Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миопия — СМ. Близорукость.






МОНГОЛИЗМ — название, под к-рым английским врачом Л. Да­уном впервые была описана хромосомная болезнь, впоследствии назван­ная его именем (см. Дауна болезнь). Термин был предложен в связи с ха­рактерным внешним видом больных, несколько напоминающим монго­лоидный антропологический тип. В современной лит-ре данное название болезни практически не употребляется, а нек-рые авторы даже указыва­ют на его некорректность.

МОРАЛЬНАЯ ДЕФЕКТИВНОСТЬ - термин, к-рым в 10-20-х гг. XX в. в заруб, и отечественной психолого-педагогич. науке обозначалась широкая категория детей, включавшая как детей, страдающих нарушени­ями характера и эмоционально-волевой сферы, так и детей, склонных к агрессивному и противоправному поведению, педагогически запушен­ных, беспризорных и т. п. Т. е. под М. д. понималось явное отклонение от общепринятых норм поведения. Такая трактовка была неоправданно расширительной, поскольку объединяла на основании внешних поведен­ческих проявлений разнородные группы детей.

В работах П. П. Блонского, А. Б. Залкинда, Л. С. Выготского было Убедительно показано, что основные причины М. д. лежат преимуще­ственно во внешних (по отношению к ребенку) условиях, т. е. М. д. оп­ределяется главным образом недостатками воспитания, педагогической запущенностью, социальной депривацией и т. п. В резолюциях II съезда по социально-правовой охране несовершеннолетних (1924) была отмече­на недопустимость подразделения детей на нормальных и морально де­фективных.

В совр. дефектологич. лит-ре термин «М. д.» не употребляется. МУТИЗМ (от лат. тиШа — немой) — отказ от активной речи. Возни­кает преимущественно в школьном возрасте в результате психич. травмы. Представляет собой невротич. реакцию на психотраьмирующую ситу ацию. В зависимости от природы этой травмы М. может быть тотальным (полное и постоянное молчание) или, чаще, избирательным (проявля­ющимся лишь в определенных случаях); нередко возникает на фоне за­икания. Если М. сохраняется длительное время, это может привести к ЗПР.

Прогноз в большинстве случаев благоприятный: устранение психоте-рапевтич. методами патологических реакций на травму способствует пол­ному исчезновению М. В тех случаях, когда М. является симптомом РДА или шизофрении, его преодоление зависит от лечения основного заболе­вания.

Н

НЕВРАСТЕНИЯ — одна из форм невроза, характеризующаяся нару­шениями мотивационно-волевой сферы: робостью, пассивностью, неуве­ренностью в себе. Отрицательные переживания при Н. приводят к веге-тососудистой дистонии, нарушениям функций внутренних органов. Ле­чение, направленное на купирование сомотич. симптомов, как правило, малоэффективно; действенный эффект достигается снятием внутреннего конфликта психогенного характера.

НЕВРОЗЫ (от греч. neuron— нерв) — психогенные (вызванные вне­шним психотравмирующим воздействием) заболевания личности, в ос­нове к-рых лежит нерационально и непродуктивно разрешаемое проти­воречие между личностью и значимыми для нее явлениями действитель­ности, приводящее к болезненным переживаниям неудовлетворенности. Н. составляют до 45% от общего числа нервно-психич. отклонений в дет. возрасте; преобладают у мальчиков; чаще возникают в рамках критичес­ких возрастов (см. Кризисы возрастные). По данным отечественных ис­следователей, основным фактором, обусловливающим возникновение Н. у детей, является дисгармония семейных отношений, нарушения в систе­ме воспитания. Проявления Н. разнообразны: невротич. природу могут иметь заикание, энурез, фобии и др. Лечение проводится в основном ме­тодами психотерапии, направленной на смягчение и устранение послед­ствий психич. травмы.

НЕВРОПАТИЯ, врожденная детская нервность — бо­лезненное состояние, вызванное нарушением функций вегетативной не­рвной системы. Причины возникновения Н. разнообразны, однако пред­полагается, что Н. главным образом возникает вследствие нарушений развития ЦНС во внутриутробном периоде. По нек-рым наблюдениям, встречается почти вдвое чаще у мальчиков, чем у девочек. Диагностиру­ется уже на ранних этапах развития на основании следующих показате­лей: нарушение сна и вскармливания, недостаточная регуляция физиологич. отправлений, контрастность поведения и эмоциональная нестабиль­ность, повышенная двигательная активность, предрасположенность к ал­лергии, чрезмерная чувствительность, а также нарушения терморегуля­ции. Дети, страдающие Н., обычно предрасположены к неврозам и за-

креплению вредных привычек. При правильном воспитании Н. обычно проходит к началу школьного возраста.

НЕГАТИВИЗМ (от лат. negatio — отрицание) — лишенное объектив­ных оснований сопротивление предъявляемым требованиям. Термин «Н.» первоначально употреблялся лишь в психиатрии применительно к патологич. явлениям, возникающим при нек-рых психич. заболеваниях. В совр. педагогике и дет. психологии трактуется шире — как любое не­мотивированное сопротивление внешнему влиянию. У детей Н. возника­ет чаще всего как реакция на требования взрослых, не учитывающих их потребности. Закрепляясь, Н. становится одной из сторон патологичес­кого формирования характера.

НЕМОТА — собирательный термин, используемый для обозначения вызванного различными причинами отсутствия устной речи. В нек-рых случаях Н. бывает вызвана нарушениями речевого аппарата (в частности, параличом речедвигательных мышц). При нарушениях слуха Н. возника­ет вследствие неспособности ребенка овладеть устной речью (см. Глухо­немота). При нормальном слухе к Н. могут быть отнесены расстройства, определяемые как мутизм. В случаях глубокий интеллектуальной недо­статочности неспособность к овладению речью также приводит к Н.

НУНАН СИНДРОМ — заболевание, характеризующееся нарушени­ями физического развития, своеобразным строением лица, нарушениями интеллекта, речи, эмоционально-волевой сферы и поведения. Синдром впервые описан в 1963 г. Причины заболевания и частота точно не уста­новлены. Описаны примеры разной степени выраженности различных симптомов. Обучение детей с Н. с. затруднено главным образом в силу интеллектуальных и речевых расстройств, а также в связи с нарушени­ями внимания, памяти, низкой умственной работоспособностью. Откло­нения в эмоционально-волевой сфере напоминают симптоматику РДА. Дети с Н. с. обучаются в разных типах спец. образовательных учрежде­ний: во вспомогательных школах, в школах для детей с ЗПР, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Иногда возникает необходи­мость в индивидуальной форме обучения.

О

ОГЛОХШИЕ ДЕТИ — дети, утратившие слух, но сохранившие речь, сформировавшуюся на основе нормального слухового восприятия. Со­хранность речи зависит от.возраста ребенка в момент наступления глухо­ты и соответственно от уровня сформированности речевых навыков. Чем младше потерявший слух ребенок, тем скорее и сильнее нарушается его Речь (вплоть до полного распада). Предотвратить речевые нарушения по­могает коррекционная работа с О. д., направленная на формирование зрительного восприятия устной речи (см. Чтение с лица), а позднее — на использование остаточного слуха с применением сурдотехнических средств. Важное условие нормального речевого и личностного развития О. д. — пребывание в говорящей среде. Необходимы также спец. занятия по коррекции произношения.

ОЛИГОФРЕНИЧЕСКИЙ ПЛЮС, псевдоолигофрения — отставание в умственном развитии, характерное для детей, страдающих шизофренией, В стадии обострения болезни у ребенка нарушается проте­кание познавательных процессов, он плохо усваивает и перерабатывает информацию, что сказывается на овладении им необходимыми умени­ями и навыками. В результате лечения проявления шизофрении, как правило, значительно смягчаются, тогда как отставание в умственном развитии выходит на первый план. Такие дети производят впечатление олигофренов, хотя и не страдают слабоумием. Данное явление изучалось дет. психиатром Т. П. Симеон и названо ею «О. п.».

ОЛИГОФРЕНИЯ — недоразвитие сложных форм психической де­ятельности, обусловленное патологической наследственностью, органи­ческим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ран­них этапах постнатального развития (возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда 'психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает отличную от О. струк­туру дефекта). При О. органическая недостаточность мозга носит непро­грессирующий характер. Поэтому дети-олигофрены способны к разви­тию, к-рое подчинено общим закономерностям психич. развития ребен­ка, но имеет специфич. особенности, обусловленные типом нарушения ЦНС. При тяжелых формах О. отмечается ряд анатомич. изменений моз­га: малое количество нервных клеток, недостаточное развитие извилин, утолщение оболочек мозга и т. д. Часто наблюдается остаточная гидроце­фалия, приводящая к патологическому развитию нервных клеток. При О. нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность не­рвных процессов: временные связи становятся инертными и их передел­ка, а также выработка новых затрудняются. Нарушения познавательной деятельности проявляются в узости и недифференцированности воспри­ятия окружающих предметов и пространственных отношений, в трудно­сти логического запоминания и воспроизведения воспринятого и заучен­ного. Недоразвито наглядно-образное и словесно-логич. мышление, за­труднены сложные формы анализа и синтеза.

По степени недостаточности интеллекта различают три группы О. Наиболее тяжелая — идиотия. Дети-идиоты нуждаются в постоянном на­блюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социаль­ной защиты. Менее тяжелая степень О. — имбецильность. Детям-имбеци-лам при правильном воспитании удается привить элементарные навыки труда и самообслуживания. Однако способность самостоятельно ориен­тироваться в жизни у них ограничена, они нуждаются в постоянной опе­ке. Наиболее легкая форма О. — дебильностъ. Дети-дебилы составляют основную массу учащихся вспомогательных школ. В процессе обучения и воспитания они достигают достаточного уровня развития, чтобы приспо­собиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть не­сложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь. Сре­ди детей-олигофренов встречаются и такие, у к-рых общее недоразвитие

сочетается с тяжелыми нарушениями слухоречевой системы или с двига­тельными расстройствами. В этих случаях наряду с общими задачами обучения и воспитания выступает спец. задача компенсации дополни­тельного дефекта.

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА — отрасль дефектологии, разрабаты­вающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей.

Первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в начале XIX в. Ж. Итаром. В середине XIX в. французский врач и педагог Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медико-педагогич. системы собственную практику воспитания слабоумных детей. Со второй половины XIX в. в связи с развитием все­общего начального обучения усилилось внимание к проблеме воспита­ния таких детей и для них начали создаваться спец. классы и школы во многих странах. Становление О. в России связано с именами Е. К. Гра­чевой, М. П. Постовской, В. П. Кащенко, к-рым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый вспомогательный класс был организован в Москве в 1908 г.). Значитель­ную роль в отечественной О. сыграли виднейшие деятели русской меди­цины В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, Г. И. Россолимо и др., стремивши­еся сблизить педагогику с мед. наукой и тем самым усилить естественно­научную основу обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Важнейший вклад в создание научных основ отечественной О. внес Л. С. Выготский. Его концепция о возможности и необходимости ослаб­ления интеллектуального дефекта в результате развития в первую очередь высших психич. функций явилась основополагающей в О.

О. как наука разрабатывает психолого-пед. проблемы диагностики умственной отсталости, методы и принципы организации учебно-воспи­тательного процесса, пед. классификацию и типологию исследований — комплексное изучение умственно отсталых детей, проводимое в сопоста­вительном плане с нормой и разными видами патологии. Наиболее важ­ная и специфическая задача О. — определение оптимальных пед. средств коррекции недостатков познавательной деятельности и личности ребенка в целях его социальной и трудовой адаптации. На основе общих дидактич. принципов построены спец. дидактич. принципы О., согласно к-рым про­цесс обучения и воспитания носит коррекционно-развивающий характер и направлен на максимальное преодоление (ослабление) недостатков позна­вательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер умственно отстало­го ребенка с ориентацией на его положительные возможности.

ОСЛЕПШИЕ ДЕТИ — дети, к-рые в результате заболевания или травмы утратили зрение полностью или сохранили лишь остаточное зре­ние с остротой до 0, 4. Если потеря зрения произошла по достижении ре­бенком 3—4-летнего возраста, то он может долго (иногда на протяжении всей жизни) сохранять зрительные образы окружающего мира. О. д. в связи с этим имеют преимущество перед слепыми от рождения, посколь­ку с помощью зрительной памяти способны актуализировать образы предметов, в частности по словесному описанию. Однако, как и для еле пых детей, основными средствами познания О. д. становятся слух и ося­зание, причем этим детям приходится заново осваивать ранее незнако­мые им способы овладения знаниями. Своевременно начатая коррекци-онно-пед. работа с О. д. способствует предупреждению возможных от­клонений в развитии.

П

ПАРКИНСОНИЗМ, болезнь Паркинсона — хроническое прогрессирующее заболевание ЦНС, характеризующееся расстройствами в двигательной сфере. Впервые описан в 1817 г. Дж. Паркинсоном под названием «дрожательный паралич». Возникает в результате травм и опу­холей мозга, отравлений, перенесенного энцефалита; при этом поража­ются подкорковые структуры головного мозга. Типичные симптомы: дрожание рук и ног, повышенный мышечный тонус, слюнотечение, ами-мия, замедленность движений и речи. Характерна походка больных: они передвигаются мелкими шажками. Медикаментозное лечение не всегда эффективно. В ряде случаев П. успешно купируется хирургич. разруше­нием ограниченной зоны в подкорковых структурах мозга.

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА - негативное изменение характера ребенка под влиянием хронической психотравмирующей ситуации, дефектов воспитания. Нередко встречается у аномаль­ных детей как следствие переживания ребенком своего дефекта. Необхо­димо отличать П. ф. х. от психопатии.

При устранении или смягчении психотравмирующей ситуации, со­здании благоприятных условий развития личности явления П. ф. х. прак­тически полностью компенсируются.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.