Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование зоопсихологии и сравнительной психологии в XIX—начале XX века






В конце XIX—начале XX в. в психологии сформировались ос­новные направления, представители которых занимались изуче­нием психики животных и сравнительной психологией, — экспе­риментальная психология, бихевиоризм, зоопсихология, сравни­тельная психология. Сравнительно-психологические исследования проводились также в рамках ведущих психологических направле­ний (гештальтпеихологии, психоанализа, психофизиологии) и в смежных науках (физиологии высшей нервной деятельности, зоо­логии, антропологии).


В конце XIX в. в психологии много внимания уделялось теоре­тическим представлениям, формировались основные научные направления, основывавшиеся на целостных теоретических под­ходах, имеющих свою методологию и, конечно, объяснение того, что такое психика и в чем сходство и различие психики животных и человека.

Наиболее общие теоретические представления о сущности и эволюции психики содержатся в работах Г. Спенсера (Англия, XIX—начало XX в.)- Спенсер рассматривал психику в ряду общих явлений и закономерностей эволюции. Он обосновывал единство законов, по которым происходит развитие неорганической, орга­нической природы и психики. В его исследованиях обобщаются диалектические идеи развития предшествующих и современных ему философов и естествоиспытателей. Г. Спенсер сформулировал в качестве основного закона развития принцип дифференциации и последующей интеграции. Эволюцию психики он рассматривал как последовательную дифференциацию от простых форм к более сложным. Простые ощущения Спенсер считал единицей психи­ки, они развиваются в эволюции из раздражимости низших жи­вых организмов и преобразуются в психические явления высшего порядка. У животных происходит постепенное усложнение психи­ки, суть которого состоит в приспособлении к усложняющимся условиям среды.

Психика человека, являясь дальнейшим эволюционным эта­пом развития, качественно отличается от психики животных, ха­рактеризуется разумом и волей, появление которых связано с приспособлением человека к новой, «надорганической», соци­альной среде. Механизмом развития психики Спенсер считал из­менение отношений между субъектом и средой, которое стиму­лируется изменениями среды. Назначение психики состоит в при­способлении внутренних отношений к внешним, поэтому психо­логия должна изучать эти объективные отношения субъекта, об­ладающего психикой, с внешней средой. Таким образом, в уче­нии Спенсера заложены основы будущих системных взглядов и оснований деятельностного подхода в психологии. Идея возник­новения чувствительности из раздражимости, которая содержа­лась уже в концепции Гегеля, была поддержана русским физио­логом и психологом И. М. Сеченовым, а позднее принята как ос­новополагающая в концепции эволюции психики А. Н.Леонтьева. В фундаментальных методологических работах Г. Спенсера обосно­вано разделение психологии на субъективную и объективную, после чего поведение животных в основном стало предметом ис­следования объективной психологии, а субъективная психология надолго отошла от проблем эволюции психики.

В конце XIX в. проблемами психики животных занимались та­кие известные психологи, как У.Джеймс и У. Мак-Дугалл, в кни-


гах которых содержится много сведений о поведении животных, сравнительных данных о психике животных и человека, обсужда­ются проблемы инстинкта, импринтинга, научения. Эти исследо­вания положили начало выделению экспериментальных исследо­ваний психики животных в самостоятельное направление.

Первоначально экспериментальное изучение психики живот­ных развивалось в Англии {Э.Л. Торндайк) и в Америке (Р. М. Йеркс, Дж.Б.Уотсон, К. С.Лешли и др.) и представляло собой широкий спектр сравнительно-психологических исследований различных сторон психики кошек, собак, приматов, крыс, птиц, рыб, насе­комых и даже одноклеточных животных. В этих исследованиях были предложены классические экспериментальные методы: проблем­ной клетки, лабиринта, использования орудий человекообразны­ми обезьянами, — сформулированы основные положения теории научения. В начале XX в. это общее направление разделилось на два: одно сконцентрировалось на объективном изучении процес­сов научения и переросло в бихевиоризм (определение и основ­ные принципы которого сформулированы в работе Дж. Б.Уотсона в 1913 г.), а другое продолжало развивать сравнительно-психоло­гический подход (Р. М. Йеркс, учениками и последователями ко­торого были В.Кёлер, У.Гамильтон, Г.Харлоу и другие известные психологи).

Основываясь на теории научения Э. Торндайка и принципах объективного изучения поведения животных Дж.Б.Уотсона, би-хевиористы использовали в качестве универсального объяснитель­ного принципа формулу «стимул-реакция» и отрицали возмож­ность и целесообразность изучения внутреннего субъективного мира животных. Дальнейшее развитие этого направления привело к не­обходимости пересмотра изначальной парадигмы, введения по­нятий «промежуточные переменные» и «целенаправленность по­ведения животных» (Э. Ч. Толмен), переходу к изучению когни­тивных процессов и внутренних образов-представлений у живот­ных. Применение объективного подхода к изучению психики жи­вотных в бихевиоризме положило начало развитию в XX в. многих перспективных направлений, которые на основе синтеза с други­ми психологическими подходами выросли в ведущие современ­ные теории социального научения, привязанности и другие, в которых в большой мере используется сравнительно-психологи­ческий метод исследования.

Классическая сравнительная психология продолжала активно развиваться в Америке и внесла большой вклад в изучение разви­тия психики в фило- и онтогенезе. Эксперименты Р. М. Йеркса с высшими обезьянами и организованный им первый приматоло­гический центр явились источником дальнейших исследований интеллекта этих животных, их развития в онтогенезе, социально­го поведения. Йеркс впервые провел сравнительное изучение «ум-


ственных способностей» гориллы, шимпанзе и орангутана, срав­нивая их по мере приближения к человеку на основе более чем 20 показателей (причем уже тогда орангутан оказался на первом месте). Изучение закономерностей индивидуального развития пси­хики животных Нью-Йоркской группой психологов положило начало формированию эпигенетической концепции и целого на­правления, в современной психологии оформившегося в «психо­логию развития».

Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XX веке за рубежом

Изучение психики животных и вопроса о происхождении пси­хики человека в зарубежной психологии XX в. происходило в рам­ках уже сложившихся психологических направлений (сравнитель­ная психология, бихевиоризм), кроме того, проявилось как са­мостоятельная область исследования в гештальтпсихологии, ста­ло почти обязательным при исследовании психики человека, а также бурно развивалось в русле биологии поведения (этология, физиология ВНД, антропология).

Психологическое направление

Продолжая исследование поведения животных, бихевиоризм и его новые направления практически переросли в когнитивную психологию, изучающую не только научение у животных, но и весь спектр когнитивных процессов, в том числе и интеллекту­альных (способность животных к обобщению, абстрагированию при дифференцировочном научении и т.п.). В психофизиологии много внимания уделяется процессам мотивации, нейрогумораль-ной регуляции поведения, сравнительным нейрофизиологиче­ским исследованиям. В этой области практически все исследова­ния имеют сравнительно-психологическую направленность. В них изучаются самые различные виды животных: беспозвоночные, млекопитающие, птицы, приматы (в основном низшие). Подроб­ные описания этих исследований содержатся в сводных учебниках по поведению животных, лучшие из которых переведены на рус­ский язык (Р. Хайнд, Р. Шовен, Д. Дьюсбери, О. Мрннинг, Д. Мак-Фарленд).

Классические сравнительно-психологические исследования продолжают традиции, заложенные Р. М. Йерксом, и в основном сосредоточены на изучении высших психических способностей антропоидов (хотя не только). Можно сказать, что это направле­ние в течение всего XX в. развивалось по пути «подтягивания» обезьяны к человеку, в отличие от отечественной психологии со-


вотского периода, планомерно углубляющей разделяющую пси-Хику человека и животных пропасть. Это можно проиллюстриро-Шпть знаменитыми высказываниями двух основоположников изу­чения психики высших обезьян. В.Кёлер сказал, что «шимпанзе почти человек», а Н.Н.Ладыгина-Коте, полемизируя с ним, ут-иерждала: «Шимпанзе не почти человек, а совсем не человек». Задачей же зарубежных исследователей стало выявление все более высоких психических способностей высших обезьян (понгид), психику которых еще в предыдущем веке рассматривали как пе­реходную между всеми остальными животными и человеком. Изу­чение этих животных должно пролить свет на происхождение пси­хики человека, поэтому в первую очередь подвергаются анализу такие их способности, которые имеют антропогенетическое зна­чение: интеллект (В.Кёлер, Д.Румбо, Д.Гиллан и др.), способ­ность к использованию и изготовлению орудий (В. Кёлер, К. Пар­кер, Ю. Летмат и др.), овладению искусственными знаковыми сред­ствами (К. и К. Хейс, В. и Л. Келлог, Д. Премак, Д. Румбо и Е. Сэ-недж-Румбо, Ф.Патерсон, Р. и Б.Гарднер и др.), зачатки самосо­знания (Д.Гриффин, Г. Галлуп и др.). Систематическое изучение интеллекта высших животных (шимпанзе, собак и др.) в сравне­нии с интеллектом детей и взрослого человека стало самостоя­тельным предметом исследования в гештальтпсихологии первой половины XX в. (К. Коффка, В. Кёлер). В. Кёлер, изучая процессы мышления и восприятия человека, поставил задачу вывести внут­ренние операции мышления во внешний план, для чего необхо­димо было исследовать таких испытуемых, которые еще (или во­обще) не могут производить эти операции в уме в свернутой фор­ме. Таковыми оказались дети на довербальной стадии развития и высшие антропоиды (шимпанзе). Кёлер предложил критерии ин­теллекта животных, выявил структуру интеллектуального реше­ния задачи, обосновал понятие инсайта. Вышеперечисленные ис­следования будут подробно проанализированы ниже в соответ­ствующих разделах.

Биологическое направление

Много эмпирических данных и теоретических моделей, объяс­няющих поведение животных, было получено в исследованиях физиологии высшей нервной деятельности, в этологии и антро­пологии. Эти направления взаимодействовали с зоопсихологией (несмотря на периодические «выяснения» приоритетов и предме­тов исследования) с двух сторон: со стороны изучения физиоло­гических механизмов и со стороны эволюционных задач и зако­номерностей развития поведения. В физиологии ВНД традицион­но использовались сравнительный метод и моделирование иссле­дований физиологии человека на животных. Исследования в этой


области в общем созвучны отечественным, более того, теорети­ческие представления, развиваемые И. М. Сеченовым, И. П. Пав­ловым, П.К.Анохиным, Е.Н.Соколовым, являются ведущими в развитии мировой физиологической науки. Этология, появившаяся в первой половине XX в., в середине столетия, благодаря работам К. Лоренца и Н. Тинбергена, стала главной наукой в исследова­нии поведения животных. Для зоопсихологии этология является в первую очередь источником богатого эмпирического материала, хотя чем дальше, тем больше эти науки сливаются в единое на­правление, что особенно характерно для современных зарубеж­ных исследований. Изучение инстинктивного поведения, имприн-тинга, группового поведения животных, огромное количество полевых исследований, а в последние десятилетия и лаборатор­ных, дало богатейший фактический материал, активно ассими­лируемый зоопсихологией и сравнительной психологией.

Особое место в развитии зоопсихологических знаний в XX в. занимала антропология, углубленно изучавшая происхождение человека и рассматривавшая этот процесс как становление труда и сознания. В антропологии в XX в. произошло немало революци­онных открытий, были предложены концепции возникновения орудийной и трудовой деятельности, речи, искусства, счета, со­циальных и семейных отношений и т. п. Палеонтологические ис­следования (Л. Лики, Д.Джохансон, И. Иди, К.Лавджой, Р. Фоу-ли и др.), наблюдения в природе (Дж. Шаллер, Дж. Ван Лавик-Гудолл, Д. Фосси, Дж. Маккинон, X. Риксен и др.), содержание, размножение и искусственное выращивание понгид в неволе (Х.Хе-дигер, Дж. Эрвин, Б.Харрисон, Т. Майпл, В.Липперт, Р. Надлер и др.), исследования на реабилитационных станциях в Африке и Юго-Восточной Азии (Б. Гаддикас и др.) позволили получить не­обыкновенно интересные данные, во многом перевернувшие пред­ставления психологов о психических способностях наших ближай­ших эволюционных родственников.

Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XX веке в России

Психологическое направление

Изучение психики животных и вопроса о происхождении че­ловеческого сознания в отечественной науке традиционно проис­ходило в рамках общей методологии психологии. С самого начала становления этого направления разрабатывались фундаменталь­ные теоретические подходы и основные исследования осуществ­лялись в рамках ведущих психологических школ и направлений. Несмотря на то что у истоков теоретической и эксперименталь-


ной отечественной зоопсихологии и сравнительной психологии стоят не только собственно зоопсихологи (В.А.Вагнер, А. Н.Се-верцов, Н.Н.Ладыгина-Коте), но и вполне «человеческие» пси­хологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), в России зоопсихология стала самостоятельной отраслью психологии и была введена в го­сударственный стандарт обучения психологов. В целом отечествен­ная зоопсихология всегда была именно сравнительной наукой, что в этом плане отличало ее от физиологии, антропологии и этологии. Практически все зоопсихологи, продолжая традиции, заложенные Л.С.Выготским и Н.Н.Ладыгиной-Котс, проводили сравнительные исследования (А.Я.Маркова, С.Л.Новоселова, В.С.Мухина, Н.А.Тих, Ю.Г.Трошихина, Г.Г.Филиппова и др.). Несколько отошли от этого, углубившись в изучение психики жи­вотных, К.Э.Фабри и его ученики (Н.Н.Мешкова, Е.Ю.Федо­рович, А. А. Крымов). В целом в развитии зоопсихологии и срав­нительной психологии в России в XX в. можно выделить следую­щие направления: разработка теоретических основ эволюции пси­хики; сравнительно-психологические исследования Московской, Ленинградской и Грузинской психологических школ; зоопсихо-логическое направление.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.