Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органшмическая теория






Детальный анализ нарушений абстрактного отношения, вызванных поражени­ем передних долей, выявил следующую дефицитарность: 1) Пациенты неспособ­ны отделить внешний мир от внутреннего опыта. Например, нельзя склонить пациента повторить фразу «Светит солнце», если в реальности идет дождь. 2) Они не могут выполнить инструкцию, предполагающую произвольное сознательное действие. Они не могут выполнить просьбу перевести стрелки часов на опреде­ленное время, хотя, когда им показывают часы, распознают, который час. 3) У них нет чувства пространственных отношений. Они могут правильно указать ис­точник звука, но не могут сказать, с какого направления он появился. 4) Они не могут переходить с одной задачи на другую. Когда их просят назвать числа от одного и дальше, они с этим справляются, но если попросить начать с числа отличного от единицы, они теряются. 5) Они не способны относительно длитель­ное время удерживать в уме различия. Например, при инструкции вычеркивать нужную букву в отпечатанном тексте они начинают правильно, однако скоро начинают вычеркивать каждую букву. 6) Они не способны реагировать на орга­низованное целое, разделять целое на части и вновь их синтезировать. Этот дефект не дает им возможности рассказывать какую-нибудь связную историю по картинке. Они могут лишь перечислить отдельные предметы, на ней изображен­ные. 7) Они не могут абстрагировать общие свойства ряда объектов или устанав­ливать отношения типа «часть-целое». Это означает, что они не способны понять аналогию типа «ботинок относится к ноге, как что относится к руке?». 8) Чело­век с поражением мозга не способен к планированию, оценке вероятности того, что что-то случится в будущем, символическому мышлению. Они могут быть способны найти дорогу в фиксированной среде, но не могут нарисовать кар­ту или дать словесное описание того, как они прошли от одного места к другому.

Дефект абстрактного отношения производит изменения личности в целом и оставляет след на всех формах поведения. Абстрактное отношение — не синтез низших ментальных функций, оно представляет абсолютно новую ментальную установку, одной из важнейших характеристик которой является фактор созна­тельной воли. В отсутствие этого отношения человек качественно отличен от здорового.

Осуществленные Гольдштейном эмпирические исследования в области абстракт­ного и конкретного поведения иллюстрируют организмическое изречение: что про­исходит с частью организма, влияет на весь организм. В случае тяжелых пораже­ний передних долей последствия исключительно велики. Поражения других тка­ней и органов могут быть менее драматичны и менее очевидны в плане влияния на человека в целом, но что бы ни произошло, происходит с целостным челове­ком. (Внимательный критический анализ понятий конкретного и абстрактного поведения по Гольдштейну см. РПсаз, 1966.)

В этом кратком обзоре исследовательской деятельности Гольдштейна мы не смогли воздать должное богатству его эмпирических данных; не оказалось воз­можным также в полной мере передать читателю глубину его проникновения в


'»" «(^«ил ^ ••" " «•'I 21 1

причины человеческого поведения. Мы лишь пытались дать некую идею типа исследовательской стратегии, которая используется теоретиком, исповедующим оргаиизмический принцип. Эту стратегию можно обобщить в следующем наборе рекомендаций для того исследователя, который хочет работать в этом организми-ческом русле. 1) Изучайте человека в целом. 2) Осуществляйте интенсивное ис­следование индивидуальных случаев с использованием*тестов, интервью и наблю­дений в естественных условиях. Не зависьте лишь от одного типа показаний. 3) Старайтесь понять поведение человека с точки зрения таких системных прин­ципов, как само-актуализация, приход к согласию со средой, абстрактные и конк­ретные отношения, а не с точки зрения отдельных реакций на отдельные стиму­лы. 4) Используйте при сборе и анализе данных как качественный, так и количе­ственный метод. 5) Не прибегайте к экспериментальным испытаниям и стандартизированным условиям, которые разрушают интегративность организма и делают поведение неестественным и искусственным, б) Всегда имейте в виду, что организм — сложная структура, а его поведение — результирующая обшир­ной системы детерминант.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.