Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие воображение в психологии. Виды воображения. Способы создания образов воображении. Развитие воображения в онтогенезе.






В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого серьезного практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, техническое, научное творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Определения воображения.

Л.С.Выготский: воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие- то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Это всякая деят-ть чел, рез-том которой явл создание новых образов или действий.

 

С.Л.Рубинштейн: воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности и прообразами для нее. В этом определении указывается на самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека: воображение не повторяет в тех же формах и сочетаниях отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений.

А.В.Петровский: Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа конечного и промежуточного продуктов труда, стимулирующего их предметное воплощение, а также обеспечивающее создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее». Данное определение отражает проспективный характер воображения, т.е. возможность действовать согласно ожидаемой в будущем ситуации, планировать свою деятельность, т. е. указывает на стимулирующую роль воображения в деятельности человека. Это отражение реал действит-ти в новых непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Виды воображения.

Воображениеможет функционировать на различных уровнях. Различие их определяется, прежде всего, тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу.По степени выраженности активности различают два вида воображения:

1. Пассивное воображение. Для него характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Наилучшим примером такой бездеятельной пустой мечтательности может служить созданный Н.В.Гоголем образ Манилова. Нередко это люди с бедным личным опытом, неразвитой критичностью мышления, слабой волей, несвязанные с жизненной практикой.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убежден в его реальности.

2. Активное воображение, может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение заключается в создании тех или иных образов соответствующих описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний. Создание образов воссоздающего воображения может происходить со слов других людей на основании письменных и вещественных документов. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Новизна образа или идеи может быть объективной - новой для всего человечества и субъективной - новой для данного человека. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники. Нужно отметить относительность различий между воссоздающим и творческим воображением. При воссоздающем воображении, также как и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого воображения, строго говоря, не бывает.

Особой формой воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечта обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Достичь мечты невозможно, так как на этом моменте заканчивается развитие. Воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность вызывает новую мечту.

С.Л. Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение. Для конкретного воображения характерны образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей. Для абстрактного - образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Кроме того, образы конкретного воображения могут различаться по той модальности, в которой они представлены: например, зрительные представления, слуховые, обонятельные, вкусовые, двигательные.

Способы создания образов. Рассмотрим специфические операции, посредством которых создаются образы воображения. Таковыми для воображения являются анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), то есть носят аналитико-синтетический характер. Но здесь абстракция, обобщение, анализ и синтез приобретают специфические черты. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком неосознанно.

Агглютинация («склеивание») представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ (русалка). Акцентирование заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Классическим примером является шарж, карикатура.Если представление, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации ( национальный орнамент, узор, элементы которого заимствованы из окружающего мира, представители различных национальностей). Это подготовительный этап к наиболее сложному приему творческого воображения- типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (так строятся типы в литературе: тип - индивидуальный образ, в котором соединены в одно целое характерные признаки людей целой группы, нации, эпохи). Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

Развитие воображения

Качество ребенка – изначальная активность, стремление действовать в окружающем мире => потребность в новых впечатлениях => акт. ориентировать, деятельность и общение со взрослыми (как источник идентификации). Взрослый открывает ребенку мир фантазий, т.к. опыт ребенка беднее. Мир фантазий у ребенка – условие действия => ребенок сам требует повторить способы перекомбинирования среды и изменяет действия => эффект новизны => перенос действия на другие объекты.

Начальные элементы воображения: 1) перекомбинирование наглядно данного (восприятие) – развитие речи – варьирование действий переноситься на второй план; 2) создание мнимых (действие как будто) и образов (воспроизведение взрослых) – игровое моделирование бытовых действий. Речь - образы, выраженные словами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.