Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды налоговых проверок






Налоговый контроль, особый вид деятельности определённых органов, представляет собой институт, без которого на данном этапе общественного развития не может обходиться государство и существовать налоговая система государства.

Анализ информации в области налоговых правоотношений свидетельствует о том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, физические лица как участники налоговых правоотношений примерно в 60-70 % от проверенных, нарушают налоговое законодательство. Это свидетельствует о том, что в государстве низкая финансовая, бюджетная и налоговая дисциплина, что и обуславливает в государстве существования налогового контроля.

Налог – обязательный, безвозмездный, безвозвратный платёж хозяйствующего субъекта и физического лица в пользу публичного субъекта, который обеспечен государственным принуждением, в тоже время не носит характера наказания и или компенсации.

Налоги – действенный инструмент, с помощью которого государство воздействует на развитие экономики страны, может стимулировать и затруднять. Отрицательное воздействие налогов на развитие сельского хозяйства можно проследить по 30 годам прошлого столетия, когда с помощью налогов и других мер административного характера ликвидировали целый класс крестьянства в БССР. Не исполнение налоговых платежей расценивалось как преступление против порядка государственного управления ст.ст. 92; 93; 95 УК БССР от 23 сентября 1928г., (первый уголовный кодекс БССР). Указанные статьи уголовного кодекса применялись как дополнение к ст.ст. 72-75 контрреволюционные преступления. Граждане БССР, в том числе и крестьянство привлечённые по этим статьям в 1933 г., прибыли первым Минским этапом на строительство Байкало – Амурской магистрали в город Свободный, Хабаровского края, 3 мая 1933года.

Налоговые правоотношения – общественные отношения, урегулированные налоговыми правовыми нормами, возникающие на основе исполнения юридическими и физическими лицами своих обязанностей по уплате налогов и контроля государством исполнения этих обязанностей.

Принципы налогообложения:

Первая группа- конституционные:

- соблюдение конституционных требований, государство через Парламент устанавливает налоги (волеизьявление народа);

- принцип публичности цели взимания налога, интересы государства;

- принцип эффективности налогообложения (налоги должны стимулировать развитие экономики, а не тормозить);

- принцип приоритета фискальных (финансовых) целей, функция налогов фискальная, а не регулирующая;

Вторая группа принципов обеспечивающих соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков:

- справедливость, определённость, удобность (Адам Смит);

- принцип юридического равенства налогоплательщиков;

- учёт фактической способности налогоплательщика к уплате налогов;

- недопущение установления налогов носящих дискриминационный характер;

- недопущение установления дифференцированных ставок и льгот в зависимости от формы собственности, гражданства, места происхождения капитала.

Третья группа – принципы соблюдения единой системы налогообложения:

- единство налоговой политики с конституционными принципами – и налоговой системы на территории государства;

- чёткое разделение налогов по уровню государственной власти;

- не допущение установления налогов нарушающих единое экономическое пространство в государстве.

Налоги, основной источник формирования бюджета государства, от добросовестности налогоплательщиков зависит реализация многих, важных программ в государстве, особенно в социальной сфере.

Значительная роль в реализации налоговой политики государства отводится системе налогового контроля, который отслеживает правильность и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин) установленных налоговым законодательство.

В Республике Беларусь налоговая нагрузка на экономику страны в 2005 году составляла 34, 3 % к ВВП, планируется, что в 2010 году она сократится до 28, 2 % к ВВП. В 2010 году доходы консолидированного бюджета предусматриваются в сумме 53 трлн. белорусских рублей, соответственно расходы на этот год предусмотрены в сумме 57, 7 трлн. белорусских рублей, дефицит бюджета предусмотрен в сумме 2, 7 трлн. белорусских рублей. (А. Бенько, Осторожность не повредит; Республика, 09.12.2009г. – с.3).

Анализ практики работы системы экономического контроля Республики Беларусь свидетельствует о том, что примерно около 65-70 % хозяйствующих субъектов по разным причинам нарушают налоговое законодательство.

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009г. №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее по тексту Указ №510), не даёт определения, что такое налоговая проверка. Вместе с тем в Указе №510, п.1 дано определение проверки, это совокупность мероприятий, проводимых контролирующим органом (надзорным) в отношении проверяемого субъекта для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, в том числе совершённых финансово-хозяйственных операций, а также действий или бездействий их должностных лиц и иных работников. Следовательно, основываясь на положении п.1 Указа №510 можно дать определение налоговой проверки, это совокупность мероприятий проводимых должностными лицами инспекций Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Комитета государственного контроля, Министерства финансов, правоохранительных органов в отношении хозяйствующих субъектов их должностных лиц, физических лиц с целью оценки правильности и полноты уплаты налогов и других платежей, которые они обязаны в соответствии с налоговым законодательством оплачивать, (перечень субъектов налогового контроля определён в приложении к Указу №510). Налоговый кодекс Республики Беларусь также не даёт понятия налоговой проверки в ст. 69, а только раскрывает виды налоговых проверок. Вместе с тем, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь 29 декабря 2003 года, в пределах своей компетенции своим Постановлением №124 (в ред. Постановления от 03.03.2009 г., № 18), утверждает Инструкцию о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами (в дальнейшем Инструкция), в которой раскрываются основные положения и процесс проведения налоговых проверок.

Налоговая проверка - анализ бухгалтерской отчетности, балансов, налоговых деклараций, а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком налогов, а также исполнение плательщиком иных требований налогового законодательства (глава 5 п.9 Инструкции).

Налоговая проверка отличается от документальной ревизии, преж­де всего объемом исследования хозяйственной деятельности.

Ревизией, как правило, охватывается вся хозяйственная деятель­ность, поскольку она является способом последующего контроля за производственной, финансово-хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования. Во время проведения ревизии устанавливаются за­конность, достоверность и экономическая целесообразность совер­шенных хозяйственных операций, правильность ведения бухгалтер­ского учета в соответствии с законом Республики Беларусь «О бухгал­терском учете и отчетности» и другими нормативными актами. Задачи ревизии значительно шире, чем налоговой проверки, и, прежде всего, направлены на обеспечение экономической безопасности предприятия, совершенствование методов управления, выявления резервов, пресечение и предупреждение правонарушений наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь и хозяйствующему субъекту.

Ревизия, как и налоговая проверка, имеет четкий правовой статус. В ее задачи входят: контроль плановых заданий, расхода сырья, энергоресурсов, сохранности имуще­ства (собственности), выявление приписок, бесхозяйственности и т. д. Результаты ревизии оформляются актом, к которому предъявляются жесткие требования по содержанию информации.

Долгое время ревизия являлась основным способом выявления хи­щения, злоупотребления (тогда экономика страны основывалась на государственной форме собственности, в том числе и на колхозно-кооперативной), налоговых преступлений не существовало, так как предприятия, основанные на государственной форме собственности не заинтересованы были в этом. В настоящее время, когда хозяйственная деятельность основывается на разных формах собственности, собственник не заинтересован в полной мере вносить установленные государством налоги, укрывают объекты налогообложения, совершают налоговые преступления. При расследовании налоговых правонарушений ревизия как форма применения экономи­ческих знаний не всегда целесообразна - нет необходимости в про­верке всех сторон хозяйственной деятельности субъекта хозяйствова­ния. Министерством по налогам и сборам, в этой связи, проверяются объекты налогообложения субъекта хозяйствования и финансовые операции, связанные с этими объектами, т. е. налоговая проверка затра­гивает финансовые результаты хозяйственной деятельности субъекта.

Налоговые проверки субъектов хозяйственной деятельности, про­водимые сотрудниками Министерства по налогам и сборам, в соответствии с Указом №510 могут быть плановые и внеплановые, внеплановые тематические оперативные. А в соответствии с ст. ст. 69; 70; 71 Налогового кодекса Республики Беларусь, налоговые проверки подразде­ляются на камеральные, выездные и тематические плановые, внеплановые, дополнительные, встречные. Налоговые проверки в соответствии с п.1 указа №510 вправе проводить только государственные органы их структурные подразделения уполномоченные законодательством на осуществление налогового контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и физически, которые включены в перечень контролирующих органов с указанием сфер контрольной деятельности, утверждённым этим указом. Указ №510 в п.4 устанавливает, что запрещено проводить налоговые проверки в течении двух лет со дня: -государственной регистрации организаций (кроме созданных в процессе реорганизации) и индивидуальных предпринимателей; -присвоения учётного номера плательщика (обособленных подразделений организаций); -создания представительств иностранных организаций; - первоначальной выдачи специальных разрешений (лицензий) лицам осуществляющим частную нотариальную деятельность; - первоначальной уплаты сбора лицами за осуществление ремесленной деятельности и по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Также Указ №510 в п.5 поясняет, что запреты, изложенные в п.4 настоящего Указа не распространяются на внеплановые налоговые проверки, которые проводятся по поручению Президента Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, при наличии информации свидетельствующей о лжепредпринимательстве или совершения финансовых операций с нарушением законодательства (незаконные финансовые операции) на сумму свыше 1000 базовых величин, а также по инициативе право­охранительных органов по находящимся в их производстве уголовным делам и материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных преступлений и правонарушений, легализации доходов полученных незаконным путём, и финансирования террористической деятельности.

В соответствии с Указом №510 п.7 плановые налоговые проверки в отношении хозяйствующих субъектов могут назначаться:

- в отношении субъектов хозяйствования отнесённых к высокой группе риска не чаще одного раза в течение календарного года (п.7 Указа №510). К высокой группе риска в соответствии с приложением к данному указу «Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения проверок» относятся хозяйствующие субъекты которые осуществляют деятельность с использованием бюджетных средств, государственных целевых бюджетных, внебюджетных фондов, государственного имущества или мер государственной поддержки, организации с финансовой не устойчивостью в течении года, которые допустили два и более случая несвоевременного представления или искажения информации налоговой отчётности за отчётный период, а также наличие более двух случаев в календарном году неуплаты, не полной уплаты или не своевременной уплаты налогов, других обязательных платежей, в случаях, когда при предыдущих налоговых проверках были выявлены факты нарушения бухгалтерского законодательства, которые связаны с документальным оформлением приемки, отпуска, транспортировки, хранения и реализации товаров, работ, услуг, при отсутствии платежей по налогам и сборам привозе, приобретении, реализации товаров, работ, услуг за отчётный налоговый период, при несоответствии размеров платежей по налогам и сборам, доходам от реализации отражённым в налоговой декларации; при не опубликовании бухгалтерской отчетности, когда это обязательно; при не своевременной оплате налога на добавленную стоимость по товарам, ввезённым из Российской Федерации; при не выполнении в календарном году основных целевых показателей прогнозного социально-экономического развития, государственных социальных стандартов; при не выполнении в календарном году государственного заказа; при осуществлении хозяйствующим субъектом таких видов деятельности, как банковская, страховая, лотерейная деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, производство, реализация, хранение алкогольной, табачной продукции и других подакцизных товаров, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведения электронных интерактивных игр, деятельность связанную со строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией и реставрацией и благоустройством; деятельность связанная с международными автомобильными перевозками, а также связанная со сбором, хранением, транспортировкой, хранением, использованием, заготовкой, переработкой, отгрузкой и реализацией чёрных, цветных металлов, их лома и отходов, а также учётом, сбором, хранением, транспортировкой, использованием, реализацией редкоземельных металлов во всех видах и состояниях.

Также в отношении субъектов хозяйствования занимающихся торгово-посреднической деятельностью в области торговли автомобильными деталями, узлами и другими принадлежностями к автомобилям; оптовой торговлей радио-, теле, и видеоаппаратурой, древесиной и продукцией обработки древесины, строительными материалами, санитарно-техническим оборудованием, компьютерными и периферийными устройствами; розничной торговлей вне магазинов (за исключением выездной торговли). Кроме того, к высокой степени риска относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность при условии отсутствия платежей по налогам, сборам (пошлинам), если в отношении их имеется достоверная информация о ввозе, либо приобретении товара на территории других государств и реализации этих товаров на территории Республики Беларусь в отчётном налоговом периоде; если хозяйствующий субъект осуществляет ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь товаров с использованием предусмотренных законодательством преимуществ по уплате таможенных платежей или осуществление представительствами (филиалами) иностранных юридических лиц не занимающимися предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь, внешнеторговых операций в течении года на общую сумму эквивалентной в 30000 евро и более. Также к высокой степени риска относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, если стоимость экспорта по данным таможенных деклараций превышает сумму выручки от реализации по данным налоговых деклараций, или суммы займов и кредитов, полученных из-за пределов Республики Беларусь, значительно превышают сумму выручки хозяйствующего субъекта; не внесение в установленные сроки валютной выручки, в сумме превышающей 50 тыс. долларов США, осуществление импортёрами внешнеторговых операций без поступления товаров (работ, услуг) с использованием охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на территории Республики Беларусь или осуществление внешнеторговых операций на основании договоров поручения, комиссии, консигнации и иных аналогичных договоров. Так выглядит перечень субъектов хозяйственной деятельности отнесённых Указом №510 к высокой группе риска, в отношении которых могут назначаться плановые налоговые проверки в течении календарного года.

В соответствии с п.7 Указа №510 плановые налоговые проверки в отношении хозяйствующих субъектов отнесённых к средней группе риска могут назначаться не чаще одного раза в три года. В соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, которые утверждены этим же указом, к средней группе риска относятся те хозяйственные субъекты, у которых средняя налоговая нагрузка на доходы в календарном году ниже среднего уровня в соответствующей отрасли экономики по однотипному виду деятельности, которые состоят на налоговом учёте в одном налоговом органе и с учётом применяемой системы налогообложения; также те хозяйствующие субъекты у которых произошло снижение налоговой нагрузки на доходы в календарном году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при стабильной или увеличивающей налоговой нагрузке по другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям данной отрасли экономики и данного вида хозяйственной деятельности, сложившейся по налоговому органу где стоят на учёте хозяйствующие субъекты при одинаковой применяемой системе налогообложения. Также к средней группе риска относятся те хозяйственные субъекты, у которых в бухгалтерской отчетности за календарный год отражена сумма расходов максимально близко к сумме дохода полученного за этот год, или хозяйствующий субъект в течение трёх лет неоднократно, два и более раз снимался с учёта и становился на учёт в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами). К средней группе риска относятся также те хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность по производству товаров, выполнению работ, услуг отнесённые к высокой группе риска, находятся в сельских населённых пунктах, при условии осуществления ими такой деятельности в сельской местности, а также юридические лица, созданные (за исключением путём реорганизации) с 1 апреля 2008 года, с местом нахождения и при условии осуществления деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населённых пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек согласно перечня утверждённого Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь с осуществлением одного или нескольких следующих видов деятельности: иная торгово-посредническая деятельность, не отнесённая к высокой группе риска, деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями, аудиторская деятельность, туристическая, деятельность (за исключением агроэкотуризма), риэлтерская деятельность и деятельность в общественном питании.

Также к средней группе риска относятся хозяйствующие субъекты занимающиеся внешнеэкономической деятельностью при условии если они проводят внешнеэкономические операции по переработке давальческого сырья или при отсутствии у них на его расчётном (текущем) счёте в банке денежных средств или размер таких средств меньше стоимости товаров, участвующих во внешнеторговых сделках; при совершении ими – резидентами сделок с нерезидентами, на основании которых нерезиденты осуществляют реализацию на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Исходя из положений Указа №510, критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок утверждённых этим указом, к низкой группе риска относятся все остальные субъекты хозяйствования, не упомянутые в высокой и средней группах риска указанного приложения, плановые налоговые проверки в отношении этих субъектов хозяйствования включаются в план налоговых проверок по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет (п.7 Указа №510).

Внеплановые налоговые проверки без включения в координационный план контрольной деятельности могут назначаться по поручению Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателя комитета государственного контроля, его заместителей и председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции, Генерального прокурора и его заместителей в пределах их компетенции, Министра по налогам и сборам и его заместителем в пределах компетенции данного министерства.

Внеплановые тематические оперативные (рейдовые) налоговые проверки проводятся в пределах компетенции органов Комитета государственного контроля и Министерства по налогам и сборам. Внеплановая налоговая проверка может быть назначена при наличии информации в том числе и полученной от государственного органа свидетельствующей о совершённом нарушении налогового законодательства с представлением документов подтверждающие такие факты. Если лицо представившее информацию о нарушении налогового законодательства не может документально подтвердить такие факты, то оно должно дать письменное согласие на дачу свидетельских показаний по данному правонарушению. Если в последующем заявитель откажется от дачи письменных показаний по данным фактам, или указанные факты не найдут подтверждения в ходе налоговой проверки, хозяйствующий субъект в отношении которого проводилась эта налоговая проверка вправе потребовать от заявителя в судебном порядке возмещение убытков причинённых распространением сведений не соответствующих действительности, которые порочат деловую репутацию хозяйствующего субъекта (п.9.1 Указа №510). По нашему мнению, также должны быть возмещены убытки, если имело место при проведении налоговой проверки, в процессе которой не подтвердились факты представленные заявителем, приостановление хозяйственной деятельности или прекращение операций по расчётному счёту у проверяемого субъекта. Анонимные заявления не являются основанием для проведения внеплановой налоговой проверки (как и ревизии, п.9.1 Указа №510).

В соответствии с действующим законодательством, внеплановые налоговые проверки могут быть назначены Министерством по налогам и сборам, его территориальным органом в пределах их компетенции при реорганизации хозяйствующего, банкротстве или по поручению правоохранительных органов по возбужденному уголовному делу, или материалам которые находятся в их производстве, а также для получения доказательств по делу об административном налоговом правонарушении. Кроме того, п.9.2 Указа №510 указывает на то, что внеплановые налоговые проверки могут быть назначены при необходимости подтверждения обоснованности зачёта либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), или имущественных прав. Также в соответствии с этим пунктом указа внеплановые налоговые проверки могут быть назначены при необходимости проверки восстановленных хозяйствующим субъектом документов бухгалтерского или налогового учёта, других документов связанных с налогообложением хозяйствующего субъекта которые были представлены им в налоговый орган в течении сроков определяемых налоговым законодательством или при необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений налогового законодательства в момент их совершения на ограниченной территории (например рынок, авт.) в отношении торговых объектов; при проведении встречной или контрольной проверки или по заявлению проверяемого субъекта. В соответствии с п.13 Указа №510 налоговая проверка налогоплательщика может проводиться за период, не превышающий три календарных года, предшествующих году в котором принято решение о назначении налоговой проверки, а также за истёкший период текущего календарного года. Эти требования не распространяются на налоговые проверки по поручению Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателя комитета государственного контроля, его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, а также на налоговые проверки по уголовным делам, по соблюдению бюджетного и налогового законодательства.

Когда налоговый орган в соответствии с п.14 Указа №510 использует при проведении налоговой проверки такой метод фактического контроля как контрольная закупка товарно-материальных ценностей или контрольное оформление заказа на выполнение работ (оказание услуг), то о проведении налоговой проверки до реализации этих мероприятий не объявляет хозяйствующему субъекту, и только после проведения их, руководителю хозяйствующего субъекта предъявляется предписание на проведение налоговой проверки и производится соответствующая запись в книге регистрации проверок, при этом незаконные вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта запрещаются. Проверяемый налогоплательщик признаётся добросовестно исполняющим налоговое законодательство пока не доказано иное. Если нормативно-правовой акт налогового законодательства не ясно и не чётко предписывает поведение налогоплательщика, то решения должны приниматься в пользу налогоплательщика (ст.15 Указа №510).

Если в ходе налоговой проверки возникает ситуация, при которой у налогоплательщика отсутствуют документы бухгалтерского или налогового учёта, налоговая инспекция в пределах своей компетенции вправе определить на основании действующего законодательства, размер причитающихся к уплате в бюджет налоговых сумм, сборов (пошлин), на основании информации о движении денежных средств по счетам в банке, ил информации о налогоплательщике полученной от других государственных органов, юридических и физических лиц, или определить их расчётным методом на основании информации об юридических лицах и индивидуальных предпринимателях которые осуществляют аналогичную предпринимательскую деятельность (п.17 Указа №510).

Камеральная налоговая проверка осуществляется по месту нахож­дения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других связанных с налогообложением документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом), а также документов о дея­тельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у нало­гового органа. Во время проведения такой проверки налоговый орган вправе потребовать, у налогоплательщика или его представителя до­полнительную информацию, получить объяснения и документы, под­тверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов (ст. 70 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения пла­тельщика налогов (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) хозяйственных операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением, установленных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком налогов в расчетах по налогам (бухгалтерских отчетах, балансах, декларациях), представлен­ных в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке (ст. 71 Налогового кодекса Республики Беларусь).

В зависимости от целей, объема работ выездные налоговые провер­ки могут быть комплексными, тематическими и встречными. Ком­плексная налоговая проверка охватывает изучение уплаты всех налогов и сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого налогоплательщика (иное обязанное лицо). В ходе про­ведения тематической выездной налоговой проверки изучению под­лежат вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), обязан­ность уплаты которых возложена на проверяемого налогоплательщика, а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов. Тематические выездные налоговые проверки проводятся только по решениям Министерства по налогам и сборам или инспекциями этого министерства по областям или г.Минску, за исключением проверки некоторых видов налогов, которые проводят по решению руководителя налогового органа (п.16 Инструкции). Встречная налоговая проверка проводится в целях установления фак­тического отражения в бухгалтерском учете налогоплательщиком хо­зяйственных операций, осуществляемых с другими налогоплательщи­ками (хозяйствующими субъектами), в отношении которых проводятся налоговые проверки.

Общий срок выездной проверки не должен превышать 30 рабочих дней. В зависимости от обстоятельств он может быть продлен руково­дителем налогового органа (ст. 71 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Тематическая оперативная (рейдовая) налоговая проверка является одним из методов контроля за налогоплательщиками, налоговыми органами за хозяйственной деятельностью, в процессе которой происходит приём наличных денег при реализации товаров, работ, услуг. Тематическая оперативная (рейдовая) налоговая проверка проводится в местах деятельности хозяйствующих субъектов, как правило, связана с контролем за правильным учётом выручки, приемом наличных денег в кассу предпринимателя, перемещением и хранением материальных ценностей (п.20 Инструкции). При проведении внеплановой тематической оперативной налоговой проверки (рейдовой), проверяется соблюдение лицензионного законодательства, порядок приёма наличных денег, использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, таксометров, правильность расчёта наличными деньгами, правильность осуществления валютных операций, игорного бизнеса, правил розничной торговли общественного питания, бытового обслуживания населения, правильности уплаты единого налога индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, правильности документального сопровождения хозяйственных операций, порядка допуска плательщиков единого налога к реализации товаров, правильности реализации табачной и алкогольной продукции, предупреждение легализации доходов полученных незаконным путём (п.84 Указа №510). Перед проведением внеплановой оперативной (рейдовой) налоговой проверки, налоговые инспекции почти всегда проводят контрольные закупки товарно-материальных ценностей, контрольных оформлений заказов на выполнение работ, оказание услуг- то есть проводят контрольную закупку (Постановление Сов. Министров Республики Беларусь от 20.01.2004г. №47 «Об утверждении положения о порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольных оформлений заказов на выполнение работ, оказание услуг». В соответствии с п.85 Указа №510, в предписании на проведение внеплановой оперативной проверки (рейдовой) может не указываться наименование хозяйствующего субъекта, в отношении которого должна проводится налоговая проверка, а указывается в предписании территория на которой будет проводиться внеплановая тематическая оперативная (рейдовая) налоговая проверка. Внеплановая тематическая оперативная (рейдовая) налоговая проверка, в соответствии с п.86 Указа №510, может одновременно проводится во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих проверяемому субъекту, в том числе и расположенных на территориях разных административно-территориальных единиц. Внеплановая тематическая оперативная (рейдовая) налоговая проверка указанная в п.85 Указа №510 может проводится в отношении любых хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность на территории указанной в предписании на проверку (п.86 Указа №510). Внеплановые тематические оперативные (рейдовые) налоговые проверки одним и тем же налоговым органом не могут проводиться на одной и той же территории чаще одного раза в месяц, п. 86 Указа №510, но это требование не распространяется на налоговые проверки проводимые по поручению Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь.

Предмет исследования документальной налоговой проверки можно определить как круг обстоятельств, которые подлежат установлению по каждому налоговому правонарушению. Если целью доказывания является установление объективной истины, то предмет доказывания указывает на тот круг обстоятельств, установление которых позволяет разрешить налоговое правонарушение но существу. В процессе разби­рательства по фактам сокрытия, занижения прибыли и доходов и иных объектов налогообложения, уклонения от подачи деклараций о дохо­дах или внесения искаженных данных в них, документальная налоговая проверка должна дать ответ на следующие вопросы:

является ли данное физическое лицо субъектом хозяйствования без образования юридического лица (предпринимателем), а предприятие (организация) юридическим лицом (т. е. прошло ли оно государст­венную регистрацию);

обязано ли физическое лицо или предприятие (организация), как субъекты хозяйствования, уплачивать налоги;

какие виды налогов и иных обязательных платежей обязано оно уплачивать;

имеет ли хозяйствующий субъект право на льготы по уплате налогов;

какой порядок ведения бухгалтерского учета и представления от­четности у хозяйствующего субъекта;

с какого момента и какая финансово-хозяйственная деятельность осуществляется налогоплательщиком - субъектом хозяйствования;

в течение, какого времени совершалось налоговое правонарушение (осуществлялись сокрытие, занижение прибыли и доходов и иных объ­ектов налогообложения, искажение сведений в документах бухгалтер­ского учета и отчетности);

кто осуществлял руководство хозяйствующим субъектом в момент совершения налогового правонарушения и отвечал за ведение бухгал­терского учета и представление отчетности;

кто непосредственно совершил налоговое правонарушение и кто является инициатором его совершения, кто подписал документы;

кем и при каких обстоятельствах были выявлены факты нарушения налогового законодательства;

какие законодательные и нормативные акты были нарушены;

какие виды объектов налогообложения были сокрыты и в каком размере;

какой размер налогов не уплачен с сокрытых объектов налогооб­ложения, какая общая сумма неуплаченных налогов и налоговых пла­тежей, какой ущерб причинен государству;

каков способ совершения налогового правонарушения;

каковы причины и мотивы совершения налогового правонаруше­ния?

Указанный перечь вопросов, безусловно, не носит исчерпывающе­го характера.

О плановых выездных налоговых проверках проводимых налоговыми инспекциями Министерства по налогам и сборам, а также его областными инспекциями за 10 дней сообщается в инспекцию, где состоит на учёте налогоплательщик и непосредственно налогоплательщику (п.22 Положения о порядке организации и проведения проверок, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 16.10. 2009г. №510, далее Положение). При наличии уважительной причины у налогоплательщика (болезнь должностных лиц, отпуска, другие причины), по его ходатайству, выездная налоговая проверка может быть перенесена на другой срок (п.27 Инструкции). Персональную ответственность за обоснованность включения хозяйствующего субъекта в сводный и координационный планы налоговых проверок несёт руководитель налогового органа, утвердивший сводный план налоговых проверок, а также руководители структурных подразделений, территориальных органов, которые являются субъектами налогового контроля, представившие предложения в сводные планы налоговых проверок.

Координационный план налоговых проверок размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в глобальной сети Интернет не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и не позднее 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.

Камеральные, встречные, тематические оперативные (рейдовые) налоговые проверки являются внеплановыми проверками и проводятся вне зависимости от даты проведения предыдущей проверки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.