Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика степеней переутомления




 

Симптомы Степень переутомления
Начинающееся Лёгкое Выраженное Тяжёлое
Снижение дееспособности Малое Заметное Выраженное Резкое
Появление усталости При усиленной нагрузке При обычной нагрузке При облегчённой нагрузке Без видимой нагрузки
Эмоциональные сдвиги Временное снижение интереса к работе Временами неустойчивость настроения Раздражи­тельность Угнетение, резкая раздра­жительность
Расстройство сна Труднее засыпать и просыпаться Трудно засыпать или просыпаться Сонливость днём Бессонница
Снижение умственной ра­ботоспособности Нет Трудно сосредото­читься Временами забывчивость  
Вегетативные сдвиги Иногда тяжесть в голове Часто тяжесть в голове Головные боли, снижение аппетита  
Профилакти­ческие меры Упорядочение отдыха, физическая культура Отдых, физическая культура Организованный отдых, уход в отпуск Лечение

Недельные биоритмы характеризуются повышенной работоспособностью во вторник, среду, четверг.

У тех, кто отправляется в дальние командировки, часто отмечаются отклоне­ния в состоянии здоровья (десинхроноз), т.к. при пересечении нескольких часовых поясов изменяется режим сна и отдыха. Появляется усталость, плохое самочув­ствие, бессонница. Требуется определённое время для восстановления функций.

Имеются сведения о существовании физического (23 дня), эмоционального (28 дней) и интеллектуального (33 дня) биоритмов, исчисляемых индивидуально по дате рождения. Первая половина каждого из ритмов "положительная", вторая -"отрицательная". Рассчитав их динамику, можно спланировать свою деятельность так, чтобы она приходилась на положительную ориентацию. Переход из положи­тельной фазы в отрицательную называется критическим днём. Иногда такие К-дни совпадают по всем трём биоритмам, что сопровождается ухудшением само-

чувствия и работоспособности. Существование этих биоритмов дискутируется, однако японские таксисты при наличии трёх К не выезжают на трассу, а ведут ремонтные работы в таксопарке.

Для эффективной организации умственного труда требуется:

1. Систематичность в работе, т.к. работа "рывками" ведёт к срыву и нараста­нию утомления.

2. Чёткое планирование работы, что позволяет концентрировать усилия на определённом вопросе.

3. Постепенное втягивание в работу - от простого к сложному. Нужно по­мнить, что: "врабатывание - основной закон физиологической жизни".

4. Устойчивый порядок на рабочем месте и вокруг него.



Чередование труда и отдыха - важнейшее условие плодотворности интеллек­туальной деятельности. Смена вида деятельности - тоже немаловажный фактор.

В 1902 году И.М.Сеченов показал, что наилучшим восстановительным сред­ством является смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. От­дых быстрее наступает не при пассивном отдыхе, а когда упражнения вьшолняются другими, не утомлёнными частями тела. Это и есть "феномен Сеченова". Он и ле­жит в основе физического воспитания, включённого в режим учебного или произ­водственного процесса. Так что для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело. Доказано, что память, внимание, восприятие, скорость передачи и обработки информации и др., прямо пропорцио­нальны уровню физической подготовленности человека. При этом высокий эмоци­ональный тонус упражнений является отличным фоном для интеллектуальной дея­тельности. Ощущения от них И.П.Павлов назвал "мышечной радостью".

Таблица 2.4

Изменение умственной работоспособности при использовании физических нагрузок в течение 90 мин., %

 

 

Нагрузка Пульс Уровень работоспособности
Исх. Через 2 ч. Через 4 ч. Через 6 ч. Через 8 ч. Через 10 ч.
Небольшая 100-130
Средняя 130-150
Высокая 160 и >

Для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне дли­тельное время целесообразно использовать упражнения средней интенсивности.

Физическая активность как норма и составная часть здорового образа жизни (ЗОЖ) может реализоваться в течение трудового дня выполнением динамичес­ких упражнений (ходьба, бег, плаванье, коньки, гребля, теннис, велосипед и т.д.) или упражнений статического характера, не требующих "пространства" и инвен­таря. Например, изометрические (без изменения длины мышц) упражнения занимают мало времени: можно укрепить мышцы, сокращая их в течение всего 6 с противодействием неподвижному препятствию, такому как полка или стена. Так можно увеличить силу на 18%.



Вот некоторые рекомендации по упражнениям в распорядке дня:

1. На работу и с работы идите пешком или поезжайте на велосипеде. Если добираетесь общественным транспортом, выйдите из него "раньше" ко­нечного пункта, и остаток пути пройдите быстрым шагом - вы будете сжи­гать около 50 калорий за километр пути.

2. Забудьте лифты и эскалаторы, ходите по лестнице. Подъём по лестнице тре­бует 15-кратной затраты энергии по сравнению с "горизонтальной ходьбой".

3. Свой обеденный перерыв используйте для быстрой прогулки или выпол­нения ряда упражнений.

4. Смотря телевизор, не сидите на месте, лучше позанимайтесь на тренажё­рах, сделайте гимнастику или растяжки.

5. Силовые упражнения надо выполнять в ровном темпе, без рывков. Каж­дый сустав при этом должен использовать максимальную амплитуду.

6. При выполнении растяжек работать спокойно и равномерно, растягивать мышцы на 10% от их нормальной длины, но не до боли - гибкость не дос­тигается напором.

7. Выполняя упражнения по аэробике (циклические), соблюдайте правило "говорящего" упражнения -т.е. при выполнении вы должны быть способ­ны разговаривать.

Снижение двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия) приводит к следующим "плачевным" результатам (табл. 2.5).

Таблица 2.5 Эффекты гипокинезии

<затрат энергии < метаболизма мышц < импульсации с проприорецепторов
< синтеза АТФ < массы мышц < проприорецеп. чувствительн. мышц
< силы мышц < массы тела < координации движений
ГИПОКИНЕЗИЯ
< тонуса сосудов < Са-Р обмена в костях < многообразия афферентной импульсации
< массы миокарда > выделения Са с мочой < трофические функции
Детренированность сердечно-сосудистой системы нарушение прочности костей < реактивности, астения

 

Таблица 2.5 Эффекты гипокинезии

 

Кроме того, аэробная способность снижается в среднем на 10-15% за две не­дели без тренировок; примерно 80% физических достижений теряется через 5 недель; за этот же срок можно потерять до 35% накопленной мышечной силы.

Физические упражнения оказывают непосредственное влияние на сосуды мозга, что благоприятно сказывается также и на интеллектуальной деятельности человека. К головному мозгу идут две сонные и две позвоночные артерии, 1500 км составляет общая протяжённость капилляров мозга! Ухудшение кровотока в артериях немедленно ведёт к недостаточности мозгового кровообращения и сни­жению работоспособности. В таблице 2.6 перечислены наиболее эффективные физические упражнения.

Воздействие Упражнения
I. Непосредственное а) Наклоны, повороты, кружения головой, б) То же, в сочетании с движениями рук. в) Голова ниже других частей тела (подъём ног лёжа на спине, "велосипед", стойки на лопатках, локтях, голове), г) Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции ("рубка дров", качательные движения туловищем), д) Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведением ног за голову в положении лёжа на спине), е) Интенсивное дыхание через нос, резкие сокращения диафрагмы (бег, лыжи и т.д.), дыхайие только через нос ("рубка" с интен­сивным выдохом), ж) Приёмы массажа и самомассажа (несильное постукивание паль­цами по голове).
II. Основанное на рефлекторных сосудистых реакциях а) Вовлекающие в активную работу мышцы грудино-ключичной и межлопаточной областей плечевого пояса. Массаж этих областей, б) Вызывающие раздражение вестибулярного аппарата (кружения, кувырки, перевороты), в) Упражнения для глаз (повороты, круговые движения, перевод взгляда с дальних предметов на ближние и др.). г) Температурные водные воздействия: ножные ванны, душ, умывание.
III.Использование специфических реакций сосудов мозга на химичес­кие вещества, поступающие в кровь. а) Выполнение нетрудных упражнений с задержкой дыхания (ходьба, наклоны, приседания), б) Ныряние, плавание кролем или брассом с дыханием через 1,5 или 2 цикла и др.

Таблица 2.6

Классификация упражнений по характеру их воздействия насосуды мозга (по В.Э.Нагорному)

Систематическое выполнение упражнений I группы оказывает разносторон­нее механическое воздействие на сосуды шеи: сдавливание, растягивание, мас­саж. Дыхательные упражнения также полезны: на вдохе кровенаполнение сосу­дов мозга уменьшается, на выдохе увеличивается. Большими "специалистами" дыхательной гимнастики являются йоги. О том, что это сложное явление, гово­рит тот факт, что эту гимнастику нужно изучать... 6 лет!

Упражнения II группы через многочисленные двусторонние связи между внут­ренними органами и отдельными участками кожи и мышц рефлекторно оказыва­ют стимулирующее влияние на сосуды мозга. То же можно сказать о роли глазо­двигательного нерва: ощущение бодрости после движения глазами.

Упражнения III группы дают сигнал об избытке в крови СО2 (углекислоты), что приводит к расширению сосудов.

Новые системы дыхательных упражнений (парадоксальная дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой или волевой ликвидации глубокого дыхания по К.Бутейко) вызывают множество споров, однако могут принести пользу боль­ному человека, хотя не в таком объёме, как обещают авторы этих систем.

 

3. Совершенствование основных систем организма под влиянием физической тренировки

Влияние физических упражнений на организм человека

Влияние физических упражнений (ФУ) на организм человек многообразно и всесторонне, вопреки мнению обывателей, что ФУ "развивают мышцы".

В.К.Добровольский выявил 4 основных механизма действия ФУ: тонизирую­щего влияния, трофического действия, формирования компенсаций и нормализа­ции функций.

Тонизирующее влияние. Во время выполнения упражнений возбуждаются дви­гательные зоны ЦНС, и это возбуждение распространяется на другие её участки, при этом улучшаются все нервные процессы, хотя в коре головного мозга мы различаем их всего два: возбуждение и торможение. Отмечается усиление функ­ций желез внутренней секреции (ЖВС). Так, увеличение гормонов мозгового слоя надпочечников активирует деятельность многих внутренних органов, увеличе­ние гормонов коркового слоя стимулирует обмен веществ, оказывает противо­воспалительное действие, повышает сопротивляемость организма. Одновремен­но посредством моторно-висцеральных рефлексов5 стимулируются вегетативные функции: улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличивает­ся кровоснабжение органов и тканей, активизируются защитные реакции. Тони­зирующее действие физических упражнений усиливается от положительных эмо­ций, возникающих на занятиях физической культуры.

Таким образом, тонизирующее действие заключается в изменении (усилении)

интенсивности биологических процессов в организме под влиянием дозирован­ной мышечной нагрузки. Схематически это выглядит так: от органа или системы (в том числе и мышечной) через подкорковые узлы в ЦНС поступает афферентная (чувствительная) сигнализация о том, что делается в этом органе или системе.

Полученная информация обрабатывается, "анализируется". После чего вы­рабатывается и "доставляется" на место санкционирующая сигнализация, изме­няющая функции "заинтересованных" систем. Например, при уменьшении О2 во вдыхаемом воздухе или накоплении СО2 человек начинает чаще дышать - ком­пенсация. При переходе в вертикальное положение из горизонтального учащает­ся пульс - это не только реакция вегетативной нервной системы, но и удовлетво­рение запроса мышц в дополнительном питании и кислороде.

Механизм трофического действия. Как указывалось выше, ФУ стимулируют деятельность всех систем, тем самым усиливается их трофическая функция. При­мером такого действия на регенеративные процессы может служить лечение пе­реломов. Формирование костной мозоли протекает медленно, а структура непол­ноценна. Лишь после того, как больной начинает использовать функциональные нагрузки, происходит перестройка мозоли: лишние тканевые элементы рассасы­ваются, строение костных элементов приходит в соответствие с неповреждённы­ми участками. Если ФУ применять с первых же дней травмы, то регенерация ко­сти значительно ускоряется. ФУ улучшают кровообращение и обмен веществ, спо­собствуют рассасыванию погибших элементов, стимулируют рост соединитель­ной ткани и образование кровеносных сосудов; задерживается атрофия мышц, вызванная гиподинамией. Некоторые упражнения оказывают направленное тро­фическое действие на определённые органы. Так, упражнения для брюшного прес­са улучшают трофику органов брюшной полости.

Формирование компенсаций. Это временное или постоянное замещение нару­шенных функций. Так, при нарушении дыхательной системы компенсация проявля­ется в виде одышки и тахикардии6. Во время физической работы одышка усиливает­ся. Занятия физкультурой постепенно развивают компенсации за счёт укрепления дыхательной мускулатуры, увеличения подвижности рёбер и диафрагмы, и автома­тически закреплённого глубокого, но редкого дыхания, которое более экономично.

ФУ совершенствуют функции других органов и систем, участвуют в газооб­мене: улучшается работа сердца и совершенствуются сосудистые реакции, уве­личивается количество эритроцитов и гемоглобина в крови. Эти компенсации позволяют выполнять физическую работу без одышки, хотя структурные измене­ния в лёгких сохраняются.

Увеличивая поток импульсов в ЦНС, физические упражнения не только уско­ряют процесс формирования компенсаций, но делают их более совершенными, так как приспосабливают организм не к состоянию покоя, а к условиям мышеч­ной деятельности. Последняя, как известно, и определяет состояние здоровья.

Механизм нормализации функций. ФУ активизируют различные функции. Вначале они помогают восстановить моторно-висцеральные (двигательно-внут-ренние) связи, которые, в свою очередь, оказывают нормализующее действие на регуляцию других функций, повышая возбудимость двигательных центров в ЦНС. Возбуждение их начинает преобладать над возбуждением других зон и тем са­мым как бы заглушает патологические импульсы, поступающие из больных орга­нов. Создание в коре головного мозга новой, более сильной доминанты7 вызыва­ет ослабление и исчезновение ранее доминировавшего "застойного болезненного очага". Так как двигательные центры имеют связь с центрами, регулирующими работу внутренних органов, постепенно восстанавливается и функция последних. Нормализация процессов нервной регуляции под воздействием ФУ подкрепляется активизацией и восстановлением регулирующей функции эндокринной системы.

Совершенствование отдельных систем организма под влиянием направленной физической тренировки Сердечно-сосудистая система совершенствуется по 4-м факторам.

1. Кардиальный (сердечный) фактор:

• повышается возбудимость и проводимость проводящей системы сердца;

• увеличивается ударный объём сердца, достигающий 100-150 мл, тогда как у нетренированных - 60-80 мл;

• повышается сократительная способность миокарда;

• раскрываются коронарные (сердечные) сосуды, в которые больше посту­пает крови - до 30 мл при каждом ударе сердца, тогда как в покое - всего 6-8 мл. Улучшается питание миокарда, отсюда выражение - "бег от ин­фаркта".

2. Экстракардиальный фактор (внесердечный):

• ускоряется кровоток, что позволяет в единицу времени доставить тка­ням большее количество крови;

• увеличивается количество циркулирующей крови, тогда как в покое цир­кулирует всего 80% из имеющихся 5,5 л крови;

• увеличивается выход крови из "депо" - печени, селезёнки, кишечника, мышц;

• увеличивается присасывающая сила грудной клетки при глубоком дыха­нии, чем облегчается приток венозной крови к сердцу и увеличивается

. его сократительная способность;

• улучшается массирующее действие диафрагмы на печень.

3. Сосудистый фактор:

• раскрываются резервные и дополнительные капилляры, их становится до 300 в 1 мм3 ткани, тогда как в покое - не более 70;

• снижается периферическое сосудистое сопротивление артериальному кровотоку благодаря увеличению общей площади кровоснабжения, от­меченной в предыдущем пункте;

• улучшается венозный кровоток и лимфоток за счёт сокращения мышц и сгибательных движений в суставах (так называемый мышечный насос);

• увеличивается тонус блуждающего нерва, что приводит к уреженшо ЧСС в покое, и продукция гормонов, снижающих артериальное давление;

• повышается активность противосвёртывающей системы крови;

• отмечается развитие коллатеральных (обходных) сосудов, улучшающих трофику миокарда;

• снижается гипоксия тканей. 4. Фактор тканевого обмена:

• ускоряется ресинтез аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), главного энергетического средства; кстати, организм ежедневно "сжигает" до 60 кг креатин-фосфата (КрФ);

• совершенствуется рационализация процессов тканевого обмена;

• увеличивается калиево-кальцевый коэффициент в "пользу" калия, кото­рый способствует расслаблению миокарда в диастоле, что улучшает при­ток крови в желудочки сердца и повышает сократительную способность миокарда;

Признаки тренированного "спортивного сердца":

• брадикардия, или редкий пульс; у М.Исаковой, семикратной рекордсменки мира по конькобежном спорту, пульс был 33 удара в минуту, т.е. сердце боль­ше отдыхало, чем работало;

• синусовая аритмия, свидетельствующая о нормальной реактивности про­водящей системы сердца и узлов, генерирующих сердечный импульс; при­мер: пульс достигает 60-68 уд. в мин., абсолютно ритмичный пульс (ска­жем, только 60 ударов) - явление патологическое;

• спортивная гипертрофия миокарда, т.е. утолщение сердечной стенки; со­провождается увеличением в миокарде К, Са, Р и энергетических веществ, в отличие от компенсаторной гипертрофии сердечных больных, у которых перечисленные признаки отсутствуют;

• спортивная гипотония, т.е. цифры артериального давления невысоки; мы называем "спортивным золотым давлением" величину в 110/70 мм. рт. ст., тогда как верхняя граница нормы достигает 135/85 мм. рт. ст.

• повышенная реституция (восстановление) показателей ЧСС и АД к исход­ным показателям покоя.

Дыхательная система совершенствуется путём:

• улучшения бронхиальной проходимости (например, объёмная скорость выдоха у спортсменов достигает 5-6 л, у не спортсменов - 3-4 л; вдох у спортсменов - 7-8 л, у не занимающихся - до 4-5 л;

• увеличения вентиляции лёгких (минутный объём дыхания, дыхательный объём до 800-900 мл, максимальная вентиляция лёгких в 2 раза выше у тренированных);

• экономизация работы дыхательных мышц путём усиления их мощности и содружественности; так, пневмотонометрия у тренированных может дос­тигать 300 мм. рт. ст., у нетренированных 100-150; силу мышц можно уве­личить с помощью выдоха в воду;

• увеличение жизненной ёмкости лёгких - ЖЕЛ, достигающей у пловцов, лыжников 6,5-7 литров, у не тренированных 4-4,5 л;

• улучшение работы нейрогуморальных механизмов регуляции внешнего дыхания.

Опорно-двигательный аппарат (ОДА) совершенствуется путём:

• увеличения силы мышц, их тонуса, эластичности и упругости; на разрыв такая мышца выдерживает 500 кг;

• увеличения эластичности связочно-суставного аппарата (укрепление сус­тавной сумки);

• перестройки структуры костной ткани, в результате чего кость может вы­держивать давление до 1,5 тонн; перестройка требует увеличения пласти­ческих веществ и энергетических затрат;

• совершенствования деятельности двигательных центров, что ведёт к улуч­шению координации и других физических качеств человека.

Обмен веществ и энергии совершенствуется путём:

• увеличения запасов макроэргов (АТФ и КрФ);

• рационализации окислительно-восстановительных процессов, позволяющих "накапливать" энергию, хотя АТФ синтезируется только тогда, когда она необходима; окисление одной молекулы глюкозы до СО2 и воды даёт 36 молекул АТФ - малоэффективный источник энергии (особенно для мозга); более эффективный источник - окисление с участием О2 .Интересно, что "сборка" 1 молекулы протеина требует затрат энергии гидролиза 1500 мо­лекул АТФ, одной молекулы РНК - около 600 молекул АТФ, одной молеку­лы ДНК -120 млн. молекул АТФ! Ежесуточно в организме человека рас­щепляется 56924 г АТФ!

• оптимизации нервных механизмов терморегуляции, контролирующих фун­кции Холодовых и тепловых рецепторов (последних меньше в коже челове­ка), что играет определённую роль в процессе закаливания (одного из средств физического воспитания); известно специфическое участие ионов К и Са в процессе терморегуляции (постоянство концентрации во внеклеточной жидкости, реакция на изменение этого постоянства в заднем гипоталамусе и др.). Вместе с тем, во внутренних органах и мышцах вроде бы отсутству­ют высокочувствительные терморецепторы, хотя температура тела падает строго параллельно уменьшению мышечного тонуса;

• в результате тренировки основной обмен (расход энергии в состоянии по­коя) может повыситься на 22% и понизиться до 25%, что зависит от функ­ционального состояния коры головного мозга;

• увеличения кислородной ёмкости крови: артериальная кровь, притекающая к мышцам, содержит 20 объёмных % кислорода, оттекающая - 14 объемных %,т.е. используется всего 6% и это называется артериально-венозной разницей. В покое она составляет 39 мл/л, при большой работе 145 мл/л. Иногда эта разница доходит до 180 мл/л, т.е. близка к кислородной ёмкости крови. Следовательно, физическая работа способствует увеличению по­требления О2, значение которого для организма доказывать не приходится. Возникновение в процессе тканевого обмена веществ ацетилхолина, АТФ, адениловой кислоты, гистамина, адреналина играет роль по снабжению О2 мышц в сосудистых реакциях при физической деятельности;

• под влиянием ионизирующих излучений энергетический обмен понижается;

• регулировать интенсивность энергетического обмена можно также специ­фически динамическим действием пищи (СДДП), при этом наибольшим СДДП обладают белки, затем углеводы и жиры, что проявляется в конце первого часа, нарастая до 3-5 ч. после приёма пищи, и возвращаясь к ис­ходному уровню через 8-12 ч.

Таким образом, систематическая умеренная нагрузка, стимулируя энергообмен, благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, мышцу сердца, ЦНС, лёгкие и т.д. Улучшение питания всех тканей способствует улучшению их функций. Мно­гократно описаны чувства бодрости, радости при мышечной деятельности. Трени­ровка повышает устойчивость организма ко многим неблагоприятным факторам: гипоксии, перегреванию и охлаждению, рентгеновским лучам и радиации, ядам, инфекциям. Известно, что длительный постельный режим приносит больше вреда, чем пользы, даже при стенокардии или инфаркте. В значительной степени оказыва­ется вредным ограничение энергозатрат при гипертонической болезни, нервно-пси­хических заболеваниях и т.д. Известно, что смертность от туберкулёза и болезней сердца у спортсменов значительно ниже, чем у остального населения. Это всё сви­детельствует о том, что систематическая стимуляция энергетического обмена ока­зывает благоприятное влияние на продолжительность жизни.

 

4. Закономерности образования двигательных навыков. Влияние гипокинезии на организм

Рефлекторная природа двигательной деятельности

Движение даёт возможность наблюдать внешнее проявление изменений фун­кционального состояния соответствующих мозговых структур, анализировать Наиболее универсальные процессы формирования условного рефлекса. И.П.Павлов рассматривал движение как "главнейшее проявление высшей нервной дея­тельности животного, т.е. его видимую реакцию на внешний мир", а И.М.Сече­нов писал: "Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению". Оказывается, что двигательные клетки коры связываются со всеми клетка-ми, представительницами как всех внешних, так и всевозможных внутренних процессов организма. Это и есть физиологическое основание для так называемых произвольных движений (И.П.Павлов). Ориентировочный рефлекс при этом быстро сменяется специальной двигательной реакцией. Рефлекс в его самом простом виде представляет процесс, состоящий из 3-х звеньев.

Первое звено - чувствующее. Необходимы раздражение органа чувств и передача импульсов в мозг.

Второе звено - нервные центры, мозг, где происходит "анализ" поступающих импульсов.

Третье звено - исполнительное, двигательное. И.М.Сеченов писал: "Смеётся ли ребёнок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при мысли о любви, создаёт ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение".

Особенностью двигательных действий человека является участие в них мысли и связанного с ней процесса речи, т.е. второй сигнальной системы. Первая сигнальная система - явления внешнего мира, непосредственно воздействующие на наши органы чувств. Таким образом, в основе мысли человека лежат законы рефлекторной деятельности мозга, и все акты сознательной и бессознательной жизни по своему происхождению суть рефлексы. Показ движения, рассказ о нём. мысль о движении вызывают в порядке условного рефлекса ощущения, подобные тем, которые возникают от действительного движения. Всякое обучение движениям, образование и закрепление двигательных навыков, совершенствование спортивной техники - всё это рефлекторные акты различной степени сложности. Существуют безусловные пищевые рефлексы; оборонительные или защитные рефлексы возникают не только в ответ на внешние раздражители, но и сигналы с внутренних органов (кашель, рвота, перемена положения тела при болях и т.д.). Защитные рефлексы часто встречаются в таких видах спорта как бокс, борьба фехтование, т.е. в единоборствах. Часто приходится подавлять защитный рефлекс у новичков в спорте: при прыжках с трамплина естественное стремление отодвинуться назад от края, задержка перед соскоком в гимнастике, боязнь мяча у наших студенток и т.д.

Немалую роль играют ориентировочные рефлексы, позволяющие быстрее и полнее ориенгироваться во всем многообразии действии партнеров и противников.

Рефлексы положения и движения тела связаны с образованием новых, условных, двигательных рефлексов и выработкой двигательных навыков. Здесь играют роль и так называемые вестибулярные рефлексы, рефлексы на растяжение (с последующим сокращением этой же мышцы), антигравитационные, тонические рефлексы (осанка), шейные тонические рефлексы (изменение позы тела), рефлексы мышц- антагонистов (реципрокные отношения)8, ритмические двигательные (шагательные) рефлексы. Все виды рефлексов могут быть скоординированы (при участии мозжечка), что и лежит в основе спортивного мастерства.

Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий, или фаз:

1. фаза иррадиации (распространения) нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу лишних мышц. Здесь начинается объединение отдельных частных действий в целостный акт.

2. Фаза концентрации нервных процессов, улучшение координации, устранение излишнего напряжения и более высокая степень совершенства внешнего проявления стереотипности движений.

3. Фаза стабилизации -дальнейшая координация и автоматизация движений. Именно автоматизацией отличается навык от умения. Чем проще по структуре навык, тем он прочнее. При большей сложности его требуется много- кратное повторение на протяжении долгих лет. Так, "элементарное" движение вооружённой рукой олимпийская чемпионка по фехтованию Белова на каждой тренировке повторяла по 500 раз!

После прекращения систематической тренировки навык начинает утрачиваться по этому так важна систематичность в учебном процессе. Пропуск одного- двухзанятий по физической культуре (или тренировки) тотчас же сказывается на "качестве" двигательных навыков, не говоря уже о других качествах - силе, выносливости или быстроте. Впрочем, несложные компоненты навыка сохраняются годами (плавание, катание на коньках или велосипеде и др.).

Во всяком случае двигательный акт на всех этапах подготовки выполнения связан интеграцией в ЦНС афферентных (чувствительных) и других факторов. выделено четыре основных фактора: 1) мотивация, 2) память, 3) обстановочная инормация 4) пусковая информация.

Совершенствование двигательной деятельности обеспечивается экономичность энергетических затрат и координацией двигательных и вегетативных функций. Энерготраты снижаются за счет совершенствования техники выполнения упражнений когда "изымаются" лишние движения и лишние двигательные единицы. Совершенствуются и вегетативные функции) главным образом по механизму безусловных рефлексов. Тогда снижаются энергозатраты на обеспечение работы сердца, дыхательных мышц и некоторых других внутренних органов.

Совершенствование двигательной деятельности является основным факто- ром в повышении устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды; при повышенной температуре и влажности воздуха, при пониженной температуре, при пониженном атмосферном давлении и смене поясно-климатических условий

Немалую роль двигательная функция играет на ранних этапах онтогенеза, Особенно в развитии речи и мышления. Действия по управлению собственными движениями в ситуации слежения составляют суть большинства игровых, трудо­вых и спортивных сенсомоторных координации.

Согласно "энергетическому правилу двигательной активности", характер де­ятельности скелетных мышц определяет развитие физиологических систем в он­тогенезе человека.

Циклические упражнения увеличивают продукцию нейропептидов - веществ, играющих важную роль в проявлении психических и других функций, что, по-видимому, составляет материальную основу для нормального психического раз­вития ребёнка.

Двигательная функция повышает устойчивость организма к различным ус­ловиям внешней среды. Так, одним из наиболее заметных физиологических при­знаков тепловой адаптации является снижение ЧСС в покое и при мышечной де­ятельности, увеличение систолического объёма сердца.

Это свидетельствует об экономизации сердечно-сосудистой деятельности. Кроме того, отмечается повышение механической эффективности выполнения физической работы. В процессе тепловой адаптации снижается тонус симпати­ческой нервной системы (уменьшение количества норадреналина в моче), стиму­лируется деятельность эндокринных желёз.

Следует помнить, что степень тепловой адаптации невелика, если человек не выполняет физической нагрузки.

Из практики закаливания известен интерес людей в отношении адаптации к хо­лоду. В России популярен вид закаливания "моржевание"; в Японии "пристрасти­лись" к кратковременному пребыванию в холодильной камере с температурой -120° С. После неё, по-видимому, температура в -30° С для японца является при­знаком жары.

Холодовая акклиматизация заключается в снижении потерь тепла и усилении теплового обмена. Потери тепла в холодных условиях при мышечной деятельно­сти незначительны, т.к. тогда образуется большое количество метаболического тепла. О роли усиления основного обмена (обмена веществ и энергии) говори­лось выше.

Пребывание в среднегорье, где отмечается снижение барометрического дав­ления, вызывает определённые сдвиги в состоянии жизнеобеспечивающих сис­тем. При этом важно знать, что эти сдвиги в конечном итоге приводят к повыше­нию физической работоспособности. Это объясняется увеличением лёгочной вен­тиляции, высоким насыщением О2 крови в лёгочных капиллярах (более 90% ге­моглобина в форме оксигемоглобина), ускоряется транспорт кислорода и эффек­тивность его использования для аэробного образования энергии, изменяются по­казатели крови.

Минимальный период времени для высотной акклиматизации - 7-10 дней на высоте до 2500 м, на высоте 3600 м можно акклиматизироваться за 15-21 день.

Поясно-климатическая адаптация заключается не только в выработке нового

суточного ритма основных жизненных функций, но и в более глубоких процессах на клеточном и тканевом уровнях.

Интересно, что у представителей скоростно-силовых видов спорта и спортигр адаптационные реакции выражены больше, но протекают быстрее, чем у пред­ставителей видов спорта, требующих проявления выносливости.

Одним из механизмов мобилизации работоспособности является усиление адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы.

ПРИМЕЧАНИЯ К ЛЕКЦИИ

1.Соматические функции (от греч. "тело") осуществляются скелетными мышцами. Вегетативные функции: обмен веществ и деятельность органов, его обеспечиваю­щих (кровообращение, дыхание, пищеварение, выделение).

2.Вегетативная нервная система - иннервирует все внутренние органы, подразделя­ется на симпатическую и парасимпатическую, являющиеся антагонистами по сво­ему физиологическому функционированию. В целостном организме при обычных условиях окружающей среды адаптационно-трофическое влияние симпатической нервной системы проявляется в способности понижать или повышать свои функ­ции, но при экстремальных условиях - происходит общее возбуждение. Это при­водит к мобилизации приспособительных и защитных ресурсов всего организма; например, при адаптации к холоду или высокой гипоксии, а также при спортивной тренировке. Парасимпатическая нервная система "обеспечивает" реакции покоя.

3.Метаболиты - специфические и неспецифические продукты метаболизма (обмена веществ и энергии). Например, аденозинтрифосфорная кислота - АТФ, гормоны, ионы и т.п. Ферменты - белки, ускоряющие течение химических реакций.

4.Гуморальная регуляция функций - это химические и физико-химические взаимо­отношения в организме, в основном в его жидких средах: крови, лимфе, межкле­точной жидкости. Деятельность желез внутренней секреции контролируется цен­тральной нервной системой.

5.Рефлекс - реакция организма на раздражение при изменении внешней или внут­ренней среды. Моторно-висцеральные: двигательно-внутренние рефлексы. Сенсомоторные (чувствительно-двигательные) рефлексы: в них участвуют сенсор­ные системы - зрительная, двигательная, вестибулярная, слуховая, осязательная, температурная, болевая.

6.Тахикардия - частые сердцебиения в состоянии покоя, брадикардия - редкие сер­дцебиения (менее 60 ударов в 1 минуту).

7.Доминанта - превалирующий очаг возбуждения в коре головного мозга.

8.Реципрокные отношения - взаимосочетанное действие, когда, например, напряга­ются мышцы-сгибатели, то мышцы-разгибатели расслабляются.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.123 сек.)