Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 22. Основные характеристики неклассической науки






 

Вопросы для обсуждения

 

1. Революция в естествознании на рубеже XIX - XX вв.

2. Философско-методологические проблемы релятивистской и квантовой физики первой половины ХХ века.

3. Генетическая революция в биологии и становление синтетической теории эволюции.

4. Роль кибернетики и общей теории систем в формировании стиля мышления неклассической науки.

 

Основная литература

Баранцев Р.Г. Методология современного естествознания. М., 2002.

Берков В.Ф. Философия и методология науки. Мн., 2004.

Лешкевич Философия науки., 2005.

Философия науки/ Под ред. С.А. Лебедева. М., 2004.

 

Дополнительная литература

Вайнберг С. Мечты об окончательной теории: физика в поисках самых фундаментальных законов природы. М., 2004.

Визгин В.П. Химическая революция как смена типов рациональности// Исторические типы рациональности. Т. 2. М., 1996.

Жуков Н.И. Философские основы теории систем, кибернетики и информатики. Мн., 1997.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм// Полн. собр. Соч. Т. 18.

Мамчур Е.А., Печенкин А.Л. Научные революции в химии// Философские науки. 1980, №5.

Научные революции в динамике культуры. Мн., 1987.

Рузавин Г.И. Об особенностях научных революций в математике// Методологический анализ закономерностей развития математики. М., 1989.

Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. М., 1999.

Философские проблемы классической и неклассической физики: современные интерпретации. М., 1998.

Фролов И.Т. Избранные труды. В 3 т. Т. 1. Жизнь и познание. М., 2002.

Энгельгард В.А. Познание явлений жизни. М., 1984.

 

Занятие 23. Тенденции становления и развития постнеклассической науки

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Специфика объектов исследования постнеклассического естествознания.

2. Отличительные особенности метатеоретических оснований постнеклассической науки.

3. Постнеклассическая научная рациональность и гуманистические ценности современного общества.

 

Основная литература

 

Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. Ростов-н/Д., 2004.

Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2003.

Порус В.Н. Рациональность// Новая философская энциклопедия. Т.3. Мн., 2001.

Швырев В.С. О гуманитаризации современной научной рациональности //Человек. Наука. Цивилизация. М., 2004.

Дополнительная литература

 

Васильев В.Г. Накануне рождения естествознания ХХI века. М., 2002.

Исторические типы рациональности. Т. 1, 2 – М., 1996.

Касавин И.Т., Лекторский В.А., Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры// Вестник РАН. 2005, № 11.

Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. М., 1989.

Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997.

Пружинин Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания. М., 1986.

Рациональность науки и практики: закономерности сближения. Свердловск, 1989.

Степин В.С. Становление идеалов и норм постнеклассической научной рациональности. // Проблемы методологии постнеклассической науки.. М., 1992.

Ценности познания и гуманизация науки. М., 1992.

Вопросы для самоконтроля по теме 15

 

1. Специфика естественнонаучного познания.

2. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся

естествознании.

3. Классическое естествознание: становление первых научных программ.

4. Становление и развитие дисциплинарно-организованного

естествознания.

5. Особенности неклассической научной рациональности..

6. Деятельностный подход как методологическая основа неклассического

естествознания.

7. Постнеклассическое естествознание и поиски нового типа научной

рациональности.

8. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии в

современном научном исследовании.

9. Феномен экологизации науки.

10. Эволюция естественнонаучного познания: от ценностно-нейтрального к этически и аксиологически нагруженному знанию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.