Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок назначения и проведения налоговой проверки.






Координационные планы контрольной деятельности, в том числе и по налоговым проверкам на полугодие формирует Комитет государственного контроля на основании представленных Министерством по налогам и сборам, а также другими органами государственного управления, в том числе и правоохранительными сводных планов проверок (далее сводные планы проверок).

Основанием для включения плательщика налогов в сводный план проверок может быть результат анализа налоговых деклараций или других документов, представленных налогоплательщиком в налоговый орган, или другая информация собираемая и накапливаемая в налоговом органе в отношении налогоплательщика, кроме того в график проверок могут быть включены налогоплательщики по инициативе правоохранительных органов. Периодичность проведения плановых налоговых проверок регулируется п.7 Указа №510, в частности налогоплательщики отнесённые к высокой группе риска не чаще одного раза в течение календарного года, если при проведении плановой налоговой проверки не выявлено нарушений налогового законодатель, то следующая плановая налоговая проверка такого налогоплательщика может проводиться не ранее чем через два года. У субъектов хозяйствования, отнесённые к средней группе риска, - не чаще одного раза в три года, если при проведении плановой налоговой проверки такого налогоплательщика не выявлено нарушений налогового законодательства, то следующая плановая налоговая проверка по данному налогоплательщику назначается данным налоговым органом не ранее чем через пять лет. В отношении субъектов хозяйствования, которые отнесены к низкой группе риска, налоговые проверки назначаются по мере необходимости, но не чаще чем один раз в пять лет. А в соответствии с п.25 Инструкции о порядке организации и проведения налоговых проверок, утверждённой Министерством по налогам и сбора Республики Беларусь, налоговые проверки могут проводиться: один раз в год, не реже одного раза в два года, не реже одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет, то есть всё зависит от выполнения условий, изложенных в 25 пункте Инструкции. Мы видим, что Инструкция о порядке организации и проведения налоговых проверок несколько по-другому регулирует порядок проведения плановых налоговых проверок, в соответствии с п.25.5 Указа №510, данная Инструкция должна быть приведена в соответствие с настоящим указом.

При назначении плановой налоговой проверки хозяйствующий субъект должен быть письменно уведомлён не позднее, чем за 10 рабочих дней до начало её проведения. Уведомление направляется по известному налоговому органу месту нахождения налогоплательщика, и считается получено им по истечению трёх дней со дня отправления. В данном уведомлении налоговый орган указывает какой налоговый орган будет проводить налоговую проверку, название налогоплательщика и его адрес, дата начала налоговой проверки, налоговый период за который будет проводится проверка, основания проведения налоговой проверки, вопросы подлежащие проверке. Если планируется в ходе налоговой проверки проводить контрольные обмеры, налоговый орган должен письменно известить участников контрольного обмера о времени и месте его проведения не позднее чем за три рабочих дня.

Внеплановая налоговая проверка, как правило, проводится без предварительного уведомления налогоплательщика.

Выявленное налоговое правонарушение оформляется актом про­верки или протоколом об административном налоговом правонаруше­нии сотрудниками Министерства по налогам и сборам, Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля, КРУ Минфина. В зависимости от размера причиненного государству ущерба принимается соответствующее решение по материалу, преду­смотренное соответствующей статьей закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет» (ст. 78 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Если собранные материалы по налоговому правонарушению свиде­тельствуют о том, что хозяйствующий субъект неоднократно совершал налоговые правонарушения, привлекался к ответственности и в тече­ние года повторно совершил налоговое правонарушение либо причи­нил государству ущерб в крупных и особо крупных размерах, то Де­партаментом финансовых расследований возбуждается уголовное дело по ст. 243 («Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов») Уголовного кодекса Рес­публики Беларусь.

Для того чтобы объективно расследовать уголовное дело, устано­вить величину сокрытого или заниженного объекта налогообложения, размер неуплаченного налога, т. е. ущерб, причиненный государству, следователь или работник дознания, производящий проверку материа­лов или расследование уголовного дела, обязан назначить докумен­тальную налоговую проверку хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, допустившего налоговое правонарушение.

Как правило, сотрудники Департамента финансовых расследова­ний, управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД обязаны назначить налоговую проверку до возбуждения уголовного дела, поскольку это связано со сроками его расследования (налоговые проверки требуют значительного времени, и возможны нарушения уголовно-процессуального законодательства).

Безусловно, полностью избежать ошибок при установлении нали­чия признаков налогового преступления довольно затруднительно, так как первичные материалы проверок, как правило, несут информацию лишь об объективной стороне, т. е. механизме совершения налогового преступления, и не позволяют получить необходимое представление о субъективной стороне. Снизить вероятность необоснованного приня­тия решения по возбуждению уголовного дела можно лишь путем на­значения налоговой проверки, тщательного изучения всех материалов данной проверки и первичных материалов, углубленного анализа и оценки всех фактических данных, подтвержденных документами.

Поводом для назначения налоговой проверки для сотрудников Де­партамента финансовых расследований, работников следственных подразделений и органов дознания служит задокументированный факт нарушения налогового законодательства, в котором содержатся признаки состава преступления.

Правовой основой назначения налоговой проверки без возбужде­ния уголовного дела для сотрудников Департамента финансовых рас­следований является Положение о Департаменте финансовых рассле­дований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, для работников службы борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями МВД Республики Беларусь - закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», работников прокуратуры - закон Республики Беларусь «О про­куратуре Республики Беларусь», а также ч. 3 ст. 69 Налогового кодекса Республики Бела­русь. В случае если возбуждено уголовное дело по факту сокрытия, занижения прибыли и доходов, субъект, осуществляющий практиче­ское следоведение, при назначении налоговой проверки руководству­ется статьями УПК Республики Беларусь.

Камеральная налоговая проверка, являющаяся одной из форм те­кущего контроля за деятельностью налогоплательщика, проводится налоговыми инспекциями в соответствии с их служебными обязанно­стями без какого-либо специального решения руководителя налогово­го органа в течение трех месяцев со дня представления налогопла­тельщиком налоговой декларации и документов, служащих основани­ем для исчисления и уплаты налога, если налоговым законодательст­вом не предусмотрены иные сроки. Необходимо отметить, что в соответствии с п.21 указа №510, положения данного указа при проведении камеральной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, на основании анализа деклараций и других документов, информации полученной налоговым органом от налогоплательщика в соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Республики Беларусь не применяются.

Процесс проведения камеральной проверки включает:

формальную проверку представленных документов, как правило, в присутствии налогоплательщика (проверяется наличие и четкость за­полнения всех обязательных реквизитов, наличие необходимых под­писей и соответствие их образцам);

арифметическую проверку записей, выполненных налогоплатель­щиком, отдельных действий и подсчет итоговых сумм по отдельным документам;

логическую проверку корреспонденции цифровых данных, в соот­ветствии с которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет, а также данных, полученных нало­говыми органами из других источников.

Результаты камеральной проверки фиксируются в графах, преду­смотренных формами отчетности, или на последних листах представ­ленных отчетов.

При выявлении в документах ошибок, противоречий об этом сооб­щается налогоплательщику с требованием в установленный срок вне­сти необходимые исправления, если выявлены нарушения налогового законодательства, за которые предусматривается административная или уголовная ответственность, составляется акт и направляется нало­гоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней. Информация, полученная в результате камеральной проверки, может быть использована при проведении выездной налоговой про­верки.

Плановые налоговые проверки проводятся согласно сводного плана налоговых проверок.

Внеплановые выездные налоговые проверки проводятся по поруче­нию президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, органов уголовного преследования или суда.

Внеплановая выездная налоговая проверка по поручению органов уголовного преследования или суда проводится на основании предпи­сания Министерства по налогам и сборам либо инспекций данного Министерства по областям и г. Минску (при поступлении поручений от территориальных органов уголовного преследования или суда), ко­торые ведут учет поступивших поручений и обеспечивают планомер­ное их выполнение (п. 24 Положения о порядке организации и проведения проверок, утверждённое Указом №510. гл. 7 Инструкции о прядке организации и прове­дения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 124 от 29 декабря 2003 г. (в ред. Постановления МНС от 03.03.2009 г., № 18).

При проведении выездной налоговой проверки по поручению орга­на дознания, предварительного следствия или по определению (поста­новлению) суда конкретный перечень вопросов, подлежащих провер­ке, согласовывается с органом, назначившим ее.

Для проведения выездной налоговой проверки выдается предписа­ние, в котором указываются:

номер и дача выдачи предписания; основание налоговой проверки; наименование налогового органа, выдавшего предписание;

наименование субъекта хозяйственной деятельности, подлежащего проверке, его УНП, юридический адрес;

фамилия, имя и отчество, должность проверяющего (проверяю­щих);

цель проверки; счерпывающий перечень вопросов подлежащих налоговой проверке; проверяемый период; срок проведения налоговой проверки;

дата начала и завершения проверки.

Предписание заверяется подписью начальника налогового органа и печатью.

Методика проведения выездной налоговой проверки, вопросы, подлежащие выяснению (кроме поставленных правоохранительными органами), приемы и методы проверки, порядок выполнения отдель­ных контрольных действий, особенно при утрате или отсутствии у налогоплательщика бухгалтерских документов, изложены в Инструк­ции о прядке организации и проведения проверок налоговыми органа­ми. Можно выделить четыре основных метода осуществления такой проверки:

бухгалтерский - проверка проводится путем сопоставления показа­телей первичных документов с показателями сводной бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

выборочный - проверяются налоги, при уплате которых допускает­ся наибольшее количество правонарушений;

версионный - проверка проводится на основании предположений (оперативно-розыскной информации) о возможных методах уклонения от уплаты налогов и способах установления этих фактов;

информационная - проверка проводится на основании информа­ции, полученной при допросе свидетелей или должностных лиц дру­гих хозяйствующих субъектов.

При проверке бухгалтерских документов, послуживших основанием для начисления налога, используют, как правило, следующие методы:

формальную проверку (достаточности и обоснованности реквизитов);

арифметическую проверку (всех отраженных расчетов и сумм);

логическую проверку (корреспонденции, отраженной в документе информации о налогах);

правовую оценку (устанавливается законность отнесения данных, отраженных в документах, на расходы и доходы в налогооблагаемом периоде).

При необходимости, уполномоченные должностные лица налого­вых органов, осуществляющие проверку, могут проводить осмотр и инвентаризацию имущества налогоплательщика. Доступ их на терри­торию или в помещения, к документам налогоплательщика регулируется п.4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утверждённое Указом №510 и ст. 74 Нало­гового кодекса Республики Беларусь.

Цель осмотра - установить фактическое состояние имущества, до­кументов, других ценностей и материалов, ценных бумаг и сопоставить с данными отражёнными

в документах. Он осуществляется в присутствии должностных лиц и понятых. Могут производиться видео и киносъемка, фотографирование, сниматься копии с документов, браться объяснения от должностных лиц, проводиться инвентаризация (п.4 Положения утверждённого указом №510 и п. 96 Инструкции о прядке организации и проведения проверок нало­говыми органами).

В процессе проведения налоговой проверки должностные лица на­логовых органов в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Респуб­лики Беларусь и п.4 Положения могут истребовать документы (адресовать налогопла­тельщику требование о направлении или выдаче документов) и запро­сить иную информацию. Лицо, которому адресован запрос, обязано в чеченце трех рабочих дней со дня получения исполнить запрос (пред­ставить копии документов или подлинники) либо сообщить об отсут­ствии у пего необходимой информации.

В случае отказа налогоплательщика выдать затребованные доку­менты должностное лицо налогового органа проводит проверку. В со­ответствии со ст. 76 Налогового кодекса Республики Беларусь и п.40-42 Положения утверждённого указом №510 должностное лицо вправе произвести изъятие необходимых документов. Изъятие доку­ментов проводится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, в присутствии лица, у которого изымаются документы, а в случае его отсутствия в присут­ствии понятых. Об изъятии документов составляется акт с точным описанием документов и указанием их количества. Копия акта вруча­ется под расписку налогоплательщику или высылается.

Изымаемые документы можно условно разделить на легковосстано­вимые, трудно восстановимые, практически невосстановимые.

Легковос­становимые бухгалтерские документы синтетического учета, сводный отчет, их, как правило, изымают последними.

Трудно восстановимые - первичные документы, платежные ведомости, акты выполненных работ, наряды, товарно-транспортные накладные и т. д. Эти документы теоретически могут быть восстановлены при проведении встречных проверок, свидетельскими показаниями.

Практически невосстановимые документы - документы, которые практически восстановить невозмож­но из-за больших материальных затрат и затрат трудовых ресурсов (хо­зяйственные договоры об экспертных поставках и т. д.).

При изъятии подлинных документов с них снимаются копии, кото­рые налоговый инспектор заверяет и вручает лицу, у которого изыма­ются документы.

Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать за­мечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт.

В ходе проведения налоговой проверки должностное лицо налого­вого органа для оказания содействия и помощи в установлении истин­ного состояния уплаты налогов может, на основании ст. 72 Налогового кодекса Республики Беларусь, п.4 Положения назначить налоговую экспертизу или использовать специалистов. Кроме того п.4 Положения, разрешает налоговым органам во время проведения налоговой проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко и видеозапись, кино и фотосъёмку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых наблюдений, для контроля за соблюдением налогового законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты нарушения налогового законодательства. Но так как проведение экспертизы возможно только на договорной основе (ч. 1 ст. 72 Налогового кодекса Республики Беларусь), должностному лицу налогового органа постановление целесообразно согласовывать со своим руководителем.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не мо­гут выходить за пределы специальных знаний эксперта (ч. 2 ст. 72 На­логового кодекса Республики Беларусь). В связи с этим экспертное заключение лишь разъясняет вопросы, поставленные перед экспертом, окончательный вывод по налоговому правонарушению делает должно­стное лицо налогового органа, проводящее проверку.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом, могут касаться:

законности хозяйственной операции, рыночной стоимости товаров, имущества, работ, услуг;

подлинности бухгалтерских документов; соответствия технологии производства количеству, качеству реали­зуемой продукции;

норм расхода сырья, объема выпускаемой продукции из опреде­ленного количества сырья;

объема и характера фактически выполненных работ и т. д.

Эксперт дает заключение в письменной форме. Если невозможно дать заключение, он должен сообщить об этом должностному лицу налогового органа.

При возникновении трудностей при проведении выездной налоговой проверки должностное лицо налогового органа для участия в конкретных действиях по налоговому контролю в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Республики Беларусь может на договорной основе привлекать специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, не заин­тересованного в исходе дела. Он вправе знакомиться с материалами нало­говой проверки, связанными с предстоящими конкретными действиями. При необходимости может быть приглашен переводчик, владеющий язы­ком, знание которого необходимо для перевода (в том числе понимающе­го знаки немого или глухого физического лица).

В процессе проведения налоговой проверки по поручению право­охранительных органов сотрудник Департамента финансовых рассле­дований или оперативный работник службы БЭП либо следователь, назначивший налоговую проверку, обязан взаимодействовать с долж­ностным лицом налогового органа, проводящим ее.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.