Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 1. Человек как предмет психологии.






1. Психология как наука.

1.1. Место психологии в системе социално-гуманитарных наук.

1.2. Научный и житейский смысл психологии.

1.3. Основные понятия, изучаемые психологией.

2. Сознание человека

2.1. Характеристики сознания.

2.2. Состояния сознания.

2.3. Психологическая природа сна.

3. Ощущения - первичная форма отражения действительности.

3.1. Физиологический процесс возникновения ощущения.

3.2. Схема возникновения ощущения.

3.3. Виды чувствительности.

3.4. Понятие о пороге чувствительности.

4. Виды и свойства ощущений.

4.1. Классификайия по характеру отражения и месту расположения рецепторов.

4.2. Классификация по характеру отражения адекватных раздражителей.

4.3. Качественные свойства ощущений.

4.4. Специфические свойства ощущений.

5. Понятие восприятия и его виды..

5.1. Определение восприятия и его функции.

5.2. Феномен «фигура и фон».

5.3. Классификация восприятия.

5.4. Иллюзии восприятия, восприятие времени.

6. Свойства восприятия.

6.1. Предметность, целостность.

6.2. Структурность, константность.

6.3. Аккомодация, апперцепция.

6.4. Иллюзии восприятия, восприятие времени.

 

Ø Темы для рефератов:

1. Сознание как высшая ступень развития психики человека

2. Понятие бессознательного в психологии.

 

Контрольные вопросы:

1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?

2. Исследования показали, что при рассматривании объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает скачкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те детали, которые несут максимальную информацию. Объясните, какую роль играют движения глаз в сложном зрительном восприятии. Почему процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта?

3. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?

4. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без тру да найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

5. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека?

6. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга на белом фоне последний кажется меньше. Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере?

7. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.

 

ü Вопрос для обсуждения: Существуют ли вещие сны?

 

Литература: 6, 9, 10, 13, 15, 17, 18, 22, 28, 30, 32, 26д, 32д

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.