Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организмическая теория






С тех пор, как Декарт в семнадцатом веке разделил индивида на две отдельные, но тем не менее взаимодействующие сущности, тело и сознание, а Вундт в девят­надцатом веке, в согласии с традицией британского ассоцианизма, разделил сознание на атомы, сведя его к элементарным частицам — ощущениям, чувство­ваниям, образам, — постоянно предпринимались попытки воссоединить созна­ние и тело и рассмотреть организм как единое целое. Одна из замечательных попыток, известная под названием организмического или холистического под­хода, имела значительные последствия в последнее время. Этот взгляд нашел отражение в психобиологии Адольфа Мейера (Меуег, 1948; Кепше, 1954), психо­соматическом направлении в медицине (ВипЬаг, 1954) и в фундаментальной рабо­те Когхилла, посвященной развитию нервной системы и поведения (Со§ЬШ, 1929). Наиболее значительные предшественники организмической концепции в области медицины — выдающийся английский невролог Хьюлингс Джексон ОасЪоп, Н., 1931) и знаменитый французский физиолог Клод Бернар (Вегпаго1, С., 1966). Ян Смуте (5ти15, ].), южноафриканский государственный деятель и военачальник, известен как ведущий философ — сторонник организмической теории, и его книга «Холизм и эволюция» («Яо/ши апс1 епоЫНоп», 1926) пользовалась боль­шим авторитетом. Генерал Смуте вывел слово «холизм» из греческого корня «холос», означающего «полный», «целостный», «завершенный». В психологии организмическая теория разрабатывалась Дж. Р. Кантором (Капг, ог, ^. К., 1924, 1933, 1947), Р. X. Уилером (\УЬее1ег, К. Н., 1940), Хейнцем Уэрнером (^егпег, Н., 1948), Гарднером Мерфи (1947) и Карлом Роджерсом (см. гл. 7). Организмичес­кая теория опиралась и на эпохальную статью Джона Дьюи (Ве\теу,, 1.) «Поня­тие рефлекторной дуги в психологии» («ТЬе ге{1ех агс сопсер^ гп рзусИо1оду», 1896). В числе тех, кто стоял у истоков организмической теории, упоминаются


Организмическая теория

Аристотель, Гете, Спиноза и Уильям Джеймс. Хотя не все упомянутые создали зрелые организмические теории, их представления развивались в этом направлении.

С организмической точкой зрения близко соотносится гештальтдвижение, со­зданное Вертгеймером (\Уегг.Ье1тег, М.), Келером (КбЫег, \\О и Коффкой (КоШса, К.), которые накануне первой мировой войны протестовали против тех традиций анализа сознания, которые представляли Вундт и его последователи. Это движение отстаивало новый тип анализа сознательных переживаний. Начав с перцептивного поля как целого, представители этого движения в дальнейшем выделили в нем фигуру и фон, изучили особенности каждого из этих компонен­тов и их взаимосвязь. В сфере научения они на место представлений об ассоци­ации ввели понятие «инсайт». Человек видит задачу как осмысленное целое, а не как нечто состоящее из кусочков.

Хотя гештальт-психология оказала грандиозное влияние на современную мысль и действительно конгениальна организмической теории, она, строго говоря, не может рассматриваться как организмическая психология. Причина в том, что гештальтпси-хология — в том виде, в каком ее разрабатывали Вертгеймер, Коффка и Келер, — ограничивалась феноменами сознания и крайнее мало обращалась к организму и личности в целом. Организмическая теория много заимствовала из гештальтпсихо-логии, они стоят на родственных позициях. Можно сказать, что организмическая психология распространила принципы гештальта на организм в целом.

Ведущим представителем организмической теории явился Курт Гольдштейн, выдающийся нейропсихиатр. Во многом на основе наблюдения и исследований солдат, получивших повреждения мозга во время первой мировой войны, а также предшествовавших исследований речевых нарушений, Гольдштейн пришел к зак­лючению, что ни один симптом пациента не может рассматриваться просто как продукт частного органического поражения или заболевания, а должен анализи­роваться как проявление всего организма. Организм всегда ведет себя как еди­ное, а не как собрание разрозненных частей. Сознание и тело — не отдельные сущности, а сознание не состоит из независимых способностей или элементов, как тело не состоит из независимых органов и процессов. Организм — единое целое. Происходящее в частности влияет на целое. Психолог изучает организм с одной стороны, физиолог — с другой. Однако обе дисциплины должны действовать в рамках организмической теории, поскольку всякое событие, психологическое или физиологическое, происходит в контексте всего организма, если только не было от него искусственно изолировано. Законы целого управляют функциони­рованием частей. Следовательно, для того, чтобы понять функционирование любой составляющей организма, нужно открыть общие законы функционирова­ния всего организма. Это — основная нить организмической теории.

Главные особенности организмической теории — в той мере, в какой они отно­сятся к психологии человека — можно обозначить следующим образом.

1. В организмической теории подчеркивается единство, интегрированность, согласованность и когерентность здоровой личности. Организованность — есте­ственное состояние организма; дезорганизованность патологична и обычно свя­зана с воздействием подавляющей либо угрожающей среды или с интраорганиз-менной аномалией.


2. Организмическая теория предполагает изначальное видение организма как
организованной системы и анализирует его, дифференцируя целое на составля­
ющие. Составляющая никогда не абстрагируется от целого, к которому принад­
лежит, и не изучается как изолированная сущность; всегда рассматривается
характер ее участия в функционировании целого организма. Теоретики, сто­
ящие на организмической позиции, полагают, что-невозможно понять целое,
непосредственно изучая отдельные части, поскольку целое функционирует по
законам, которые невозможно обнаружить, исследуя части. Атомистическая точка
зрения представляется излишне громоздкой, поскольку, сводя организм к эле­
ментам, приходится постулировать наличие некоего «организатора», интегриру­
ющего элементы в единое целое. Организмическая теория не требует введения
«организатора», поскольку организованность введена в систему изначально, и
не допускается, чтобы в результате анализа организм, как таковой, был утерян.

3. В организмической теории принимается положение, согласно которому ин­
дивид мотивируется не многими, а одним главным мотивом. Название этого глав­
ного мотива у Гольдштейна — само-актуализация или само-реализация; имеется в
виду, что люди постоянно стремятся реализовать свои врожденные потенции всеми
доступными способами. Единственность цели придает единство и направленность
жизни человека.

4. Хотя в организмической системе индивид не рассматривается как закрытая
система, есть тенденция к минимизации значения директивного влияния внешней
среды и подчеркивается значение для развития врожденных потенций. Организм
отбирает те свойства среды, на которые будет реагировать, и — за исключением
редких и аномальных обстоятельств — среда не может принудить человека вести
себя так, как чуждо его природе. Если организм не может контролировать среду,
он будет к ней адаптироваться. В целом предполагается, что организм, если
позволить ему развиваться назначенным образом и в соответствующей обстанов­
ке, придет к развитию здоровой целостной личности, тогда как злокачественные
воздействия среды могут искалечить личность. В организме нет ничего врожден­
но «плохого»; он становится «плохим» из-за неадекватного окружения. В этом
пункте у организмической теории много общего со взглядами французского фи­
лософа Жан-Жака Руссо, полагавшего, что люди по природе хорошие, однако
могут извращаться — и часто так происходит — средой, которая не дает им воз­
можности действовать и развиваться сообразно своей природе.

5. Организмическая теория часто использует принципы гештальтпсихологии,
однако в силу того, что гештальтисты занимались отдельными функциями —
восприятием и научением — она считается слишком узкой базой для понимания
целостного организма. Организмическая теория эту базу расширила, включив в
круг рассмотрения все, что касается организма и его деятельности. Тем не менее
многое в организмической теории напоминает теорию Левина (Ье\уш, К.), хотя
левиновская топология — исключительно психологическая и не рассматривает це­
лостный биологический организм.

6. Организмическая теория полагает, что на основе исчерпывающего изучения
одного человека можно узнать больше, чем в результате экстенсивного изучения
отдельных психических функций многих индивидов. По этой причине организми-


ческая теория пользовалась большей популярностью среди клинических психоло­гов, занимающихся целостной личностью, чем среди сторонников эксперименталь­ного подхода, интересующихся в первую очередь отдельными процессами или функциями — например, восприятием и научением.

В данной главе мы сначала представим огранизмическую теорию так, как ее развивал Курт Гольдштейн, и приведем примеры типичных исследований, осно­ванных на его теории. Затем мы обсудим два других варианта организмической теории, разработанные Андрашом Ангъялом и Абрахамом Маслоу.

КУРТ ГОЛЬДШТЕЙН

Курт Гольдштейн получил подготовку в области неврологии и психиатрии в Германии и завоевал признание как ученый-медик и преподаватель до своей эмиграции в США в 1935 году после прихода к власти нацистов. Он родился в Верхней Силезии (в то время — часть Германии, теперь — часть Польши) 6 но­ября 1878 г., медицинскую степень получил в университете Бьерслау14 (Нижняя Силезия) в 1930 г. В течение нескольких лет, прежде чем занять пост педагога и исследователя в психиатрической больнице Кенигсберга15, он прошел обуче­ние у нескольких выдающихся ученых-медиков. В течение восьми лет работы в Кенигсберге он осуществил множество исследований и написал множество ра­бот, что создало ему репутацию и в тридцатишестилетнем возрасте привело на пост профессора неврологии и психиатрии и директора Неврологического ин­ститута Франкфуртского университета. Во время первой мировой войны он — директор военного госпиталя для солдат с черепно-мозговыми травмами и со­действовал созданию института по изучению последствий этих травм. Именно в этом институте Гольдштейн осуществил фундаментальные исследования, соста­вившие основу его органйзмического подхода (1920). В 1930 г. он стал профес­сором неврологии и психиатрии Берлинского университета, а затем возглавлял отделение неврологии и психиатрии Моабитской больницы. После прихода Гит­лера к власти в Германии Гольдштейн был заключен в тюрьму, а затем освобож­ден при условии, что покинет страну. Он направился в Амстердам, где завершил важнейшую свою книгу, •$^е^ аи^Ьаи д, е& агдапитиз», переведенную на англий­ский под названием «Организм» («ТЬе огдатзт», 1939). После переезда в 1935г. в США он в течение года работал в Нью-Йорском психиатрическом институте, вслед за чем возглавил лабораторию в больнице Монтефиоре (город Нью-Йорк) и работал в качестве профессора-клинициста в медико-хирургичес­ком колледже Колумбийского университета. В этот период он читал лекции по психопатологии в Департаменте психологии в Колумбии и был приглашен выс­тупить с лекциями на чтениях имени Уильяма Джеймса в Гарвардском универси­тете; лекции были опубликованы под названием «Человеческая природа в све­те психопатологии» («Нитап паЫге гп Иге НдЫ о(' рзусНораИю1оду», 1940).

" Ныне — Вроцлав. 15 Ныне — Калининград.


Во время войны он был профессором-клиницистом в Медицинской школе Таф-тса в Бостоне и опубликовал книгу о последствиях мозговых травм, получен­ных на войне (1942). В 1945г. он вернулся в город Нью-Йорк, где занялся частной практикой как нейропсихиатр и психотерапевт. Он сотрудничал с Ко­лумбийским университетом в Новой школе социальных исследований и был «приглашенным профессором» в университете Брандейса, совершая еженедель­ные поездки в Уолтхэм. Там он сотрудничал с двумя другими теоретиками-холистами, Андрашом Ангъялом и Абрахамом Маслоу. Его последняя книга была посвящена речи и речевым нарушениям (1948) — область, которую он изучал всю жизнь. В последние годы позиции Гольдштейна сблизились с позициями феномено­логии и экзистенциальной психологии. Он скончался в городе Нью-Йорк 19 сен­тября 1965г. в возрасте 86 лет. Посмертно вышла его автобиография (1967). Мемориальный том (1968) содержит полную библиографию работ Гольдштейна.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.