Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация






Развитие определяется как закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером

Бронфенбреннер: соц-ии-совокупность всех соц процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Развитие личности - становление субъектом, усвоение систем соц-х связей, отношений, те способность действовать адекватно, воспроизводить соц-й опыт.

По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.

В узком смысле «воспитание» - процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

Т.о., сущность социализации: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация — это отождествление индивида с неко­торыми людьми или группами, позволяющее усваивать разно­образные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации являет­ся полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для пред­ставителей определенного пола;

2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3) внушение — процесс неосознанного воспроизведения ин­дивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических со­стояний тех людей, с которыми он общается;

4) социальная фасилитация — стимулирующее влияние пове­дения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасили­тация» означает «облегчение»);

5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Н.Смелзер выделяет четыре психологических механизма со­циализации:

1. Имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.

2. Идентификация — усвоение детьми родительского поведе­ния, установок и ценностей как своих собственных.

3. Стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.

4. Чувство вины — переживание разоблачения и позора, свя­занное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина — негативные механизмы, запрещающие или подавляющие опреде­ленное поведение.

Институт социализации – социальная общность, в которой осуществляется социализация личности (например, семья, школа и т.п.).

Поскольку само понятие социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности, постольку основанием для классификации служит отношение к трудовой деятельности. Андреенкова выделяет три осн. стадии:

1. Дотрудовую:

· Ранняя.институт-семья, дет дошк учрежд.

· стадия обучения. институт-школа, ВУЗ/техникум.

2. Трудовую — период зрелости, институт-труд коллектив или преступная группа

3. Послетрудовую — пожилой возраст.Обществ.организации.

Существует проблема-нада ли выделять послетрудовую стадию(т.к нет «усвоения социального опыта»). Но в то же время можно говорить о новом подходе к к пониманию психологической сущности пожилого возраста. в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период. Эриксон говорит, что именно в зрелом возрасте (после 65) происходит окончательное становление идентичности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.