Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика утомления и переутомления, их признаки




Даже оптимальная работа на уровне устойчивого состояния не может продол­жаться очень долго, так как энергетические ресурсы организма ограничены: с их ис­черпанием должна прекратиться и работа. В условиях целостного организма полно­го исчерпания энергетических ресурсов практически не бывает, это объясняется тем, что под влиянием работы в организме постепенно развивается особое физиологичес­кое состояние-утомление, которое сигнализирует о приближении к существенным биохимическим и функциональным изменениям, автоматически снижает работоспо­собность, то есть интенсивность работы, и предохраняет от чрезмерных сдвигов.

Утомление - это процесс временного снижения функциональных возможностей организма под влиянием интенсивной или длительной работы, выражающийся в ухуд­шении количественных и качественных показателей работы и в дискоординации фи­зиологических функций. Оно наступает вследствие нарушения центральной коорди­нации функций и возникновения экстренных очагов торможения в результате несо­ответствия рабочего задания функциональным возможностям человека.

Утомление характеризуется следующими признаками: расстройство внима­ния (рассеянное, частое отвлечение), ухудшение памяти и мышления, частая сме­на позы, нарушение координации движений (неуверенные, замедленные), ослаб­ление воли, чувство усталости, сонливость.

Утомления не следует бояться: оно является стимулятором процессов супер­компенсации, т.е. повышения энергетических запасов и общей работоспособнос­ти в фазе восстановления после физической работы. Без утомления фазы суперкомпенсации не бывает. Умелое чередование периодов труда и отдыха (режим дня, режим тренировок) не приводит к значительному утомлению и, следователь­но, к переутомлению. Такой же эффект вызывает и активный отдых.

Переутомление - это систематическое перенапряжение нервной системы. Переутомление характеризуется следующими признаками: чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражитель­ность, головокружение и головная боль; наступают диспепсические расстройства, понижаются защитные силы организма.

Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии

В период экзаменационной сессии наблюдается неритмичная организация жизнедеятельности студентов:

1.Нарушение режима дня (в режиме дня должно быть отведено время для сна, приёма пищи, УГГ, занятиям физическими упражнениями и т.д.).

2.Малая двигательная активность.

3.Неумелое планирование своей работы.

В период сессии студенты загружены по 14-16 ч., что превышает физиологи­ческий предел. Суммарная двигательная активность студентов в период сессии снижается до 39-46%, а в период учебных занятий составляет - 56-65%, то есть налицо дефицит движений. Студенты проводят время в условиях малой подвиж­ности, не используя в должной мере оздоровительные мероприятия. Действие эмоциональных факторов и нервно-психического напряжения влияют на состоя­ние студентов в период сессии. Так, в день экзамена, эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что частота сердцебиений воз­растает до 130-144 ударов в минуту, кровяное давление повышается до 135/85 -155/95 мм. рт. ст. против 115/70 мм. рт. ст. в период учебных занятий. Несмотря на то, что экзамены проходят в конце семестра, когда студенты утомлены, эмоци­ональный подъём в день экзамена настолько большой, что временно снимает чув­ство усталости. Успешная сдача экзамена еще более мобилизует его, неудача мо­жет привести к депрессии. Рациональное питание, правильный режим и распоря­док дня, закаливание, отказ от вредных привычек, физическая активность - всё это определяет самочувствие человека, его умственную и физическую



работоспособность. Наибольшее значение для сохранения здоровья и работо­способности имеют:

1)режим сна - 24-30%;

2)питание-10-16%;

3)занятия физической культурой и спортом -15-30%.

Резервы для отдыха и восстановления следует находить не в снижении мозго­вых усилий, а в дозированных физических нагрузках, активном отдыхе.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.011 сек.)