Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое воздействие на допросе.






 

Можно встретить утверждение о том, что оно не допустимо. Но по сути следователь практически безоружен без возможности какого-либо воздействия.

Психологическое воздействие на допросе преследует цели получения полных и достоверных показаний свидетеля и потерпевших. С учётом этого психологическое воздействие имеет 2 формы:

1. Воздействие с целью оказания допрашиваемому помощи в припоминании забытого. То есть, обеспечение точности показаний.

2. Воздействие с целью нейтрализации мотивов, побуждающих ко лжи. То есть, обеспечение достоверности показаний. Оказание помощи в припоминании забытой информации осуществляется: путём ассоциации, методом демонстрации вещей, документов и лиц, при котором восприятие объектов вызывает воспоминания о том, где, когда эти объекты воспринимались и какие обстоятельства сопутствовали восприятию. При допросе недопустимо внушение. Внушение – это психическое воздействие, не осознаваемое допрашиваемым, исключающее добровольность выбора позиции по делу. Опасность внушения в том, что воспоминания корректируются незаметно для человека.

Формы внушения:

1. наводящие вопросы. Наводящим следует считать вопрос, который содержанием, конструкцией, эмоциональной окраской или манерой обращения подсказывает или наводит свидетеля на определённые желательные для следователя ответы. Наводящий хар-р вопроса обуславливается его местом в допросе. С учётом установленности обстоятельств один и тот же вопрос может носить как наводящий, так и ненаводящий хар-р (детализирующий, уточняющий и пр.). ненаводящий вопрос - это вопрос, сформулированный таким образом, что свидетель не получает из него никакой информации. Наводящий вопрос в объективной (был ли на месте преступления Иванов, чья фамилия никогда не звучала ранее)и субъективной форме.

2. Негативная и позитивная формы.

3. Вопросы с открытой или скрытой подсказкой. Открытая подсказка – информация выдаётся в проблемной части вопроса. Со скрытой подсказкой – то, в котором внушаемая информация констатируется как установленная. Виды подсказок: уточняются свойства якобы установленной информации (какого цвета были перчатки Иванова), внушаемые обстоятельства маскируются как второстепенные (что делал на месте преступления Иванов?). Это может быть так же прямое утверждение следователя о наличии определённой информации с требованием её подтвердить. Поправки, уточнения, которые делает следователь по ходу допроса (могут позволить свидетелю угадать желаемый следователем ответ).

4. Жесты, мимика, интонация, в которых может проявиться отношение в виде одобрения или неодобрения к показаниям

 

Психологическая характеристика:

1. Активный

2. Уверенный в себе

3. Радостный

4. Отношение к вещам – потребление

5. Трудолюбивый

6. Целеустремлённый

 

Искажение показаний свидетеля возможно в силу 2 факторов: ложь (умышленное искажение информации) или добросовестное заблуждение.

Мотивация лжи.

Факторы, влияющие на лжесвидетельствование:

1. Обязательства, вытекающие из предшествующих отношений между людьми

2. Причастность свидетеля к преступлению

3. Воздействие заинтересованных лиц.

Формы воздействия посторонних лиц – уговоры, угрозы, подкуп, насилие.

4. Отношение к органам правосудия – нежелание им содействовать. Такое нежелание обусловлено неверием в то, что виновные понесут ответственность, низким престижем правоохранительных органов.

5. Желание избежать потери времени, волнения, стресса, вызванного допросом и пр. и мести со стороны участников процесса.

6. Нежелание быть фигурантом уголовного делав любом качестве

7. Некорректное обращение со стороны следователя

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.