Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 5. Формирование и развитие личности






 

1. Понятие личность в психологии.

1.1. Походы к определению понятия.

1.2. Критерии сформировавшейся личности.

1.3. Механизмы формирования личности.

1.4. Структура личности.

2. Темперамент как свойство личности.

2.1. Биологическая основа темперамента.

2.2. Нейрофизиологическая интерпретация темперамента Г.Айзенка.

2.3. Роль темперамента в деятельности и общении.

3. Способности как свойства личности.

3.1. Биологическое и социальное в понимании способностей, задатки личности.

3.2. Понятие одаренность.

3.3. Факторы, влияющие на развитие способностей.

4. Характер как свойство личности.

4.1. Определение понятия «характер».

4.2. Сферы проявления характера.

4.3. Черта характера и акцентуация.

4.4. Направленность личности.

5. Психологическая сущность самосознания.

5.1. Определение понятия «самосознание».

5.2. Формирование самосознания человека.

5.3. Понятие «самооценка» в психологии, эквивалентные понятия.

5.4. Структура самосознания по С.Л.Рубинштейну.

 

Ø Темы для рефератов:

1. Психологические концепции личности: психодинамическое направление.

2. Психологические концепции личности: бихевиоральное направление.

3. Психологические концепции личности: гештальт-психология.

4. Психологические концепции личности: гуманистическое направление.

 

Контрольные вопросы:

1. Укажите те особенности, которые относятся к темпераменту, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить?

2. Как известно, многие свойства темперамента принадлежат к тем индивидуально-психологическим особенностям человека, которые выявляются в раннем детстве. Можно ли на основании этого сделать какие-либо предположения о сохранности этих свойств в дальнейшем? Чем это объясняется?

3. В каких особенностях личности наиболее отчетливо проявляются динамические характеристики, такие, как быстрота и интенсивность реакций, легкость или трудность их возникновения?

4. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

5. Исследования показывают, что различные типы темпераментов содержат возможности для продуктивной психической деятельности. Можно ли социальную ценность людей определять, исходя из типов темперамента?

6. Какая зависимость существует между характером и темпераментом? В чем общность и различие между ними? Докажите, что свойства характера определяются не биологическими, а общественными закономерностями.

7. Можно ли изменить характер человека?

8. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?

9. Раскройте содержание понятия «социальный тип личности».

 

Самодиагностика:

Ø формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова https://www.gurutestov.ru/test/178/

Ø типа темперамента (Г.Айзенк) https://www.gurutestov.ru/test/177/

 

Практическая работа по определению коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям (методика Е.П.Ильина).

 

Литература: 8, 15, 18, 19, 22, 24, 31, 33, 36, 2д, 5д, 10д, 13д, 17д, 20д, 35д

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.