Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологии






История развития знаний о психике животных и происхожде­нии психики человека неразрывно связана с историей всей пси­хологической науки, поскольку зоопсихология и сравнительная психология решают фундаментальные психологические пробле­мы: определение психики, ее возникновение и развитие в эволю­ции, происхождение человеческого сознания. Как и все осталь­ные знания о мире, знания о психике животных имеют два ос­новных источника: бытовой опыт (ненаучные знания) и специ­ально организованные научные исследования. Оба вида знаний (бытовые и научные) имеют свои особенности, они взаимодопол­няют друг друга и на разных этапах развития науки могут иметь разные отношения и взаимосвязи. С одной стороны, в хозяйствен­ной деятельности человека возникает запрос на познание свойств и закономерностей мира, что стимулирует развитие научных зна­ний. С другой стороны, бытовое сознание более консервативно и ограничено, не всегда может воспринять и адекватно использо­вать научные открытия, особенно если требуется изменение тра­диционных взглядов и практик. Однако эмпирические бытовые знания, сформировавшиеся в течение многих веков и тысячеле­тий, несут в себе в обобщенном, кристаллизованном виде такие сведения, которые могут быть очень полезны для науки. И здесь также возможны отвержение и недостаточная востребованность таких знаний научным мышлением. В современном мире наблюда­ется интеграция обоих путей познания: наука более пристально и уважительно стала относиться к практическому человеческому опы­ту, а повышение общего образовательного уровня и необходи­мость фактически в любой области человеческой практики иметь специальное образование приводят к необходимости получения научных знании и их приложения к традиционным представле­ниям.

Бытовые (ненаучные) знания возникли на основе эмпириче­ского опыта человека, в первую очередь хозяйственного, на осно­ве наблюдений за животными в природе. Такие знания имеют очень давнюю историю. Еще в доисторические времена, на ранних эта-


пах развития Homo Sapiens sapiens (современный подвид человека разумного, возникший около 150 000 лет тому назад), человек на­чал познавать психику животных, причем для тех же двух основ­ных целей, которые существуют и сейчас: для взаимодействия с животными (охота, животноводство) и для познания собствен­ной психики. Первая цель достигалась за счет наблюдения и фик­сации полученного опыта в рисунках и ритуальных охотничьих обрядах. Элементы таких охотничьих ритуалов были уже у неан­дертальцев (подвид Homo Sapiens, предшествующий современно­му). Позднее для подготовки к охоте охотники придавали себе сход­ство со зверем, имитировали его движения и т.п. То же самое осуществлялось в ритуалах, связанных с животноводством. Рисун­ки древних людей изображали животных очень натуралистично, в движении, выполнении различных форм жизнедеятельности и даже с внутренним строением («рентгеновские рисунки»). Такие дей­ствия помогали человеку понять состояние животных и на основе этого прогнозировать их поведение, правильно строить взаимо­действие с ними. Вторая цель (познание собственной психики) первоначально реализовывалась в тотемических представлениях: человек пытался познать себя, отождествляясь с тотемическим животным с помощью приемов, сходных с охотничьими ритуала­ми, но уже с другими задачами. Отождествляя себя с тотемом с помощью имитации внешнего вида, движения, голоса и т.п., че­ловек познавал свои состояния и стремился научиться управлять ими: достигать такой же степени ловкости, смелости, мудрости и т.п., которые он представлял у своего «старшего» тотемическо-го сородича. Такие приемы до сих используются в некоторых вос­точных практиках работы с душой и телом. По сути, все описан­ное выше — это настоящие психологические знания (хотя и полу­чаемые ненаучным путем), так как они направлены на понима­ние внутреннего состояния животного (что, кстати, периодиче­ски выпадало из сферы научных интересов психологов, например в период развития «объективной» психологии в XIX—XX вв.). В дальнейшем эмпирические знания о психике животных накап­ливались в процессе хозяйственной и природоохранной деятель­ности человека, а также дрессировки (которая могла иметь как хозяйственное приложение, так и чисто развлекательное). В со­временном мире эти виды практики уже не основываются только на традиционных знаниях, а активно используют научные дости­жения и сами служат источником получения эмпирических дан­ных для науки.

Научные знания, как уже было показано выше, первоначально развивались в русле общефилософских и затем выделились в са­мостоятельные науки, имеющие свой собственный предмет ис­следования. Зоопсихология и сравнительная психология являются отраслью психологии и, как вся психология, выделились из фи-


г/


рсофии в самостоятельную науку относительно поздно — в сере-л^не XIX в. Но поскольку зоопсихология — это междисциплинар-

область знаний, то ее развитие связано не только с психоло-й, но и со смежными науками: эволюционной биологией, это-, физиологией высшей нервной деятельности, антрополо-

. Все направления, из которых позднее сложилась зоопсихо­логия, сначала были относительно едиными, развиваясь в рамках ^ичной философии. Позднее знания о психике животных и про­исхождении психики человека формировались в русле двух на­правлений: философии (проблемы определения психики и возник­новения человеческого сознания, позднее ставшие предметами ^следования в психологии) и естествознания (движущие силы.ролюциошого развития, регуляция поведения животных и че­ловека, антропогенез). В настоящее время зоопсихология и срав­нительная психология представляют собой синтез обоих направ­лений, в рамках которых выделяются различные частные предме- ф\ исследования, общие и конкретные задачи, используются раз-^чные теоретические подходы, концепции и модели экспери­ментальных исследований. В рамках учебного пособия мы можем д0шь кратко показать как развивались эти знания. Более подроб-^ie исторические обзоры, характеризующие отдельные направ­ления развития знаний о психике животных, представлены в рекомендуемой к данному разделу литературе (Н. Н.Ладыгина-Коте, д, Н.Леонтьев, К.Э.Фабри, Д.Дьюсбери, Д.Мак-Фарленд, З.А.Зо-

, И.И.Полетаева и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.