Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические явления как предмет юр психологии.






Психологические явления делятся на:

1. Процессы – это все изменения на уровне психики. Всякое воздействие способно что-либо изменить в человеке и его поведении, вызвав необходимые психологические процессы. Познавательные, сознательные и волевые.

Познавательно-психические процессы характеризуют интеллектуальную деятельность и интеллектуальные возможности человека.

2. Состояния – это целостные особенности совокупности психических процессов, протекающие в данный момент или за определённый отрезок времени. Это временные состояния психики в целом.

3. Свойства – это закрепившиеся в психики человека, то есть, имеющие тенденцию к повторению психических явления

Процессы Состояния Свойства
ощущение Активность и Пассивность Темперамент
Восприятие Бодрствование и сон Характер
Память Радость и печаль  
Мышление Агрессия и подавленность  
Воображение + и др. Возбуждение и торможение  
Внимание    
речь    

 

Внимание – не все называют самостоятельным познавательным процессом, оно сопровождает другие процессы. Это способность субъекта концентрировать внимание. Непроизвольное внимание определяется качествами самого объекта (яркие цвета, контрастный размер, контрастный цвет, например). Качества субъекта так же могут иметь свою роль. Произвольное внимание противоположно непроизвольному. Субъект сознательно или преднамеренно концентрируется на определённом объекте. Любое произвольное внимание требует усилия воли. Послепроизвольное внимание – по инерции, то внимание, которое следует за произвольным при условии возникновения состояния увлечённости.

Показатели внимания - это объём внимания. Объём внимания – это кол-во объектов, на которых субъект концентрируется одновременно или за определённое небольшое кол-во времени.

Переключаемость внимания. То есть смена объектов внимания.

Концентрация внимания – интенсивность направленности сознания на наиболее значимые объекты.

Распределение внимания – умение сосредоточиться. Сосредоточение на нескольких объектах без потери кач-ва.

Устойчивость внимания – продолжительность сосредоточения на определённом объекте.

Патологии внимания: инертность внимания (подвижность и устойчивость внимания) излишняя подвижность, неустойчивость внимания (рассеянность)

Ощущения – это психический процесс отражения элементарных (физич и химич) свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств (сенсорная чувствительность). Ощущения - это признак раздражения, по которому можно построить его картину. В зависимости от рецептора выделяют следующие виды ощущений: обоняние, осязание, слуховое, тактильное.

Ощущения бывают дистантные и контактные, в зависимости от того, происходит ли воздействие непосредственно на анализатор.

Восприятие – чаще всего наши ощущения не ограничиваются реакцией на раздражитель. Приведение раздражения к определённому виду. Восприятие это непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.

Свойства восприятия: предметность -восприятие объекта в отношении к фону.

Константность – это компенсация различных условий представленности предмета.

Осмысленность восприятия – это мысленный акт называния.

Обобщённость восприятия – отнесение объекта к определённому классу.

Целостность – восприятие целого независимо от элементов. Йцукен

Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта. Это свойство нервной системы длительно хранить информацию о событиях внешнего мира. И реакциях организма, а так же многократно вводить её (информацию) в сферу сознания и поведения. Память делится по анализаторам (зрительная, слуховая и т.д.). по содержанию – эмоциональная память (память на переживания, эмоции), символическая память (цифры, буквы) и образная. По времени сохранения информации – память мгновенная (несколько секунд), кратковременная (7 часов), оперативная (от слова операция – информация сохраняется до тех пор, пока она нужна для выполнения определённой поставленной задачи), долговременная (составляет картину мира, эта информация всегда с нами).

Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Нарушение памяти: амнезия (ретроградная – забывается всё что было до определённого момента и антироградная – всё что было после определённого).

Мышление - это психический процесс аналитико-синтетической обобщающей деятельности.

Понятие, суждение, умозаключение.

Мышление бывает:

1. Дискурсивное или логически доказуемое. Ему противопоставляет психология интуитивное мышление. Психология признаёт интуитивное мышление там, где есть опыт и знания, где процессы могут происходить на уровне подсознания.

2. Теоретическое

3. Империческое

Характеристики мышления:

1. Скорость

2. Глубина – степень проникновения в исследуемый объект

3. Ширина – охват предмета со всех сторон

4. Оригинальность

5. Ясность

6. Научная строгость – следование правилам, законам

Воображение – это образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации или изменения образов памяти. Единицей воображения является представление.

Функции воображения:

1. Представление средств, процесса и результатов деятельности.

2. Программирование поведения в определённой ситуации.

3. Компенсация или замещение психологически неуспешных действий или психологически травмирующих событий.

4. Воссоздание образа по описанию.

Воображение:

1. Реконструктивное (воссоздающее) – есть информация, которую вы представляете. Наиболее распространённое и привычное

2. Творческое – создаётся нечто новое, совершенно нестандартное и непохожее (Чебурашка)

Речь – это сложившееся в процессе материальной преобразовательной деятельности людей форма общения, опосредованная языком и средства мышления. Виды речи: внешняя речь (письменная, устная), внутренняя (внутренний голос).

Речь бывает диалогическая и монологическая.

Содержательность речи – объём выраженных мыслей.

Понятность речи – зависит от эмоциональной насыщенности

Понятность речи - качество речи, состоящее в том, что ее восприятие не вызывает затруднений у адресата. Культура речи предполагает, что говорящий стремится сделать свое сообщение таким, чтобы его содержание было легко и быстро воспринято адресатом. Понятность речи обеспечивается ее правильностью и точностью, соблюдением норм литературного языка, стилистической стройностью высказываний, употреблением знакомой для собеседника лексики.

Действенность речи – способность речи влиять на мысли, чувства, поведение других людей.

Эмоциональные процессы – это те изменения психики, в которых выражаются переживания человека своего отношения к окружающему миру. Чувства, эмоции, реакции.

Волевые процессы – это таки изменения психики, которые обеспечивают мобилизацию сил и возможностей человека при встрече с препятствиями. Эти процессы выражаются в волевом усилии, в настойчивости, упорстве, в самообладании.

Этапы:

1. Борьба мотивов

2. Принятие решения

3. Исполнение решения

4. Процесс контроля – если он не в пользу того решения, которое было принято, то происходит разочарование

5. Коррекция

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.