Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов






МАРНП можно рассматривать как вид экологического мониторинга, но в перечне видов экологического мониторинга нет такого вида мони­торинга - мониторинга аварийных разливов нефти. В то же время все виды экологического мониторинга в той или иной степени имеют целью выявление негативных изменений состояния и качества окружающей среды (в т.ч. и изменений вызванных аварийными разливами нефти) [64, 91].

В 1993 году было принято решение о создании Единой государствен­ной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации.

Ее главная задача - обеспечение органов государственного управле­ния и природопользователей информацией об экологической обстановке в различных регионах страны, информационная поддержка процедур при­нятия решений в области природоохранной деятельности и экологичес­кой безопасности.

В соответствии с нормативными правовыми документами общее ру­ководство созданием и функционированием ЕГСЭМ и координация дея­тельности государственных органов исполнительной власти в области мониторинга окружающей природной среды возложены на Министер­ство природных ресурсов Российской Федерации.

ЕГСЭМ функционирует на четырех основных уровнях: федеральном, региональном (бассейновом), субъектов Российской Федерации (терри­ториальный уровень), локальном.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23.03.2000 года № 86-рп, в 2001 году было разработано и согласовано с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Минздравом, Минатомом, Минприроды, Минобороны, Минэнерго, Рос­гидрометом, Госгортехнадзором и Госстроем России) Положение о Сис­теме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера. Эта Система позволяет повысить оперативность и качество мониторинговой и про­гностической информации, необходимой для решения задач в области снижения рисков и последствий природных и техногенных катастроф.

Основными задачами Системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) являются:

- оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциаль­
ных источниках чрезвычайных ситуаций природного и техноген­
ного характера;

- прогнозирование возможного возникновения чрезвычайных ситуа­
ций природного и техногенного характера и их последствий на ос­
нове оперативной фактической и практической информации, по-


Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

ступающей от ведомственных и других служб наблюдения за со­стоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опас­ных объектах и прилегающих к ним территориях;

- лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и ин­
дикации радиоактивного, химического, биологического (бактерио­
логического) заражения (загрязнения) объектов окружающей сре­
ды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья
(в соответствии с «Положением о СНЛК»);

- разработка и оценка эффективности реализации мер по предотвра­
щению или устранению чрезвычайных ситуаций;

- разработка сценариев развития чрезвычайных ситуаций;

- информационное обеспечение управления и контроля в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- создание специализированных геоинформационных систем, банка
данных по источникам чрезвычайных ситуаций и других информа­
ционных продуктов.

Функционирование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций осуществляется на федераль­ном, региональном и территориальном уровнях.

Под государственным мониторингом окружающей среды (государствен­ным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изме­нений состояния окружающей среды под воздействием природных и ан­тропогенных факторов (далее именуется - экологический мониторинг).

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферно­го воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шель­фа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономи­ческой зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и терри­ториального моря Российской Федерации.

Согласно п. 2 Положения об организации и осуществлении государ­ственного мониторинга окружающей среды, утвержденного Постановле­нием Правительства Российской Федерации от 31.03.2003 года № 177, на федеральном уровне мониторингом занимаются специально уполно­моченные органы исполнительной власти - Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба России по гидро­метеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство сельского хозяйства Россий­ской Федерации, Комитет по рыболовству и иные органы исполнитель­ной власти.

Наряду с этими органами в рамках своей компетенции мониторингом занимаются и другие министерства и ведомства, их предмет ведения раз­личается в зависимости от того, какой объект подвергается мониторингу.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.