Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каннера синдром- СМ. Ранний детский аутизм.






КАТАТОНИЯ, кататонический синдром (от греч. katatonos — натянутый, напряженный) — психич. расстройство с преоблада­ющим нарушением двигательной деятельности. Сопутствует шизофрении и психозам. Проявляется в виде двух сменяющихся форм — обездвижен-ность и возбуждение. Устранение К. зависит от эффективности лечения основного заболевания.

КЛАЙНФЕЛЬТЕРА СИНДРОМ — заболевание, обусловленное нару­шением числа половых хромосом. Впервые описан Г. Клайнфельтером с соавторами в 1942 г. Встречается с частотой 1: 500 исключительно у лиц мужского пола. У больных имеется 47 хромосом за счет включения до-

полнительной Х-хромосомы. Внешне больных отличает диспропорци­ональное евнухоидное телосложение. Для К. с. характерны нарушения в половой сфере. В зависимости от степени хромосомных нарушений у больных проявляется умственная отсталость (преимущественно — де-бильность) в сочетании с характерными личностными особенностями; инфантильность, повышенная внушаемость, склонность к невротич. ре­акциям и т. п. При неосложненных формах олигофрении наблюдается положительная динамика интеллектуального развития.

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ -- возмещение недоразвитых, нару­шенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.

Процесс К. элементарных физиологич. функций не требует обучения и происходит за счет автоматической перестройки, в к-рой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в ЦНС. К. высших психич. функций возможна лишь в результате специ­ально организованного обучения. При аномалиях развития, связанных с врожденными или рано приобретенными дефектами анализаторов, ак­тивное обучение приобретает решающую роль. Так, в результате спец. пед. воздействия по развитию осязательного восприятия достигается зна­чительная К. утраченной зрительной функции у слепого ребенка. При­меняемые в совр. дефектологии методы К. нарушенных функций основа­ны на использовании почти неограниченной возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга.

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — выраженная эмоциональная реакция младенца на появление взрослого. Впервые под этим названием описан в конце 20-х гг. Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой. Проявляется в том, что при появлении взрослого ребенок тянется к нему, вскидывает ручки и перебирает ножками, улыбается, вокализирует. При нормальном раз­витии К. о. проявляется на втором месяце жизни. Отсутствие или пара­доксальное проявление К. о. может служить ранним симптомом различ­ных отклонений. Так, К. о. не проявляется при врожденных дефектах зрительного и слухового анализаторов, а также при РДА. Отсутствие дви­гательных компонентов К. о. может указывать на поражение двигатель­ной сферы, а вокализаций — на поражение речедвигательного аппарата.

КОНФЛИКТ (лат. conflictus — столкновение) — предельно обострен­ное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживани­ями. Принципиально подразделение К. на внутренние (внутриличност-ные) и внешние (межличностные и межгрупповые). Внутриличностные К. — столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т. п. Проявляется в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т. п. Довольно часто возникает у аномальных детей как следствие невоз­можности удовлетворения тех или иных потребностей в силу ограниче­ний, накладываемых дефектом. Если внутриличностный К. носит затяж­ной характер, то его проявления принимают форму отклонений в пове­дении, снижения результатов деятельности; возможно возникновение на его почве невроза. Чтобы вернуть ребенку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь осознать, какие его внутренние тенденции во­шли в противоречие; восстановить пошатнувшуюся самооценку или ут­вердить ее на новой основе; привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями.

К. между отдельными детьми чаще всего бывает вызван неспособно­стью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При педаго­гически целесообразном вмешательстве такой К. может способствовать успешному формированию личности и положительным изменениям в поведении ребенка.

КОРНЕЛИИ ДЕ ЛАНГЕ СИНДРОМ — редкое наследственное забо­левание, характеризующееся сочетанием своеобразного строения лица, умственной отсталости и избыточным оволосением (гипертрихозом). Впервые описан в 1933 г. Частота точно не установлена. Характерный признак К. де Л. с. — умственная отсталость (разной степени выражен­ности) — иногда осложняется нарушениями эмоционально-волевой сфе­ры и поведения. В нек-рых случаях отмечается склонность к однообраз­ным стереотипным движениям и аутоагрессии. Обучение детей с данным синдромом осуществляется с учетом специфики и выраженности интел­лектуальной недостаточности.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - система спец. пед. мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недо­статков развития аномальных детей. Термин употребляется с конца XIX в., первоначально — лишь применительно к умственно отсталым детям; в совр. отечественной дефектологии трактуется шире: К.-в. р. направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом, охватывает все категории аномальных детей и прово­дится совместно медиками и педагогами-дефектологами.

Коррекционная направленность характерна для всей учебно-воспита­тельной работы с аномальными детьми, к-рая организуется с учетом на­рушений и индивидуальных особенностей ребенка. Ряд задач имеет об­щий характер: это мероприятия по развитию движений, чувственного опыта и мышления; привлечение ребенка к посильным формам обще­ственно полезного труда и др.

Чем раньше начата К.-в. р., тем успешнее преодолевается дефект. В К.-в. р. с детьми дошк. возраста преобладает обучение, направленное на развитие компенсаторных возможностей (см. Компенсация функций). В спец. школах всех типов К.-в. р. осуществляется в ходе обучения всем общеобразовательным предметам;. в младших классах проводится также предварительное (пропедевтическое) обучение.

КОСНОЯЗЫЧИЕ — нарушение звукопроизношения, выражающееся в искажении или замене звуков речи. Может выступать одним из сим­птомов общего недоразвития речи, а также в качестве самостоятельного нарушения. Возникает вследствие аномалий речевого аппарата, наруше­ний его иннервации (органич. К.). В раннем возрасте незрелость речи ребенка проявляется в том числе и в так называемом физиологич. К., к-рое проходит по мере освоения ребенком фонетич. системы языка. Если этот процесс нарушен или затруднен, возможно закрепление неправиль-

ного произношения (функциональное К.). Наиболее часто искажению иди замене подвергаются шипящие и свистящие звуки, а также звуки

р и л.

КОСОГЛАЗИЕ — дефект зрительного анализатора, выражающийся в

отклонении зрительной оси одного глаза от совместной точки фиксации. При содружественном К, косящий глаз следует за движением другого глаза, но между их зрительными осями остается расхождение, величина к-рого постоянна. (У детей чаще встречается именно эта форма К.) Ча­сто на косящем глазу наблюдается снижение остроты зрения. Причины возникновения содружественного К. изучены недостаточно.

Паралитич. К. возникает при параличе глазодвигательной мышцы вследствие заболевания ЦНС.

Лечение комплексное, иногда необходимо хирургическое вмешатель­ство.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА, IQ (аббревиатура от англ. Intelligence quotient) — количественный показатель уровня умственного разви­тия. Представляет собой отношение умственного возраста (УВ) к пас­портному, хронологическому (ХВ) соответственно формуле IQ =УВ: Х*100% вычисляется на основании результатов выполнения психологич. те­стов (см. Тесты психологические). Для каждого ХВ существует норматив­ный показатель решения тестовых задач; нормальному умственному раз­витию соответствует 10=100% (отклонения в пределах 10% считаются не выходящими за рамки нормы). Значительное превышение этого показа­теля (на 20% и более) расценивается как свидетельство одаренности. Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50 — 75% — для дебилов, 25—50% — для имбецилов, ниже 25% — для идиотов.

По мнению отечественных и большинства заруб, ученых, IQ не явля­ется не изменяющимся с возрастом показателем врожденных умственных способностей, как это считалось ранее. Он представляет собой лишь по­казатель наличного уровня умственного развития и не дает достаточных оснований для прогноза. В то же время IQ служит приемлемой в дефек-тологич. практике оценкой состояния интеллектуальной сферы тестиру­емого на момент обследования. Точный диагноз и прогноз возможны только на основании более широкого комплексного обследования.

КРЕТИНИЗМ — заболевание, характеризующееся тяжелыми откло­нениями в физич. и психич. развитии в сочетании с нарушением функции щитовидной железы. Большинство исследователей в качестве причины К. рассматривают недостаток йода — экзогенный (природный — в во­де и пище) или эндогенный (характерный непосредственно для орга­низма).

Больных К. отличают характерные внешние особенности. Средний рост — 140—150 см, телосложение непропорциональное (короткие коне­чности, кривые ноги, широкие кисти с короткими пальцами). Лицо круглое, с низким лбом и глубоко посаженными глазами, зубы короткие и редкие, язык увеличен. Кожа утолщенная, грубая, с желтовато-серым оттенком; оволосение слабое. Половые органы недоразвиты. Частым и выраженным расстройством при К. является снижение слуха, приводящее в силу психич. недоразвития к глухонемоте.

Для К. характерна умственная отсталость (в большинстве случаев — идиотия) в сочетании с вялостью, заторможенностью; усвоение знаний и навыков больными крайне затруднено и, как правило, не выходит за рамки овладения простейшими навыками самообслуживания и элемен­тарными трудовыми операциями.

Лечение: применение препаратов, компенсирующих недостаточность щитовидной железы. В случаях резко выраженного К. больные нуждают­ся в спец. уходе в учреждениях социального обеспечения.

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ (от греч. crisis— поворотный пункт) -условное наименование переходных этапов от одного возрастного пери­ода к другому. В дет. психологии эмпирически отмечалась неравномер­ность дет. развития, наличие особых сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный резуль­тат столкновения развивающейся личности с социальной действительно­стью. Л. С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в к-рой рассматривал возрастное развитие как диалектич. процесс. Эволюцион­ные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпоха­ми революционного развития — К. в. Психич. развитие происходит в ре­зультате смены так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психич. новообразования, к-рые актуализируются в К. в. Выготский описал следующие К. в.: кризис но­ворожденное™ — отделяет эмбриональный период развития от младен­ческого возраста; кризис первого года отделяет младенчество от раннего детства; кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту; кризис се­ми лет — соединительное звено между дошк. и школьным возрастом; кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка: возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. Эти противоречия нередко принимают острую форму, порождая сильные эмоциональные пережива­ния, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возра­сте в рамках К. в. у детей наблюдается снижение успеваемости и рабо­тоспособности, ослабление интереса к учебным занятиям. На остроту протекания К. в. оказывают влияние и индивидуальные особе! гности ребенка.

Наиболее яркую негативную окраску обычно имеет кризис трех лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправ­ляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными фор­мами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.

Негативные проявления К. в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком пере­мен могут значительно смягчить протекание К. в.

Л

ЛЕВОРУКОСТЬ — предпочтительное использование левой руки для осуществления моторных актов. В нек-рых случаях Л. обусловлена по­вреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невоз­можность пользования ею (вынужденная Л.). Чаще Л. носит врожденный характер и обусловлена унаследованной спецификой функционирования ЦНС. Кроме явной Л., часто встречается скрытая Л. Человек с такой Л. приучен с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных дей­ствиях или в состоянии аффекта пользуется левой (см. Амбидекстрия).

В обыденном сознании Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, требующее обязательного устранения. Однако леворукие (левши) в полной мере способны к любым моторным актам, в том числе и отно­сящимся к тонкой моторике (письмо, рисование и т. п.). Левша нор­мально проходит все стадии физич. и психич. развития и становится аб­солютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изме­нить особенностей его ЦНС. Оно приводит лишь к тому, что ребенок с равным успехом начинает пользоваться обеими руками, т. е. Л. не устра­няется, а приобретает скрытую форму. Существует мнение, что переучи­вание левшей нецелесообразно и даже вредно. Известны факты, когда принуждение левшей, наказания за их «недостаток» приводили к психич. травмам и неврозам, а также к речевым нарушениям, в частности к за­иканию.

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физич. и психич. дефектов. Термин упо­требляется главным образом в немецкоязычной лит-ре, в совр. отече­ственных пед. науках практически не используется. Предмет Л. п. и сфе­ра ее применения являются объектом дискуссий. По мнению нек-рых авторов, Л. п. охватывает почти весь круг проблем, разрабатываемых в отечественной дефектологии. Другие считают, что Л. п. должна зани­маться вопросами обучения и воспитания лишь нек-рых групп аномаль­ных детей. Проблемы Л. п. в отечественной науке разрабатываются в русле дефектологии.

ЛИТТЛЯ БОЛЕЗНЬ, спастическая диплегия — одна из форм ДЦП. Выражается в параличе конечностей (преимущественно — ног), вызванном нарушением иннервации вследствие поражения опреде­ленных участков головного мозга при родовых травмах, асфиксии ново­рожденных и т. п. Нередко сочетается с речевыми нарушениями (преиму­щественно — дизартрией, реже — моторной алалией). Около 30% детей с Л. б. имеют нарушения в интеллектуальной сфере (главным образом лег­кая дебильность). В качестве вторичного нарушения нередко возникает ЗПР, к-рая при своевременно начатой и правильной коррекцией] ю-вос-питательной работе компенсируется к началу школьного возраста.

ЛОГОНЕВРОЗ (от греч. logos — слово, речь и neuron — нерв) — не­вротическое заболевание с преимущественным поражением речевой фун­кции. Проявляется в виде мутизма или заикания. Возникает в результате психич. травмы, содержание к-рой отражается в картине заболевания. С течением времени смягчается. Характеризуется общеневротич. проявле­ниями (снижение самооценки, рост тревожности, подавленное настро­ение, вегетативные расстройства), а также невротич. поражением речи, в частности в виде логофобии (страха речи). При этом мучительное пред­чувствие неполноценности своего высказывания блокирует механизм звукопроизнесения. Лечение проводится преимущественно методами психотерапии.

ЛОГОПАТИЯ (от греч. logos — слово, речь и pathos — страдание, бо­лезнь) — термин, к-рый в дефектологии служит для общего обозначения различных видов речевой недостаточности при нормальном слухе.

ЛОГОПЕДИЯ (от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение) — пед. наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Л. исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами спец. обучения и воспитания.

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранном слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль Л. оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в Л. преоблада­ло упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах ре-чедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматич. приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с про­блемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержа­ние Л. Практич. коррекционные мероприятия имели преимущественно мед. направленность.

С расширением и углублением научных представлений о природе ре­чевой деятельности коренным образом изменилось направление Л. — на первый план стало выдвигаться пед. содержание. Совр. Л., опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с др. науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как си­стемное многофункциональное образование, влияющее на психич. раз­витие.

Недостатки речи различны по своей природе и проявлениям, по сте­пени выраженности и влияния на психич. состояние и развитие. Одни из них (напр., косноязычие) касаются произносительной стороны, другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамма-тич. сторону речи (напр., алалия, афазия). Наряду с нарушениями языко­вых средств существуют также отклонения в формировании речевого по­ведения, приводящие к заиканию.

При логопедич. исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматич. развития, овладения звуко­вым составом слова, письменной речью. Исследуется состояние рецеп-торной деятельности, познавательных процессов. Нарушения речи пре­одолеваются пед. методами; спец. обучение и коррекционно-воспита-

тельные мероприятия по мере необходимости согласуются с мед. реко­мендациями.

Исследования речевой патологии способствуют расширению пред­ставлений в области общей психологии и педагогики речи.

Логопедич. помощь детям с нарушениями речи оказывается в спец. (коррекционных) образовательных учреждениях соответствующего про­филя и массовых школах, дошкольных учреждениях, дет. поликлиниках и стационарах.

ЛОГОТЕРАПИЯ (от греч. logos — слово, значение, смысл и therapeia — забота, уход, лечение) — 1) термин, предложенный В. В. Ко­валевым для обозначения широкого спектра лечебных воздействий по­средством слова. Т. е. в данном смысле использовано одно, достаточно узкое значение греч. понятия logos — «слово»; Л., таким образом, означа­ет «лечение словом», в противовес медикаментозному и хирургическому лечению. Фактически в такой трактовке Л. выступает синонимом психо­терапии. В совр. лит-ре предпочтение отдается именно термину «психо­терапия»; понятие «Л.» в указанном смысле широкого применения не имеет; 2) общепсихологич. учение и основанный на нем метод психоте­рапии, разработан В. Франклом. Ьодоз в данном случае трактуется как «смысл». Согласно Франклу, стержневым образованием личности являет­ся смысл жизни, т. е. индивидуальная совокупность обобщенных цен­ностных ориентации. Несформированность или утрата этого смысла, по Франклу, влечет за собой разнообразные нервные и психич. расстрой­ства. Психотерапия, таким образом, призвана гармонизировать ценност­но-смысловую сферу личности. Данная концепция получила известность в России в середине 80-х гг. Практическое же ее применение до насто­ящего времени довольно ограничено; 3) совокупность психотерапевти­ческих методов и приемов, направленных на преодоление речевых нару­шений. Отечественными логопедами и психиатрами установлено, что в ряде случаев нарушение речи, в частности заикание, обусловлено пси­хич. травмами, т. е. имеет невротическую природу. Поэтому специфичес­ких логопедич. упражнений оказывается недостаточно для полного устранения подобных нарушений; часто необходимы меры психотерапев-тич. воздействия. В отечественной лит-ре для характеристики этой сфе­ры (пограничной для логопедии и психотерапии) иногда употребляется понятие «Л.».

В силу того, что данный термин неоднозначен, для соблюдения науч. корректности при его употреблении в каждом конкретном случае жела­тельно прокомментировать, какой именно смысл в него вкладывается.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.