Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика






Иордания никогда не была в состоянии полностью обеспечить свои потребности и всегда зависела от внешней помощи в финансировании своего бюджета, дефицита торгового баланса и проектов развития. Главным покровителем Иордании вплоть до 1957 оставалась Великобритания. Позже основной объем помощи этой стране приходился на США. После захвата Израилем Западного берега р.Иордан во время июньской войны 1967 арабские соседи Иордании увеличили объем помощи, особенно после повышения цен на нефть в 1973, стремясь предотвратить заключение сепаратного договора Иордании с Израилем. После подписания мирного договора с Израилем стала поступать помощь со стороны США.

На экономику Иордании оказали серьезнейшее влияние внешние политические события и особенно конфликт из-за Палестины. В результате войны 1948 на Западный берег р.Иордан прибыло 400 тыс. палестинских беженцев, еще 100 тыс. осело в Трансиордании, что превысило возможности иорданской экономики. В то же время присоединение Западного берега р.Иордан к Иордании в 1950 значительно расширило сельскохозяйственные угодья страны. Вскоре приток палестинских капиталов и управленческий опыт палестинцев позволили улучшить положение в экономике, и темпы прироста ВВП с 1954 по 1967 составляли 11%.

Июньская война 1967 и ее последствия оказали разрушительное воздействие на экономику Иордании. Захват Израилем Западного берега р.Иордан сократил национальный доход Иордании более чем на одну треть и привел к переселению на Восточный берег р.Иордан еще 300 тыс. палестинских беженцев. Израильские рейды и артиллерийские обстрелы Восточного берега разрушили сельское хозяйство в восточной части долины р.Иордан и заставили местных крестьян искать убежище в горах. В результате закрытия Египтом Суэцкого канала с 1967 по 1975 морские суда перестали заходить в иорданский порт Акаба, а связь со Средиземным морем осуществлялась через сирийские порты. В довершение всего война иорданского руководства против палестинских террористов в 1970–1971 унесла множество жизней и материальных средств, а арабские страны приостановили оказание помощи Иордании. Сирия закрыла свою границу с Иорданией, отрезав страну от Средиземного моря. Иордания оставалась в изоляции вплоть до начала войны 1973 против Израиля.

Экономический рост в стране возобновился к 1975, чему во многом способствовал «нефтяной бум» в государствах Персидского залива. С 1975 по 1984 экономический рост в стране составлял 9–12% в год. Ирано-иракская война, начавшаяся в 1980, подстегнула развитие экономики страны, так как Ирак стал основным торговым партнером Иордании.

В 1988–1989 страна оказалась в ситуации финансового кризиса. В качестве условия получения займа от Международного валютного фонда (МВФ) и поддержки им реструктуризации внешнего долга страны, составлявшего 6 млрд. долларов, правительство было вынуждено ограничить импорт, повысить пошлины и сократить расходную часть бюджета, что, в свою очередь, привело к резкому росту цен и спровоцировало широкие выступления протеста в апреле 1989. Но уже к 1996 в экономике наметились улучшения, и страна получила новую поддержку от МВФ и Всемирного банка для продолжения экономических реформ.

Национальный доход. В 1996 валовой национальный продукт (ВНП) Иордании составлял ок. 7, 1 млрд. долларов, или 1650 долларов на человека. Сельское хозяйство давало 7% ВНП; добывающая и перерабатывающая промышленности и строительство – ок. 28%; сфера обслуживания – ок. 65%.

Занятость. В 1996 численность рабочей силы в Иордании составляла 1, 15 млн. человек, 17% из которых составляли иностранные рабочие, а 11% – женщины. В сельском хозяйстве было занято 10% трудоспособного населения, в промышленности (включая добывающую, перерабатывающую и строительство) – 26%, в сфере обслуживания – 64%. Безработица в 1996 составляла ок. 20%.

Энергетика. Бó льшая часть производимой в Иордании электроэнергии вырабатывается из импортной сырой нефти. В конце 1980-х и в 1990-х годах сырая нефть из Ирака перерабатывалась на нефтеперерабатывающем заводе в Эз-Зарке. В стране открыты месторождения сланцевой и тяжелой нефти. Разрабатываются месторождения природного газа, открытые в 1987 недалеко от границы с Ираком.

Транспорт. Длина шоссейных дорог с твердым покрытием, связывающих производящие регионы Иордании с центрами потребления, составляла в 1996 ок. 6500 км. Основная транспортная артерия, связывающая северные районы с южными, протянулась на 430 км от границы с Сирией, в районе Эр-Рамта, до единственного иорданского порта Акаба. Другое шоссе, связывающее иордано-иракскую границу с этой магистралью южнее Аммана, обеспечивает интенсивные грузоперевозки от морского порта Акаба в Ирак. Большая часть 800-километровой железнодорожной сети Иордании проходит параллельно шоссейной дороге, связывающей Акабу с сирийской границей. Железные дороги используются для транспортировки фосфоритов. Основным средством перевозок является автомобильный транспорт.

Государственная авиационная компания Иордании — «Ройял Джорданиен» — в 2000 перевезла около 1, 3 млн пассажиров, она располагает 16 самолётами и выполняет более 100 рейсов в неделю. Крупнейший аэропорт страны — Международный аэропорт имени королевы Алии — расположен в 40 км к югу от Аммана, второй международный аэропорт находится в Акабе. В 2001 через все аэропорты страны прошло 9, 8 млн пассажиров.

Организация производства. Экономика Иордании является смешанной, государство играет значительную роль в таких отраслях, как транспорт, связь, энергетика, крупная обрабатывающая промышленность и туризм, тогда как частный бизнес полностью контролирует сельское хозяйство, мелкую промышленность и сферу обслуживания. Правительство стимулирует как иорданские, так и иностранные частные капиталовложения, а также финансирует долгосрочные проекты, такие, как добыча фосфоритов, нефтепереработка, национальные авиалинии. Начиная с 1990 правительство приступило к проведению приватизации государственной собственности в промышленности и сфере обслуживания, на чем настаивали МВФ и Всемирный банк.

Сельское хозяйство. Пахотные земли в Иордании составляют 485 тыс. га, из которых обрабатывается не более 259 тыс. га. Богарное земледелие, применяемое для выращивания пшеницы, ячменя, маслин, орехов и фруктов, развито в узком треугольнике площадью всего 240 тыс. га, протянувшемся вдоль плоскогорья и занимающем предгорные районы к востоку от долины р.Иордан. Орошаемое земледелие, применяемое для производства овощей (в основном помидоров, баклажанов и огурцов) и фруктов (главным образом цитрусовых и бананов), развито вдоль притоков Иордана и в долине этой реки. В результате внедрения современного капельного орошения и пленочных теплиц, производство сельскохозяйственной продукции в долине р.Иордан существенно увеличилось, что позволило Иордании начать экспорт фруктов и овощей. Годовая потребность в пшенице в 1993 составила 627 тыс. т. Но даже после прошедших обильных дождей сбор зерновых в 1993 составил всего 57 тыс. т пшеницы и 32 тыс. т ячменя.


Добыча и переработка полезных ископаемых. В Иордании разрабатываются такие товарные полезные ископаемые, как фосфориты и калийная соль. Основные месторождения фосфоритов находятся в Эль-Хасе, на полпути между Амманом и портом Акаба. Добыча фосфоритов ведется также к северо-западу от Аммана. Калийная соль добывается из вод Мертвого моря. Иордания занимает третье место в мире по экспорту фосфоритов после Марокко и США и контролирует 5% мирового рынка. Фосфориты являются также основным сырьем для местной промышленности, производящей удобрения. Экспорт калийной соли, фосфоритов и удобрений принес Иордании в 1991 580 млн. долларов, что составило две трети доходов страны от экспорта.

Обрабатывающая промышленность. Основными отраслями тяжелой промышленности являются производство цемента, суперфосфатных удобрений и нефтепродуктов (последние производятся из иракской сырой нефти). Из потребительских товаров производятся текстиль, медикаменты, сигареты, бумага и продукты питания. Деятельность компании «Джордан текнолоджи груп» превратила Иорданию в региональный центр технологического обмена и технического обслуживания. Были построены несколько сборочных предприятий по сборке компьютеров, разработке программного обеспечения, производству пленки для сельского хозяйства, сборке вертолетов. Быстро растущей экспортной отраслью стало также производство одежды. Большая часть промышленных предприятий Иордании находится в радиусе 32 км от Аммана.

Внешнеэкономические связи. Иордания импортирует технику, транспортное оборудование, зерновые и нефтепродукты, а экспортирует фрукты, овощи и фосфориты. В 1995 стоимость иорданского импорта составила 5, 2 млрд. долларов, экспорт и реэкспорт принесли ок. 3, 6 млрд. долларов. Внешний государственный долг Иордании в 1995 составил ок. 7, 9 млрд. долларов. Основными внешнеторговыми партнерами Иордании являются Ирак, США и Европейский союз.

Валюта и банковская система. Центральный банк Иордании, основанный в 1964, выпускает в обращение иорданский динар. Центральный банк осуществляет надзор за валютными резервами и регулирует деятельность других банков.

 

Краткая политическая история (с 20 века)

 

Британский мандат (1918—1946)

 

 

Брита́ нский манда́ т в Палести́ не — это период, в течение которого на части территории распавшейся Османской империи на Ближнем Востоке был установлен режим управления Великобритании по мандату Лиги Наций.

В 1920-х годах в рамках Британского мандата в Палестине было создано зависимое от Великобритании княжество Трансиордания, получившее около 3/4 от территории подмандатной Палестины.

 

 

Он продолжался с 1922 до 15 мая 1948. За несколько часов до окончания действия мандата, на основании Плана раздела Палестины, было провозглашено Государство Израиль. Помимо территории современного Израиля в состав Мандата входили территории современных Иордании, Иудеи и Самарии (Западного берега реки Иордан) и сектора Газа.

План ООН по разделу палестины

План, принятый 29 ноября 1947 года резолюцией № 181Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН (33 голоса «за», 13 «против», 10 воздержались). Предусматривал прекращение британского мандата в Палестине к 1 августа 1948 года и рекомендовал создание на её территории двух неназванных государств: Еврейского и Арабского

 

Иерусалим и Вифлеем, согласно решению ООН, должны были стать территорией под международным контролем. Неприятие плана со стороны арабского сообщества, которое считало его несправедливым по отношению к арабам, стало причиной начала Арабо-израильской войны 1947—1949 гг.

ООН предлагали международное управление городов Иерусалим и Вифлеем из-за наличия там важных религиозных мест. Оба государства по плану состояли каждое из трёх больших частей, которые были связаны через экстерриториальные соединительные коридоры. Еврейское государство должно было получить побережную равнину около города Хайфа до Реховота, восточную часть Галилеи (включая Тивериадское озеро) и Негев до Умм Рашраша (сегодня Эйлат) включительно.

 

Около половины территории Палестины в то время никому не принадлежало (земля находилась в государственном владении), особенно бесплодная пустыня Негев, которая составляла около трети территории страны. Около 47 % земли принадлежало арабским землевладельцам, примерно 6 процентов было во владении евреев.

 

Арабское государство должно было состоять из Западной Галилеи с городом Акко, горных областей Иудея и Самарии, южного побережья до города Эль-Маджаль (сегодня Ашкелон, включая сегодняшний Сектор Газа) на севере и полосы пустыни вдоль египетской границы. План UNSCOP предусматривал включение Яффы, города с преобладающим арабским населением, южнее Тель-Авива, в еврейское государство, но план был изменён до голосования в ООН, и город стал анклавом арабского государства.

 

«Логическим обоснованием этого лоскутного территориального раздела было стремление обеспечить включение в Еврейское государство максимального числа евреев и уменьшить до минимума (по подсчетам около 10 000) число тех, кто оставался бы в Арабском государстве. Однако в границах Еврейского государства должно было остаться большое число палестинских арабов — 497 000 человек, включая 90 000 бедуинов, против 498 000 евреев.» В Арабском государстве жило бы 807 000 неевреев и 10 000 евреев. В предлагаемой международной зоне (City of Jerusalem) жило бы 105 000 неевреев и 100 000 евреев.

 

Реакция на план

 

Еврейский Ишув

Среди еврейского населения большинство приветствовало предложенный план. Еврейское агентство, которое, помимо прочего, выполняло в то время некоторые функции правительства «Ишува» (еврейского населения Палестины), также приняло план раздела Палестины. Тем не менее, такие радикальные еврейские организации, как Иргун Менахема Бегина или Лехи Ицхака Шамира, отвергли этот план, считая его несправедливым по отношению к евреям.

 

29 ноября (כ " ט ב נ ו ב מ ב ר) стало для государства Израиль важнейшей вехой в борьбе евреев за своё государство. Многие в Израиле и сегодня отмечают этот день.

 

Арабское сообщество

Арабские руководители, в том числе Лига арабских государств и (Палестинский) Высший арабский совет, категорически отвергли план ООН по разделу Палестины и заявили, что приложат все усилия, чтобы помешать его реализации

 

Aрабские страны принципиально отвергли создание еврейского государства. По заявлением арабских лидеров, план ООН нарушал права большинства населения Палестины, которое тогда состояло на 67 % из неевреев. Они назвали предложенный ООН план катастрофой. Критике подвергались как размер, так и качество территории, выделенной для еврейского государства.

 

Резолюция ООН предоставляла большую часть земли (56 %) под еврейское государство, хотя на тот момент евреи владели только 7 % подмандатной территории. Также по плану, на территории, которая будет под еврейским контролем, находились 45 % арабов.

 

Под арабское государство ООН выделяло только 45 %, большая часть этой территории не была пригодна для земледелия, кроме Яффы. Согласно Юджину Бовису, ранее еврейское руководство не принимало предыдущие планы раздела Палестины, так как считало, что им выделялось недостаточно территории.

 

Вооружённый конфликт

 

Неудача плана мирного урегулирования вызвала начало многочисленных столкновений между нерегулярными еврейскими и арабскими формированиями.

 

14 мая 1948 года Великобритания вывела свои войска из Палестины, в тот же день Бен-Гурионом было провозглашено государство Израиль. 15 мая 1948 года Лига арабских государств ввела войска в Палестину. С этого момента столкновения между еврейскими и арабскими формированиями превратились в войну между Лигой арабских государств и Израилем (Арабо-израильская война 1947—1949 годов, которая получила в Израиле название «Война за независимость»).

 

 

В ходе Арабо-израильской войны 1947—1949 годов Трансиорданией был оккупирован и в одностороннем порядке аннексирован Западный берег реки Иордан, включая Восточный Иерусалим, после чего Трансиордания была переименована в королевство Иордания.

 

1952-1999 правил король хуссейн.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.