Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская нефтехимия.






Российская нефтехимия сегодня представляет собой значительное число предприятий малой единичной мощности, зачастую использующих физически и морально устаревшее оборудование, испытывающих острую нехватку инвестиционных средств и поддерживающих работоспособность оборудования путем постоянных ремонтов и модернизаций за счет собственного оборотного капитала.

Для того чтобы повысить эффективность деятельности российских химических и нефтехимических компаний, простой концентрации (объединения действующих предприятий) будет недостаточно. Невысокая производительность и устаревшие технологии российских нефтехимических производств обуславливают более высокую себестоимость производства продукции в сравнении с большинством действующих и строящихся во всем мире современных высокотехнологичных комплексов. В России на каждого работающего в нефтехимии приходится ~ $30-40 тыс. вы- ручки предприятия, в то время как у мировых лидеров отрасли этот показатель составляет $300-500 тыс. Ценовая конкуренция в таких условиях с крупнейшими западными производителями находится за гранью возможности российских предприятий уже в настоящее время. А беспошлинный ввоз нефтехимической продукции на внутренний рынок после вступления в ВТО при существующем положении дел приведет к катастрофическим последствиям для российских химических и нефтехимических предприятий.

Облик современного предприятия, способного конкурировать с ведущими за- падными компаниями, – это, прежде всего, современные технологии, обеспечивающие должный уровень качества, и высокая произ- водительность, способствующая снижению издержек за счет эффекта масштаба и, конечно, высококвалифицированная рабочая сила. Вступление в ВТО реально и неизбеж- но. В связи с этим все большее значение для российских компаний начинает приобретать фактор времени. Переход к современной модели производства необходимо проводить в максимально сжатые сроки при обеспече- нии высокой эффективности инвестиций.

Те преимущества, которые есть у российских компаний сегодня, – стоимость энергоресурсов и рабочей силы, дающие дополнительный маржинальный доход, к моменту вступления России в ВТО будут сведены к нулю, и задача повышения эффективности инвестиций в отрасль встанет с особой остротой. При этом значительно улучшить экономические показатели проектов создания современных химических и нефтехимических комплексов позволяет использование уже имеющейся инфраструктуры: на сегодняшний день стои- мость объектов инфраструктуры в структуре капитальных затрат составляет 30-40%.

Строительство в «чистом поле» при существующей нормативной базе и тарифной политике приведет к значительному сниже- нию эффективности инвестиций за счет чрез- мерных затрат на организацию необходимой инфраструктуры. Несоответствие принятых в РФ норм и правил мировым стандартам при- водит к тому, что идентичные производства, спроектированные по российским нормам, размещаются на значительно бό льших пло- щадях и требуют дополнительных комму- никаций.

Существующие СНиПы и нормы безопасности предусматривают организацию огромных «санитарно-защитных» и «опас- ных» зон вокруг химических комплексов и в пределах промплощадок. Это, несомненно, отражается на экономических показателях таких проектов, зачастую увеличивая сроки их окупаемости до бесконечности, и сильно сни- жает конкурентоспособность производимой продукции в сравнении с зарубежными анало- гами. Т.о. в настоящий момент строительство нефтехимических комплексов имеет смысл начинать только в местах с уже имеющейся высокоразвитой инфраструктурой, резервы загрузки которой позволяют реализовать про- ект с минимальными издержками. При этом выбор места размещения должен быть очень тщательным, т.к. промышленных площадок, имеющих достаточные инфраструктурные резервы, на которых возможна реализация проектов по западной модели, в России не так много.

Еще одна проблема, требующая неот- лагательных мер – это сырьевое обеспечение российских нефтехимических предприятий углеводородным сырьем (УВС). В первую очередь это логистика – существующие ин- фраструктурные особенности российского нефтехимического комплекса, заключающие- ся в отсутствии альтернативных вариантов по- ставок УВС, приводят к постоянной нехватке углеводородного сырья и периодическим перебоям в поставках УВС для российских предприятий. Удаленность большинства существующих комплексов от источников УВС и необходимость его транспортировки на значительные расстояния резко увеличивают издержки производства в сравнении с про- изводствами, расположенными в непосред- ственной близости от источника сырья. Нельзя не упомянуть и про неэффек- тивность использования добываемого газово- го и нефтяного сырья: по различным оценкам в России ежегодно сжигается 25–30 млрд м3 попутного нефтяного газа (ПНГ) –. Решение этой проблемы требует непосред- ственного участия государства. Президентом России поставлена задача – увеличение сте- пени переработки сырья, в т.ч. нефтяного, но это лишь общее направление, первый шаг в разрушении статуса России как источника сырья для мировой промышленности. Далее дело за конкретными компаниями. А ведь нефтехимия – это та отрасль, на которую приходится значительная часть переработки газового и нефтяного сырья. Кроме того, переработка 1 т УВС дает коэффициент 7 по добавочной стоимости к ВВП.

В этом вопросе роль государства видит- ся в стимулировании развития нефтехимиче- ских производств через дифференцированную тарифную и налоговую политику: снижение тарифов на перевозку УВС, предназначенного для дальнейшей переработки на нефтехимиче. Крупнейшими производителями прямогонного бензина являются компании «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР» и «Газпром»

. На промышленной площадке ОАО «КАУСТИК» функционируют две установки по производству едкого натра и хлора – с ртутным катодом и фильтрующей диафрагмой Источник: www.rsppvo.ru ских предприятиях (по примеру специальных тарифов на перевозку угля); снижение или даже отмена акцизов на УВС, предназначен- ное для нефтехимических предприятий. По расчетам экономистов среднегодо- вые налоговые поступления в бюджеты разных уровней от реализации проекта по переработке 2 млн т прямогонного бензина (нефти) – могут превысить сумму поступлений от акцизов более чем в 2 (два!) раза.

Проблема обеспечения гарантиро- ванных поставок УВС – одна из основных задач, стоящих перед российскими нефте- химическими предприятиями, не входящими в крупные вертикально-интегрированные холдинги. Для реализации этой задачи должен поменяться менталитет всех пред- ставителей российского бизнеса. Усилия компаний должны быть нацелены как на эффективность одного отдельно взятого проекта (инвестиций), так и на националь- ные макроэкономические интересы – по- вышение конкурентоспособности России путем создания крупных перерабатывающих комплексов в конкретных отраслях промыш- ленности и, таким образом, всей российской экономики. На сегодняшний день необходим именно такой системный подход к оценке эффективности инвестиций.

Резюмируя вышеописанные требования к современному нефтехимическому комплексу можно утверждать, что наиболее перспек- тивными и инвестиционно привлекательными будут проекты строительства нефтехимиче- ских комплексов большой единичной мощности на базе существующих промплощадок с высоко- развитой инфраструктурой, гарантированно обеспеченные углеводородным сырьем.

ТехРешение Детальный анализ существующих сегодня планов российских предприятий по расширению нефтехимических мощностей показывает, что промышленных площадок, на которых возможна реализация инвестиционно привлекательных проектов, крайне мало. Одной из таких площадок является территория южного промышленного узла г. Волгограда с расположенными в непосредственной близости нефтеперерабатывающим заводом ОАО «Лукойл» и химическим предприятием – ОАО «Каустик» (Группа «НИКОХИМ») – рис. 3.

Предлагаемый компанией НИКОХИМ проект современного нефтехимического производства базовых полимеров большой единичной мощности с полным технологическим циклом производства продукции предусматривает переработку 2 млн т прямогонного бензина в год и ежегодный выпуск 500 тыс. т поливинилхлорида, 450 тыс. т дефицитных и наиболее перспективных марок полиэтилена, 400 тыс. т полипропилена и ряда других ценных нефтехимических продуктов, пользующихся устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынке, на общую сумму > $2, 3 млрд./ год. Среднегодовые налоговые поступления от реализации этого проекта в бюджеты всех уровней составят > 11, 3 млрд руб. Даже с учетом принятой в расчетах 10%-й кредитной ставки на заемные средства в размере i1, 8 млрд, внутренняя норма доходности (IRR) составляет порядка 27%, что позволяет говорить об очень высоких экономических показателях проекта.

Расположение комплекса в центре Волго-Донского транспортного узла на пересечении речных, морских, автомобильных, ж/д трасс международного значения и близость к большинству промышленных центров России позволит значительно снизить издержки на транспортировку готовой продукции. Это, а также наличие развитой производственной инфраструктуры южного промышленного узла г. Волгограда, квалифицированного персонала в сочетании с высокой степенью технической проработки проекта подчеркивает уникальность будущего комплекса. По оценке одной из крупнейших мировых инжиниринговых компаний Linde проект строительства нефтехимического комплекса на базе волгоградской промплощадки Группы «НИКОХИМ» является сегодня одним из наиболее эффективных. Уже есть понимание необходимости и возможности финансирования этого проекта у ОАО «Банк ВТБ», который готов выступить финансовым партнером и консультантом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.