Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мыслительные операции, их виды и уровни. Формы мышления, их виды. Формирование понятий (Выготский Л.С. Менчинская Н.А. Гальперин П.Я.)






Под мыслительными операциями понимаются отдельные приёмы, умственные действия, которые человек использует в решении задач.

К общим мыслительным операциям относят анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, классификацию и конкретизацию.

Анализ и синтез – это две неразрывные стороны всего процесса познания.

Анализ – это выделение тех или иных сторон объекта, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.,

В ходе анализа какого-либо предмета те или иные его свойства, являющиеся наиболее важными, значимыми, существенными и интересными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вызывают активный процесс возбуждения (прежде всего в коре головного мозга).

Различают три вида анализа ( по Тихомирову О.К.):

1. Практический. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

2. Чувственный – анализ происходит при рассматривании частей предмета по рисунку или муляжу.

3. Мысленный – когда предмет разделяется на части, при отсутствии его в поле зрения.

Уровни сложности анализа (по Шадрикову):

1 уровень – элементарный анализ.

2 уровень – грамматический анализ

3 уровень – системный анализ

Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочитание, составление) – включённый в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое (Петухов В.В.).

Всякий акт мышления основан на анализе и синтезе. На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса. Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными операциями являются абстракция и обобщение).

Обобщение – это соотнесение и выделение существенного в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях. (Рубинштейн С.Л.)

Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Любое понятие, которым пользуются люди: понятие числа, морали, эстетики также есть обобщение. Это всегда какой-то итог, общий вывод, делаемый человеком на основе анализа – синтеза однородных фактов, явлений, поступков.

Виды обобщения:

1. Эмпирическое обобщение (от греч. empeiria - опыт) - форма обобщения, которая основана на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств. Способность к эмпирическому обобщению формируется еще в дошкольном возрасте, но наиболее сенситивным является младший школьный возраст.

2. Теоретическое обобщение (от греч. theoria - исследование) – это форма обобщения, которая основана на выделении существенных связей между явлениями окружающего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Осуществляется при помощи понятия, в котором фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается. Способность к теоретическому обобщению формируется наиболее интенсивно в подростковом и юношеском возрасте.

В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа – выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:

1) общие как сходные признаки (по цвету – вишня, сырое мясо, пион и тд)

2) общие как существенные признаки

Виды обобщения соответствуют видам мышления.

Сравнение есть всегда установление сходства и различия сопоставляемых предметов, явлений, фактов (Тихомиров О.К.).

Сравнивать можно только однородные, чем-то похожие, сходные предметы, явления или события. Сравнение может использоваться как средство тонкого и многообразного сопоставления разных предметов одной категории между собой, например, для различения формы листьев, оттенков цвета и др. Эта операция может применяться для того, чтобы определить изменения в одном и том же явлении, т.е. сравнить его “с самим собой”.

Сравнение есть основа всякой мыслительной группировки предметов, явлений, событий.

Классификация – объединение в группы: классы, роды, виды на основе установления сходства главных и второстепенных признаков предметов (Петровский А.В.).

Для того чтобы сгруппировать предметы, необходимо выделить существенные признаки в каждом из предметов и найти тот класс или род, в основе которого лежат эти признаки.

Классификацию можно строить по разным признакам. Металлический заводной самолет можно отнести в одном случае к металлическим изделиям, в другом – к классу игрушек, в третьем – к группе моделей.

Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) – это одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных (Тихомиров О.К.).

Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории и т.д.).

Например, рассмотрим работу часовщика. Он выделяет главный для него признак – внутреннее устройство, механизм работы часов и не обращает внимания на форму стрелок, цвет циферблата, изображение цифр, их наличие или отсутствие.

Виды абстракции:

· Формальная абстракция соответствует теоретическому уровню мышления; Это форма абстракции, за счет которой вычленяются такие свойства предмета, которые важны для теоретического анализа.

· Содержательная – эмпирическому. Это форма абстракции, за счет которой вычленяются такие свойства предмета, которые имеют практическое значение.

Конкретизация выступает как операция обратная обобщению, то есть применение обобщенного знания к конкретному, отдельному случаю, выделение в нем таких признаков, которые соответствуют определенному правилу, понятию, закону (Петровский А.В.).

Пример, 3 стадии аффекта – общий закон. На занятии по судебной психологии студенты применяют данное правило к конкретному документу. Таким образом, мыслительная операция конкретизации лежит в основе применения знаний на практике.

Операции мышления обычно не выступают “в чистом виде”. В решении поставленной задачи человек использует тот или иной “набор” операций или более сложных умственных действий, в тех или иных сочетаниях. Они различны в мыслительном процессе различной сложности и структуры.

Уровни операций (по Тихомирову О.К.):

1. синкретический – самый простой, примитивный уровень заключается в оперировании объектами на основе отдельного, чаще всего несущественного, случайного, внешнего признака. Например, “толпа зевак”.

2. комплексный – более сложный уровень. Операции с группой предметов, объединенных в единое целое по разным основаниям, но включенных в одну ситуацию. Пример, вещи в чемодан кладут в соответствии с их практической значимостью (одежда, туалетные принадлежности, подарки и т.д.)

3. системный – наиболее сложный. Четкая дифференциация видовых и родовых признаков, т.е. существенных. Оперирование некоторой системой понятий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.