Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность в группе. Теории ролей. Статус и роли личности.






Отечественный и зарубежный подходы к этой проблеме.

Отечественная психология: Личность предмет рассмотрения и в общей и в социальной психологии: социально-психологический подход – рассмотрение личности в условиях совместной деятельности и общения. Г.М.Андреева: «В социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и обучающегося субъекта». Если до 85г. считалось, что коллектив является единственным и важным фактором развития личности, то на сегодняшний день эта точка зрения поменялась. Не только группа может влиять на личность, но и наоборот. Традиционная проблема социальной психологии «личность и группа», а ей в противовес – «личность в группе».

Зарубежная психология: С точки зрения Э.Фрома «личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний». К.Хорни убеждена, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. Большое количество наблюдений привели ее к выводу, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений (т.е. социум может обуславливать внутриличностные конфликты).

Зарубежные авторы исследуют вопрос о последствиях пребывания в группе для личности. С приходом в группу личность может выводить ее на новый уровень развития, задавать ей более высокую планку или наоборот? Здесь важны исследования Г.Олпорта: группа способствует снижению чувствительности, тормозит эгоцентрическую тенденцию, снижаются интеллектуальные возможности личности.

В отечественной психологии примерно такие же исследования показали (Бехтерев), что группа способствует снижению болевой чувствительности, но в познавательной сфере она способствует развитию личности.

Из этих 2-х направлений можно увидеть, что зарубежная психология нацелена на личность, а отечественная психология – на коллектив.

Человек, выполняя различные социальные функции, является членом многочисленных социальных групп. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой, сказывается на формировании сознательной деятельности. Личность включается в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп, поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влияний, которая и определит содержание сознания личности.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно " правилам игры" ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось " как надо". Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Классификация разновидностей ролевого поведения (А.Б.Добрович)

1.Формальная роль – поведение, которое мы строим в соответствии с усвоенными нами ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию;

2.Внутригрупповая роль – поведение, которое мы строим с учетом ожиданий, предъявляемых нам участниками данной группы, на основе сложившихся в ней взаимоотношений (шут, лидер);

3.Межличностная роль – поведение, которое мы строим с учетом ожиданий, предъявляемых нам знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений (спаситель – благородный друг).

Классификации ролей.

Т.Сарбин и В.Аллен: выделяют формальные и неформальные роли;

Т.Шибутани: «конвенциональные» - такие, в отношении которых у членов общества имеются общепринятые представления о том, каково должно быть поведение исполнителей этих ролей, и «межличностные» - в отношении которых нет подобных или менее единых представлений.

Тибо и Келли: деление ролей на «предписанные», т.е. внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые», т.е. те, которые достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида.

Р.Линтон: роли активные и латентные (скрытые). Индивид это носитель многих ролей, но в один момент он может активно выполнять лишь одну роль – она активная, а другие будут оставаться латентными. Латентная может стать активной в зависимости от вида деятельности и конкретных обстоятельств. (Н.: активная – преподаватель, латентная – отец семейства). Нетрудно заметить, что во всех приведенных классификациях берутся отдельные случайные критерии и нет попыток свести их в какую-либо единую систему (Андреева и Богомолов). Большое место в ролевых теориях уделяется исследованию эмпатии – способности входить в роль другого не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне – сопереживать роль другого вместе с ее исполнителем.

 

. 45. Психология межгрупповых отношений.

Внутригрупповое взаимодействие – особенность формирования внутригрупповых отношений – это отношения между людьми входящими в общественную группу. В процессе этих отношений люди влияют друг на друга, по отношению к ним есть ожидания со стороны других. Общение на основе ролей, в зависимости от статуса. Роль – нормативно одобренный образец поведения ожидаемый от каждого, занимающего какую-то позицию в группе. Сначала роль воспринимается извне, затем переходит во внутрь. Это процесс интериоризации роли и она становится компонентом самосознания. Роль – отношение человека к какой-либо деятельности. Любая роль предполагает определенное положение в группе, т.е. статус (роль – лидер, статус - высокий). Статус – социальное положение человека, его место в социальной структуре группы. Статус не бывает постоянен, он зависит от группы.Роли бывают: формальные – официально заданные извне; неформальные – на основе личностных симпатий, межличностных отношений. Межгрупповое взаимодействие – в истории рассматривается как групповая агрессия.Основой взаимодействия между группами являются экономические, правовые, политические вопросы. Всегда отношения между группами строятся на принципах противопоставления и обособления.

Новиков: в гр. Форм-ся группов. самосзн – через традиции, нормы: форм-ся чув-во общности, это дает поддержку, силы, форм-ет У. «мы» и «они».

Данная проблема мало изучалась до недавнего времен, но интерес «породил» следующие исследования: исследования межгрупповой агрессии в концепции Г.Лебона, негативных установок на другую группу Т.Адарно, враждебности и страха в психоаналитических теориях. Эксперименты:

50-е годы – эксперименты М.Шерифа в лагере для подростков. Выявил межгрупповую враждебность при использовании двух влияющих факторов: конкуренции и пооперации. Источники межгрупповой враждебности или сотрудничества заключаются не в мотивах отдельной личности (как у психоаналитиков), а в ситуациях группового взаимодействия. Это было новым шагом в понимании межгрупповых отношений, но при предложенном понимании взаимодействия были утрачены чисто психологические характеристики — когнитивные и эмоциональные процессы. Когнитивный подход: эксперименты А.Тэшфела. Настаивая на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами, т. е. выступает как универсальная константа межгрупповых отношений. Причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе. Сделан вывод о том, что вообще область межгрупповых отношений — это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Но упускается вопрос о адекватности восприятия друг другом, т.е. насколько воспринимаемые различия соответствуют действительности. Деятельностный подход Агеева. В центре внимания стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера. Главное направление изучения - это причинно-следственные зависимости, обусловленность когнитивных процессов, сопровождающих совместную групповую деятельность. Важно, при каких условиях группа превращается для индивида в психологическую реальность; и как, межгрупповые отношения отражаются в сознании членов групп и предопределяют их восприятие друг другом. Социальная перцепция - это упорядочение индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это новое образование. Оно обладает двумя характеристиками: для группы-субъекта восприятия это «целостность» («все» или «не все» думают о другой группе так-то). Относительно группы-объекта восприятия это «унифицированность» («все» в другой группе такие или «не все»). Целостность и унифицированность — специфические структурные характеристики межгруппового восприятия. Межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа. Образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности (но могут возникать при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами). Большая роль стереотипов при восприятии (быстрая категоризация, может наполняться негативными характеристикамиÞ межгрупповая враждебность).

Д.Кэмпбел сформулировал «гипотезу контакта»: чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа.Эксперименты Агеева. Первая серия экспериментов на студентах.В качестве показателей адекватности межгруппового восприятия выступали: 1)прогнозирование групповой победы в ситуации межгруппового соревнования; 2)объяснение причин победы или поражения своей и чужой групп в этом соревновании; 3)представление о потенциальных успехах своей и чужой групп в различных сферах деятельности, не связанных непосредственно с экспериментальной ситуацией.

В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фаворитизма. Вывод о том, что межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности.Вторая серия экспериментов в пионерском лагере. Две ситуации соревнования с различной организацией (соревнование и кооперация). В 1-ом случае – внутригрупповой фаворитизм, неадекватность восприятия, значение общей (надгрупповой) цели, оторванность от социально значимой совместной деятельности. Во 2-ом: важнейшим фактором, который привел к снижению уровня внутригруппового фаворитизма и тем самым неадекватности межгруппового восприятия, явилась не сама по себе ситуация межгруппового взаимодействия, но принципиально новая по своей значимости (социально значимая) деятельность, с отчетливо выраженным содержанием и стоящая над узкогрупповыми целями. Стабилизация неадекватных представлений о других группах может быть преодолена, если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями. Схема генезиса межгрупповых процессов: Объективные условия совместной межгрупповой деятельности ® Характер непосредственного межгруппового взаимодействия ® Параметры процессов межгруппового восприятия.Сделаны следующие общие выводы: Межгрупповая дискриминация не имеет абсолютного характера и не является атрибутом любыхмежгрупповых отношений.

Социальные отношения могут способствовать развитию межгрупповой дискриминации лишь при определенных условиях. Она может быть снята посредством совместной деятельности групп.Характер межгруппового взаимодействия влияет на внутригрупповые процессы: удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и др. (В случае стабильной неудачи значительно ухудшается качество межличностных отношений: наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. Констатация подобных сдвигов может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития.).Для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой группы.Перспектива исследований межгрупповых отношений должна включит в себя два сечения: 1 – отношения между группами по «горизонтали», т.е. между группами, не связанными отношениями подчинения; 2- отношения между группами по «вертикали», т.е. в системе некоторой их иерархии.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.