Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 3. Мышление как высший познавательный процесс






 

1. Сущность мышления как познавательного процесса.

1.1. Определение мышления, функции мышления.

1.2. Специфические признаки мышления.

1.3. Классификация видов мышления.

1.4. Теоретическое и практическое мышление.

2. Виды умственных операций.

2.1. Анализ, синтез, сравнение.

2.2. Абстракция.

2.3. Конкретизация.

2.4. Индукция и дедукция.

3. Мыслительный процесс.

3.1. Структура мыслительного процесса.

3.2. Структура мыслительного процесса в случае неудачи.

3.3. Понятие интеллекта.

3.4. Измерение интеллекта.

4. Представление как вторичный психический процесс.

4.1. Характеристики процесса представления.

4.2. Функции представления.

4.3. Виды представлений.

5. Речь как инструмент мышления.

5.1. Функции речи.

5.2. Виды речи.

5.3. Речь и язык.

 

Ø Тема для реферата:

Теория содержательности звуковой формы в языке А.П.Журавлева.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.

2. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.

3. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения. Дайте сравнительную характеристику способов поиска решений.

4. Назовите психологические условия, благоприятствующие возникновению гипотезы. Как следует использовать подсказку для развития мыслительной деятельности?

5. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами и свойствами личности. Можно ли говорить о наличии воображения у животных? Дайте психологические объяснения.

6. Объясните, в чем основное отличие воображения от представлений памяти. По каким признакам это можно установить?

7. Известный советский психолог А.Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить себе, как можно было наблюдать удивительные перемены, происходящие в его теле. В специальных опытах наблюдали, как он мог повысить температуру правой руки на 2" и понизить температуру левой руки на 1, 5*. Для этого ему было достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца (" видя" себя бегущим за трамваем) или замедлял его (" видя" себя спокойно лежащим в постели). Чем можно объяснить этот факт?

8. В определении речи всегда указывается на функцию общения. А как это согласуется с тем, что речь может быть и внутренней, для себя? Разберитесь в этом вопросе с учетом происхождения внутренней речи.

9. В чем коренное различие речи человека и звуковой сигнализации животных?

 

Самодиагностика:

· уровня интеллекта (IQ) https://www.gurutestov.ru/test/38/

· структуры интеллекта https://www.gurutestov.ru/test/179/

· умственной работоспособности https://www.gurutestov.ru/test/55/

· личной креативности https://www.gurutestov.ru/test/347/

 

ü Вопрос для обсуждения:

Творческое мышление – врожденная или приобретенная характеристика?

 

Литература: 6, 9, 10, 13, 15, 17, 18, 22, 28, 30, 32, 14д

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.