Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы мышления, их виды. Пути формирования понятий. (Выготский Л.С., Менчинская Н.А., Гальперин П.Я. и др.)






Мышление человека протекает в форме понятий, суждений и умозаключений.

Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками (Петровский А.В).

Например, суждение: “Металлы при нагревании расширяются”, - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая, таким образом, различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями кого-то о чем-то. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Суждения бывают истинными, ложными, общими, частными и единичными.

В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты - отличники”; в единичных суждениях - только к одному, например: “Этот ученик плохо выучил урок”, «Этот человек не умеет хранить секреты».

Суждения образуются двумя основными способами:

1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

2) опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Д. И. Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывели и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Рассуждение (Рубинштейн С.Л.) – это и есть работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности. Суждение и конечный и исходный пункт рассуждения.

Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира.(Петровский А.В.).

Умозаключения бывают:

а) индуктивное

б) дедуктивное

в) по аналогии

Индуктивное умозаключение – это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек может сделать общий вывод.

Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод – дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному.

Умозаключение по аналогии – это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий.

Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все это отличает людей от животных. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики.

Понятие возникает как конечный продукт мыслительной деятельности, таковыми же являются и суждение, и умозаключение.

Существует несколько подходов к проблеме формирования понятий.

Формирование понятий (Менчинская НА) Усвоение понятий в пр-се обучения. Решающую роль в этом отношении играет характер того источника, той основы, на которой формируется понятие. В одних случаях сущность понятия может быть раскрыта в пр-се восприятия фактов или явлений, в др-х - осн-ым ист-ом явл-ся слово-определение, в кот-м сущность понятия важна в обобщенной форме. Н-р, при изучении истории, конкретные понятия исторического реквизита (оружие, предметы быта, памятники искусства) формируются на основе восприятия наглядных изображений, в то время как при формировании понятия о представлениях различных общ-ых классов, осн-ым ист-ом с самого начала явл-ся слово, а наглядные иллюстрации играют побочную роль.

При постепенном овладении сод-ем понятия может наблюдаться такой этап, когда в понятии уч-ка одновременно сосущ-ют и общий признак, и признак, носящий сугубо частный, конкретный характер. В процессе усвоения понятий совершается одновременное движение мысли в 2-х противоположных направлениях: от предмета к слову и от слова к предмету, т.е. абстрагирование и конкретизация осуществляется параллельно. Т.о., согласно Н.А. Менчинской. Понятия форм-ся от простого к сложному.

1. Приобретение житейского понятия.

2. Выделение в нем сущ-ных и несущ-ных признаков.

3. Очищение от несущ-ных признаков.

4. Словесное оформление понятия - опр-ия, в кот-х обязательно выд-ся:

• общие и отличительные признаки понятия;

• существенные признаки.

5. Применение приобретенного.

П.Я.Гальперин Форм-ие умственных дей-ий. Гип-за поэтапного форм-ия умств-х действий. Осн-ое положение - психическая деят-ть есть рез-ат перенесения высших матер-ых дей-ий в план отражения - в план восприятия представлений и понятий. Пр-сс такого переноса сов-ся через ряд этапов.

1.Всякое обучение новому дей-ю, даже путем «слепых проб и ошибок», предполагает какое-то ознакомление с заданиями и начинается с нею. Усвоить действие - не просто вспомнить, как оно было показано, а суметь повторить его с новым мат-ом и заново получить из этого мат-ла указанный продукт. Такая разметка сост-ет то, что называется ориентировочной основой дей-ия. Ее образование есть глав.задача и главное содержание 1-го этапа формирования дей-я. Ориентировочную основу 1-го типа составляют только образцы - дей-я и его продукта. Уч-к ищет их сам, вслепую, медленно и не осознавая этого. Ориентировочная основа 2-го типа содержит не только образцы дей-я и его продукты, но и все указания на то, как правильно выполнить дей-е с новым мат-м. Ориентировка 3-го типа отл-ся тем, что здесь на 1-ое место выступает планомерное обучение такому анализу новых заданий, кот-й позволяет выделить опорные точки, усл-я правильного выполнения зад-й; затем по этим указаниям происходит формирование действия, отвечающего данному заданию.

2.Теперь, опираясь на так или иначе сложившуюся ориентировочную основу действия, ученик приступает к его выполнению.

3. Этап закл-ся в перенесении дей-я в план громкой речи без опоры на предметы. Работа этапа закл-ся в том, чтобы придать речи новую фун-ю. Речь стан-ся самост-ым носителем всего пр-са: и задание, и действие. Речевое действие стан-ся как отражение мат-ого действия.

4 Этап - действие во внешней речи про себя. Происходит смена ф-ии речи: из ср-ва сообщения, она стан-ся ср-ом мыш-ия, ср-ом последовательного преобразования исходного мат-ла про себя, в уме

5. Внутр-яя речь. Уход речевого пр-са за рамки сознания - предметное содержание действия - теперь выступает без видимой связи с ним Если Н.А Менчинская считала, что житейские понятия играют важную роль в форм-ии понятий научных, то согласно П.Я. Гальперину наличие житейских понятий мешает формированию научных.

Лев Семенович Выготский. Леонид Соломонович Сахаров

В. и С. считали, что только изучение функц-го употр-ия слова и его развития, его многообразных кач-но разл-ых на каждой возрастной ступени, но генетически связ-ых др. с др-м форм применения, м. послужить ключом к изучению образования понятий. Путь, приводящий к развитию понятий складывается из 3-х осн-х ступеней, из кот-й каждая снова распадается на несколько отд-х этапов или фаз.

1-ой ступенью в образ-ии понятия явл-ся образ-ие неоформленного и не упорядоченного множества, выделение кучи каких-либо предметов, объединяемой без достаточного внутр-го родства и отн-ия м/у образующими ее частями. 2-я ступень: - Мыш-е в комплексах. Комплекс, как и понятие, явл-ся обобщением или объед-ем конкр-ых разнородных пред-ов. Исс-ия намечают на этой ступени разв-я неск-ко форм комплексной сис-ы. Одну из фаз в развитии комплексного мышления образует, например, объединение предметов и конкретных впечатлений, вещей в особые группы, которые ближе всего по строению своему напоминают то, что принято называть коллекциями. 3-я форма: Тип комплекса - псевдопонятие, т.к. это комплексное объед-ие ряда конкр-х предметов, кот-е фенотипически, т.е. по своему внеш-у виду, совершенно совпадают с понятием, но по своей генетической природе, по усл-м своего возн-ия и развития, отнюдь не явл-ся понятием. С внешней стороны перед нами понятие, с внутренней стороны - комплекс. 4-я ступень: понятие возникает тогда, когда ряд абстрагированных признаков вновь синтезируется и когда полученный т.о. абстрактный синтез становится основной формой мыш-я, с помощью кот-го реб-к постигает и осмысливает окруж-ю его действительность. При этом реш-ая роль в деле образования истинного понятия принадлежит слову.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.