Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема периодизации психического развития в отеч. и заруб. психологии.






 

Фрейд. «Теория психосексуального развития личности».

Движущие силы развития – получение удовлетворения и избегание неудовлетворения. Стадии: I. Оральная до 18 мес.(С приучением к туалету основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией) (а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза).т.е.

анальная 1, 5-2 года – излишняя чистоплотность.

III. Фаллическая 3-6 лет эдипов комплекс (развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации.)

IV. Латентная 6-12 лет. (снижение полового интереса, энергия либидо направлена на освоение общечеловеческого опыта и на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми.)

V. Генитальная 12 и больше. (развитие сексуальных отношений с противоположным полом.)

Стадии психического развития сводят к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидозной или сексуальной энергии. На каждой стадии – наиболее чувственной является, какая – либо эрогенная зона.

 

Эриксон. Движущая сила развития – противоречие между Я и социумом. Для каждой стадии характерна доминирующая задача, которая выдвигается обществом и определяет развитие.(Каждая стадия ожидания общества, которой индивид оправдывает или не оправдывает ожидания, тогда он включается в общество или нет.

«Эгоидентичность» и «групповая идентичность», - формируются параллельно и создают у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».)

Механизмы идентичности: 1) Эго – идентичность - соответствие самому себе.2) групповая идентичность – соответствие ожиданиями референтной группы.(т.е. человек должен быть похож на др., но оставаться собой.) Оба механизма составляют целостность Я. В течении жизни человек много раз переходит из одного социального института в другой, что сопровождается кризисами.

8 психосоциальных кризисов:

1) доверчивость или подозрительность ко всему (0-18 месяцев).

2) автономия или стыд и сомнения (1, 5-4).

3) инициативность или чувство вины (4 – 5).

4) Работа или чувство неполноценности (6 – 12).

5) Идентификация или спутанность ролей (12 – 18).

6) Близкие отношения или изоляция (18 – 25).

7) Генеративность или застой.

8) Целостность личности или отчаяние (50 и более).

Стадии жизненного цикла:

1) отношение к матери переносится на мир. Младенчество, потребность в безопасности, физиология потребности.

2) Ранее детство, потребность в независимости от взрослых.

3) Игровой возраст, потребность преобладающая – в активном познании. Мир взрослых через игру.

4) Школьный возраст, потребность в изобретательности.

5) Юность, потребность в социальном взаимодействии.

6) Молодость, потребность в доверительности, интимности.

7) Зрелость (25-50), потребность в творчестве, самореализации.

8) Старость, потребность – чувство гармонии, цельность себя, своего существования с миром.

 

1.Доверие против подозрительности (0-18) – орально-сенсорная, 2.мышечно-оральная (1, 5-4) – автономия против зависимости. 3.(4-5) инициативность против чувства вины. 4.латентный (6-12) трудолюбие против чувства неполноценности (в изобретении). 5.пубертатный (12-18) идентификация против спутанности ролей (соц. Взаимодействие). 6.Юность (18-25) близкие отношения против изоляции (доверит, интим-ть). 7.Взрослость (25-50) самореализация против застоя. 8.Зрелость (50…) целостность личности против отчаянья (чувство гармони, ценности себя).

 

Выготский. Психическое развитие – это переход от одного возраста в другой, в процессе развития возникают новообразования и кризисные состояния. Периодизация основана на чередовании стабильных и критических возрастов.(Новообразования – определенный возраст.)

Новообразование – новый тип строения личности и ее деятельности, т.е. психические и социальные изменения; продукт возрастного развития. Стабильный период – изменения личности, «микроскопические изменения личности ребенка», которые накапливаются скачкообразно обнаруживаются в виде новообразований. Кризисные этапы - это время поворота в психическом развитии, когда происходит появление новых психических образований. В каждом возрасте Личность изменяется как целое. Сензитивный период - период, когда обучение некоторым ЗУН оказывается наиболее легким и плодотворным. Социальная ситуация развития – исходный момент всех динамических изменений, определяющим является ведущий тип деятельности. Кризисы: 2 мес., 1год, 3, 7, 13, 17. (Жизнь в данной социальной ситуации – ведущий вид деятельности, т.е. новообразование возникает.

1) 0-2 мес. –кризис новорожденности.

2) 2 мес. – 1 год – младенческий возраст стабильный.

3) 1 год – кризис 1 года.

4) 1 – 3 года – ранее детство стабильно.

5) 3 года – кризис 3 лет.

6) 3-7 лет – дошкольный возраст стабильный.

7) 7 лет – кризис 7 лет.

8) 8-12 лет младший школьный возраст.

9) 13 лет – кризис 13 лет.

10) 14-17 лет – пубертатный(подростковый) возраст.

11) 17 лет – кризис 17 лет.)

 

Существует 2 концепции в теориях детского развития. 1) Развитие – это реализация, модификация задатков, не ускоряясь и не замедляясь. 2) Развитие идет скачкообразно, этапами.

Эльконин. Опора на периодизацию Выготского. В основе развития лежит непосредственно практическая деятельность субъекта. Периоды и ведущая деят-ть:

1. Младенчество 0-1года эм. Общение со взрослыми.

2. Раннее детство 1-3 предметно -манипулятивная деятельность.

3. Дошкольный возраст 3-5 ролевая игра.

4. Мл. школьный возраст учебная деят-ть.

5. Подростковый 11-13 общение, построение отношений.

6. Юношеский возраст учебно-профессиональная деят-ть.

Периоды, в которых приемущественно происходит усвоение норм отношений между людьми, формирования мотивац-потребностной сферы.

Периоды, в к-х происходит усвоение общественно выработанных действий с предметами, формирования интелектуально-познавательной сферы.

 

Вклад Эльконина: определяет ведущую деятельность в каждом возрастном периоде.

Характеристики ведущей деятельности:

1) в ней возникают и дифференцируются др. виды деятельности.

2) Перестраивая основные психические процессы (предметная деятельность, учеба, профессиональная деятельность / система человек – общество – предмет).

3) Происходит изменение личности (эмоциональное общение, сюжетно – ролевая игра / система ребенок – взрослый, ребенок – общество)

Л.С. Выготский том 4. Собрание сочинений. Проблема периодизации. По предложенным в науке схемам периодизации можно разделить на 3 группы.

1. Попытки периодизации не путем расчленения хода развития ребенка, а на основе ступенчетообразного построения др. процессов, связанных с детским развитием (например: биогенетическая теория; онтогенез повторит филогенез, т.е. периоды детства – в соответствии с основными периодами истории человечества, т.е. основа – периодизация филогенетического развития (Периодизация Гетчинсона).

2. Выделение какого-нибудь одного признака детского развития как критерия для его членения на периоды. (Например: Блонский: разделил детство на эпохи на основание дентенции (появление и смена зубов).

Штрату: главный критерий – сексуальное развитие.

Критика: 1) субъективность; 2) для всех возрастов – единый критерий, состоит в одном признаке. При этом забывается, что в ходе развития изменяется ценность, значение выбранного признака; 3) установка на исследование внешних признаков развития, а не внутренниго существа процесса.

3. Стремление перейти от симптомного и описательного признака к выделению существующих особенностей самого детского развития.

Задача ставится, но не разрешается. (Гезелл).

Каковы же должны быть принципы построения подлинной периодизации? Только внутренние изменения самого развития – основание для определения эпох развития (возрасты). Все теории детского развития могут быть сведены к 2 основным концепциям:

1) развитие – реализация, модификация задатков.

2) Развитие – непрерывный процесс самодвижения, характеризуется возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях.

2а) идеалистические теории. Теории творческой эволюции, направленной автономным, внутренним порывом целеустремленно саморазвививающейся личности, волей к самоутверждению и самосовершенствовании (Роджерс).

2б) развитие как процесс, характеризуется единством материальных и психических сторон (теория Выготского. Критерий эпох – новообразование), единством общественного и личностного при развитии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.