не способными к самостоятельному пере­движению и питанию. Основные их потребности удовлетворяются родителями (кормление, уход за телом, согревание, охрана и т.п.). Таких животных называют незрелорожденными (или незрелорож-дающимися). У них более длительный онтогенез, они имеют бо­лее развитую игровую деятельность, родители включаются в фор­мирование взрослых форм поведения детенышей (по подражанию и организуя для детенышей ситуации для научения и игровой де­ятельности).

В онтогенезе выделяется сложно устроенный пренаталь-ный период — период до рождения, которое может проис­ходить в разной форме: вылупление из яйца у птиц (соответствен­но пренатальный период проходит в яйце вне тела матери) и роды (соответственно пренатальный период проходит в теле ма­тери — в утробе). Во время пренатального периода в строго кон­тролируемых условиях происходит развитие не только организ­ма, но и психики. Этот период подразделяется на эмбриональный (первая часть пренатального периода, когда строятся органы и системы всего организма, и сам развивающийся индивид назы­вается «зародыш») и плодный (когда происходит развитие пост­роенных органов и систем и развивающийся индивид называет­ся «плод»).

В пренатальном периоде формируются органы чувств, ряд клю­чевых стимулов и их мотивационное значение, некоторые реф­лексы, обеспечивающие защитные функции и основу для ранне­го постнатального обучения. Особенностью пренатального разви­тия является включение внешней среды и родителей в формирование поведения детенышей (особенно во второй его части — плодной). Во время развития сенсорно-перцептивных и моторных систем частично запечатлеваются ключевые стимулы и изменение состо­яния самого плода (в утробе матери или в яйце), что ведет к объ­единению трех компонентов (стимул, состояние субъекта как под­крепление и моторная реакция) в поведенческую реакцию, кото­рая постнатально включается в формирование поведения. У птиц птенцы в яйце слышат голосовые сигналы насиживающих роди-


телей и друг друга, эти сигналы объединяются с поведением ро­дителей и изменением различной стимуляции при подлете их к гнезду, переворачивании яиц и усаживанием на них, сигналами тревоги и т. п. У птенцов утиных сразу после вылупления образу­ется реакция следования: они реагируют не только на зрительный образ удаляющегося объекта, но и на сопровождение его ритмич­ными крякающими звуками родителей, которые повышают эф­фективность реакции следования и обеспечивают ее избиратель­ность. Птенцы выводковых птиц реагируют затаиванием на сиг­нал тревоги родителей, причем эта реакция наблюдается еще в яйце (в последние дни перед вылуплением). Стадные зрелорож-денные млекопитающие внутриутробно формируют предпочтение звукам голоса и запаху матери, отличая их по этим признакам от других особей в сообществе.

Основной характеристикой постнатального онтогене-з а является выделение в нем двух последовательных периодов раз­вития. На первом из них (ранний постнатальный период) проис­ходит достройка врожденных форм поведения: запечатление и при­дание мотивационного значения ключевым стимулам, образова­ние необходимых двигательных координации, ранние формы об-лигатного научения. У большинства видов (кроме зрелорожден-ных птиц) развиваются формы поведения, служащие для взаимо­действия с родителями и удовлетворения потребностей с их по­мощью (сосание у млекопитающих, выпрашивание корма у птиц и т. п.). Во втором периоде происходит перестройка структуры де­ятельности и появляется деятельность интеллектуального типа: со свободной операцией и выделением действия с целью в плане представления. Это происходит в процессе двух форм деятельно­сти: ориентировочно-исследовательской и игровой. Обе эти дея­тельности имеют самостоятельные потребности (потребность в новых впечатлениях и игровую), которые не связаны с потребно­стями жизнеобеспечения.

В ориентировочно-исследовательской деятельности детеныши, взаимодействуя с объектами среды, «не привязывают» получен­ную информацию и сформированные операции к удовлетворе­нию какой-либо потребности. То же самое характерно для игро­вой деятельности. Операции (как сенсомоторные координации) строятся на основе восприятия свойств и качеств объектов, изме­няющихся при взаимодействии субъекта с ними. В результате опе­рация объединяется только с условиями деятельности, свободно переносится в любые другие ситуации, где появляется тот же или сходный с ним объект (и соотношение объектов). Это принципи­ально отлично от построения поведения в процессе научения, когда подкреплением служит результат операции, связанный с удовлетворением потребности (подкреплением). Ориентировочно-исследовательская и игровая деятельности позволяют таким обра-


зом «освобождала» операцию и свободно переносить ее в любую деятельность.

Игровая деятельность служит также механизмом формирования действия в структуре деятельности. В игровой деятельности проис­ходит перенос операций и их последовательностей из одной ситу­ации и другую, с одного объекта — на другой. Отдельные операции перестраиваются, изменяют свой порядок, последовательности их также могут изменяться, операции из разных функциональных сфер (пищевой, комфортной и т.п.) могут объединяться и смешиваться между собой, поскольку они не связаны с потребностью, а только с функциональными свойствами объектов и их связями с субъек­том и между собой. В результате животное отражает многочислен­ные результаты разных сочетаний операций, а также изменения соотношения объектов в результате своих действий с ними, что позволяет впоследствии прогнозировать возможные изменения си­туации (цель в плане представления) и «на месте» компоновать нужную последовательность операций для приведения этой ситуа­ции в желаемый вид (строить действие). Изначальная «отвязанность» операций от потребностей позволяет свободно заменять их в про­цессе осуществления действия, не теряя при этом самой цели (как желаемого изменения наглядной ситуации).

Помимо формирования самой структуры деятельности интел­лектуального типа, игровая деятельность служит для развития дви­гательных координации, способности отражения объектов и их функциональных свойств, отработки элементов общения, пище-добывательного поведения, оборонительного, полового и даже элементов родительского поведения. Однако эти паттерны пове­дения не закрепляются жестко за какой-либо потребностно-мо-тивационной сферой (как это происходит при облигатном и даже факультативном научении), а становятся свободными, способными к изменению своего мотивационного значения (т. е. могут исполь­зоваться в любой сфере на основе отражения функциональных свойств объектов и их связей и отношений в ситуации).

Анализируя вышеуказанные особенности игровой деятельно­сти, К. Э. Фабри предложил рассматривать ее не как отдельную деятельность, а как стадию или форму развития деятельности (игра как развивающаяся деятельность). Представляется полезным ис­пользовать для объяснения игровой деятельности введенное А. Н. Леонтьевым и развитое Д. Б. Элькониным понятие ведущей деятельности, в рамках которой в онтогенезе развиваются все пси­хические процессы, сама структура деятельности, появляются но­вообразования, которые становятся ведущими в развитии психи­ки на следующих этапах онтогенеза. Такой подход к анализу игро­вой деятельности животных видится весьма перспективным, но требует дальнейшей экспериментальной и теоретической разра­ботки.


Все вышеизложенное позволяет заключить, что наличие в он­тогенезе игровой деятельности и ориентировочно-исследователь­ской (как самостоятельной деятельности, а не отдельных компо­нентов, «обслуживающих» другие деятельности) можно рассмат­ривать как критерий отнесения животных к интеллектуальной ста­дии развития психики.

Общение. Особенностью интеллектуальной стадии является вы­деление общения в статус поведения, регулируемого не только ин­стинктивными механизмами, но и научением и интеллектом. В отличие от предыдущей стадии участники общения восприни­мают друг друга как субъектов, имеют возможность использовать средства общения намеренно, на основе отражения их действия на партнера. Сами средства общения только частично являются врожденными (в основном как выразительные движения, отра­жающие эмоциональное состояние). Использованию их в комму­никативных целях детеныши учатся в онтогенезе (облигатное на­учение). Средства общения могут быть частично изменены, что приводит к появлению популяционных диалектов (частичному различию средств общения у животных разных популяций одного вида) и способности к межвидовому общению на основе науче­ния (широко представленному в общении домашних животных с человеком и между собой). Но в любом случае средствами обще­ния остаются присущие животным способы выражения своего состояния (естественные сигнальные средства, или первая сиг­нальная система, по И.П.Павлову). Усложнение общения проис­ходит постепенно, и у высших представителей интеллектуальной стадии достигает способности к использованию искусственных языков-посредников при направленном обучении человеком.

3.4.2. Строение нервной системы и содержание отражения

Выделение интеллектуальной стадии и отнесение к ней опре­деленных таксонов животных связано с критериями интел­лекта животных. Более подробно эти критерии будут обсуждать­ся в следующей части пособия. Выделение данной стадии по со­держанию отражения и структуре деятельности позволяет отно­сить к ней тех животных, которые могут отражать внешний мир не только в форме внешних объектов и их совокупностей, но и в связях и отношениях между объектами и строить деятельность с учетом этих отношений, т. е. с представляемым изменением отно­шений объектов между собой. Это означает выделение в структуре деятельности действия с целью в плане представления.

Такие возможности обеспечиваются соответствующим строе­нием нервной системы, которое позволяет не просто сличать по­лучаемую в психическом образе информацию с имеющейся ее нервной моделью, но и актуализировать по ассоциации обобщен-


ные представления о подобных ситуациях, на основе чего про­гнозируется возможное изменение данной ситуации и появляется возможность соответствующего построения исполнительной час­ти деятельности субъекта. Эти функции в центральной нервной системе выполняют ассоциативные зоны коры головного мозга — того нового образования, которое появляется только у теплокров­ных животных (птиц и млекопитающих).

Зачатки коры переднего отдела головного мозга наблюдаются уже у пресмыкающихся, а у теплокровных животных эта структу­ра приобретает ведущую роль и прогрессивно развивается в эво­люции. При этом опять же не наблюдается полного параллелизма строения нервной системы и развития психики. У птиц образуется только небольшая «надстройка» переднего мозга (древняя кора полушарий, покрывающая подкорковые ядерные структуры), функцией которой является интеграция работы ассоциативных центров нижних отделов мозга. У млекопитающих появляются до­полнительные слои клеток коры (новая кора — неопалеум), по­степенно в филогенезе разрастающаяся и образующая складки — борозды и извилины, увеличивающие ее поверхность. Однако раз­витие мозга, усложнение психического отражения и регулируе­мой им деятельности вновь демонстрирует принцип соотношения функции и органа. Появившиеся возможности нового органа — коры головного мозга — уже в своем первом «исполнении» — небольшого слоя древней коры у птиц — обеспечивают резкий прогресс развития психики и поведения. Психическое отражение и поведение ряда птиц нередко значительно сложнее по сравне­нию с таковыми у многих млекопитающих, обладающих более развитыми структурами — новой корой. Например, врановые птицы демонстрируют гораздо более высокоразвитую интеллектуальную деятельность по сравнению с низшими млекопитающими. То же самое касается самих млекопитающих, у которых наличие борозд и извилин в коре головного мозга далеко не всегда соотносится со сложностью психики. Например, крыса, обладающая очень слож­ным поведением, имеет гладкую поверхность полушарий, в отли­чие от других, гораздо более «примитивных» в интеллектуальном отношении представителей грызунов (бобров, сурков), а также некоторых зайцеобразных, имеющих борозды.

В коре головного мозга расположены ассоциативные зоны, свя­занные с нижними отделами мозга и представительства всех ана­лизаторов и моторных систем. Зоны и поля коры связаны не только вертикальными связями с нижележащими, но и горизонтальными связями между собой, перекрестными связями между полушария­ми, в результате чего образуется сложнейшая система, объединяю­щая все имеющиеся нервные модели всех уровней, и практически нет «изолированных» поведенческих паттернов, которые не испы­тывали бы влияния всего опыта деятельности субъекта.


Функции мозга, обладающего корой, — это своеобразная «ас­социация ассоциаций», при которой становится возможным при получении информации от органов чувств сличать ее не только с нервной моделью этого конкретного стимула (и связанной с ней ответной реакцией), но и актуализировать связи с моделями дру­гих стимулов и реакций, связанных между собой вследствие опы­та деятельности в разных ситуациях. В результате у животного в ответ на воспринимаемую стимуляцию актуализируются не моде­ли «стимул —реакция», а модели ситуаций, причем с опытом эти модели становятся обобщенными, в них место компонентов ситу­ации занимают уже не конкретные образы объектов, а абстраги­рованные и вторично обобщенные образы функциональных свойств объектов, т. е. тех их качеств, которые проявляются во взаимоот­ношениях этих объектов с другими объектами (и их функциональ­ными свойствами).

Такое соотношение объектов, освоенное животным в опыте собственной деятельности с ними, называется ситуацией. Ситуа­ция — это не просто окружающая среда, а определенным образом связанные между собой компоненты среды, причем связи между компонентами характеризуются их отношением к субъекту, в де­ятельность которого включена данная ситуация. Это означает, что от компонентов данной ситуации и связей между ними зависит исполнительная часть деятельности субъекта, он взаимодействует именно с этими компонентами и таким образом как бы «диктует» ему взаимное расположение объектов и возможное изменение этого расположения. Конечно, животное всегда строит свою деятель­ность в соответствии с особенностями объектов. Однако на пре­дыдущих стадиях развития объекты отражались в «готовом» виде (такие, как есть сейчас), и каждое их изменение в результате дей­ствий с ними субъекта (или их изменения независимо от субъек­та) вело к соответствующему изменению движений субъекта. Ас­социативные зоны коры мозга дают возможность при восприятии объектов актуализировать обобщенные модели всех возможных (по­лученных в прошлом опыте) ситуаций и предвидеть возможные изменения соотношения объектов в ситуации.

Сложность такого отражения, конечно, зависит от возможно­стей органа — объема и сложности строения коры мозга. В этом случае также следует учитывать «перекрытие» возможностей пси­хики за счет соотношения функции с органом. Поэтому при отне­сении разных животных к разным уровням интеллектуальной ста­дии появляется много сложностей. Физиология нервной системы часто оказывается лучше изученной, чем психическое отражение и структура деятельности, что затрудняет систематизацию интел­лектуальной стадии. В этом отношении К. Э. Фабри совершенно правильно отмечал, что зоопсихология вынуждена изучать огром­ное количество видов животных, существенно различающихся


между собой по особенностям психики, и строгая дифференциа­ция всех стадий, уровней и подуровней филогенеза психики — дело будущего. В настоящее время для такой классификации мож­но воспользоваться самим содержанием отражения, т. е. особен­ностями отражения связей и отношений объектов между собой на разных уровнях интеллектуальной стадии.

Видимо, к переходной фазе от перцептивной к интеллектуальной стадии можно отнести тех животных, которые обладают зачатками коры мозга и демонстрируют зачат­ки способностей к интеллектуальной деятельности (т. е. такой де­ятельности, в которой наблюдается характерная для интеллекту­альной стадии структура — с выделением действия и свободной операцией). Такие животные уже имеют сложный онтогенез, эле­менты игровой деятельности, заботу о потомстве, осуществляе­мую в контакте родителей с детенышами. В большинстве случаев детеныши являются зрелорожденными, т. е. с относительно сфор­мированными к моменту рождения адаптивными поведенчески­ми системами, в постнатальном онтогенезе происходит дострой­ка этих систем на основе запечатления и облигатного научения. Игровая деятельность выражена слабо (и в целом практически не изучена). Общение представлено ритуализированными формами, хотя возможно частичное обучение (условно-рефлекторное), осо­бенно при направленном обучении человеком. Все эти животные устанавливают индивидуальные связи с другими субъектами, в частности, приручаются человеком (что, как считают некоторые исследователи, не наблюдается на перцептивной стадии, где об­щение полностью регулируется реакциями на ключевые стимулы). К описываемой переходной фазе можно отнести некоторых выс­ших пресмыкающихся (например: крокодилов, у которых появля­ется забота о детенышах и элементы игровой деятельности, груп­повое охотничье поведение; черепах, у которых наблюдаются слож­ные формы общения с другими животными и человеком при со­держании в неволе) и, возможно, низших неплацентарных мле­копитающих.

К низшему уровню интеллектуальной стадии можно отнести тех животных, которые устанавливают связи и от­ношения объектов в ситуации в большей степени на основе локо­моторного опыта обследования и взаимодействия с объектами (в том числе и игрового), и в меньшей степени на основе манипу-лятивных действий. На этом уровне содержанием отражения явля­ется отражение объектов, их пространственных связей и их пере­движения относительно субъекта. Предвидение изменения поло­жения объектов по отношению друг к другу возможно, только когда они начнут двигаться. Это связано с построением такого отражения преимущественно в локомоторном взаимодействии субъекта с объектами. Такие животные вполне способны к реше-


нию задач с помощью обходного пути, экстраполяции движений объектов, к предвидению поведения других субъектов, широкому переносу навыков и способов поведения в другие ситуации, од­нако изменение положения объектов в ситуации посредством дей­ствий самого животного осваивается с помощью научения, а не открывается прямо в наглядной ситуации. Онтогенез у них доста­точно длительный, они чаще незрел врожденные, период постна-тального развития психики и поведения сложный, помимо слож­ных форм запечатления наблюдается поэтапное формирование облигатного научения и хорошо развита игровая деятельность (в основном локомоторные одиночные и совместные игры). Это са­мая обширная группа животных интеллектуальной стадии, объе­диняющая многих птиц и млекопитающих. У этих животных воз­можно проявление регресса в поведении вследствии одомашни­вания (доместикации), что ведет даже к уменьшению объема коры головного мозга и значительному обеднению поведения и психи­ки. Особенно это касается стайных выводковых птиц (например, куриных) и стадных копытных млекопитающих (например, овец).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.