Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 11. Налоговые правоотношения. органов письменные разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах.






органов письменные разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах.

Важно отметить, что всю информацию налоговые органы обяза­ны предоставлять налогоплательщикам бесплатно.

Праву налогоплательщиков на получение информации коррес­пондирует обязанность налоговых органов проводить разъяснитель­ную работу о применении законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых ак­тов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлять формы установленной отчетности д разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 части первой НК РФ).

Право на получение информации важно с различных точек зре­ния

Во-первых, получение необходимых для налогообложения све­дений бесплатно снижает расходы налогоплательщиков, косвенно связанные с выполнением обязанности платить налоги и сборы (на оплату консультантов, приобретение литературы и т.п.). Это спо­собствует реализации принципа эффективности налогообложения.

Во-вторых, это право способствует реализации принципа опре­деленности условий налогообложения, поскольку налогоплатель­щик, получая разъяснения по интересующему его вопросу, имеет возможность уяснить требования налогового законодательства.

В-третьих, это право — условие реализации принципа справедли­вости в случае привлечения налогоплательщика к ответственности НК РФ в качестве одного из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, указывает выполне­ние налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом, или другим уполномоченным государственным органом, или их должностными лицами в пределах их компетенции (ст. 111 части первой НК РФ). Отсутствие вины является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение натогового правонарушения (ст. 109 части первой НК РФ)

Право налогоплательщиков на получение информации требует от налоговых органов проведения специальных мероприятий, соз­дания условий реализации этого права1 издания и распространения методических пособий, организации лекций, семинаров, консульта­ционных пунктов и т п НК РФ не устанавливает каких-либо кон­кретных правил в этом отношении. Поэтому Министерство Рос­сийской Федерации по налогам и сборам своими актами определя­ет правила предоставления информационных услуг налогоплатель­щикам1

Право на вежливое и уважительное отношение Налогоплатель­щик имеет право на вежливое и уважительное отношение во всех

1 Ceslmck, Timothy J A Declaratiojn of Taxpayer Rights Tax and Investment Ideas Canada, 1997 P 243

1 См Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам на­логов и сборов Утверждено приказом МНС России от 5 мая 1999 г № ГБ-3-15/120 // Финансовая Россия 1999. № 20

232 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

случаях общения с налоговыми органами, касается ли это ситуа­ций, когда предъявляются требования о предоставлении документа­ции, проводятся проверки, другие контрольные мероприятия, либо в иных обстоятельствах.

Должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представите­лям и участникам налоговых отношений, не унижать их честь и достоинство (ст. 33 части первой НК РФ).

К сожалению, не изжито мнение, что налогоплательщики и на­логовые органы находятся по разные стороны баррикад. Это созда­ет настроение враждебности между участниками налоговых отно­шений. Такая ситуация является следствием бюрократизированной налоговой системы, когда у одной стороны отношений сосредото­чены права, а у другой — обязанности. Надо полагать, что вежли­вые и уважительные отношения участников налоговых отношений будут налаживаться с улучшением общей политико-правовой ситуа­ции в государстве.

Право на беспристрастное применение закона Налогоплательщи­ки имеют право требовать правильного применения закона. Нало­говые органы могут претендовать на уплату налогоплательщиками точных сумм налога, не больше и не меньше тех, которые опреде­лены на основе закона.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов со­блюдения законодательства о налогах и сборах при выполнении ими служебных обязанностей (ст. 21). Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (ст. 32 части первой НК РФ), их должностные лица обязаны действовать в строгом со­ответствии с НК РФ и иными федеральными законами (ст. 33 час­ти первой НК РФ).

Гарантией реализации этого права налогоплательщиков высту­пает, во-первых, установление ответственности должностных лиц и иных работников налоговых органов за неправомерные действия или бездействие. Налоговое законодательство не устанавливает ни­каких специфических мер ответственности именно для должност­ных лиц и сотрудников налоговых органов. Эти меры, общие для всех должностных лиц, установлены трудовым, административным, уголовным законодательством.

Другой гарантией права на точное применение закона является право требовать возмещения в полном объеме убытков (включая упущенную выгоду), причиненных незаконными решениями нало­говых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (ст. 21, 103 части первой НК РФ). Порядок реа­лизации таких требований установлен законодательством.

Важной гарантией права на точное применение закона является возможность самозащиты: налогоплательщик имеет право не вы­полнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным феде-

Глава 11. Налоговые правоотношения

ральным законам. Право не реагировать на незаконные требова­ния — эффективная возможность защищать свои права, требующая осмотрительности и знания законодательства. НК РФ устанавлива­ет ответственность за невыполнение ряда законных требований на­логовых органов: за незаконное воспрепятствование доступу долж­ностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124 части первой НК РФ), непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (ст. 126 части первой НК РФ) и др. Поэтому лицо, отказывающееся выполнять акты и требования на­логовых органов и их должностных лиц, должно быть уверено в не­законности этих требований. НК РФ не содержит никаких правил разрешения конфликта в случае отказа налогоплательщика подчи­ниться незаконным требованиям налоговых органов. В такой си­туации было бы правильным одновременно воспользоваться пра­вом обжаловать решения налоговых органов и действия (бездейст­вие) их должностных лиц, с тем чтобы вышестоящий налоговый орган или суд способствовал разрешению конфликта

Право на признание действий добросовестными. Налогоплатель­щик имеет право на то, чтобы к нему относились как к добросове­стному налогоплательщику, если только нет доказательств обрат­ного.

Статья 108 части первой НК РФ устанавливает, что каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогово­го правонарушения, пока его виновность не будет доказана в пре­дусмотренном федеральным законом порядке и установлена всту­пившим в законную силу решением суда. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и винов­ности налогоплательщика в его совершении, возлагается на нало­говые органы.

Презумпция добросовестности налогоплательщика не сводится только к презумпции невиновности. Самое существенное проявле­ние этой презумпции — в подходах к определению налоговой базы. Так, согласно ст. 40 части первой НК РФ для целей налогообложе­ния принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Кодекс устанавливает исчер­пывающий перечень случаев, когда у налоговых органов есть осно­вания подозревать налогоплательщика в неправильном указании Цены.

Презумпция добросовестности проявляется и при оценке суще­ства заключенных налогоплательщиком сделок, характера деятель­ности налогоплательщика. Уклонения от уплаты налогов нередко совершаются через придание тем или иным сделкам и операциям такого «внешнего вида», который приводит к снижению или осво­бождению от налоговых обязательств. В таком случае подлежит оценивать существо отношений, а не их форму. Однако не исклю-

234 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

чены злоупотребления правом оценивать существо сделок или не­профессиональные подходы к этой проблеме. Чтобы ограничить та­кие проявления и учитывая, что налогоплательщик по общему пра­вилу поступает добросовестно, НК РФ устанавливает, что налого­вые органы не могут в бесспорном порядке взыскивать доначисленные суммы налогов, если доначисление сделано в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации сде­лок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, юриди­ческой квалификации статуса и характера деятельности налогопла­тельщика (ст. 45 части первой НК РФ). Только суд вправе признать сделку притворной или мнимой и определить последствия, в том числе налоговые.

Право на конфиденциальность и невмешательство В ходе реали­зации своих полномочий налоговые органы получают доступ к ин­формации о налогоплательщике. Налогоплательщики вправе рас­считывать, что ставшая известной налоговым органам информация персонального и экономического характера будет использована ис­ключительно в целях, определенных законом.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налогоплательщики вправе требовать соблюдения налоговой тайны (ст. 21 части первой НК РФ), а налоговые органы обязаны ее соблюдать (ст. 32 части первой НК РФ).

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым ор­ганом сведения о налогоплательщике, за исключением перечислен­ного в НК РФ исчерпывающего круга сведений (ст. 102 части пер­вой НК РФ). Интересно отметить, что к налоговой тайне не отне­сены сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах, допущенных налогоплательщиком, и мерах ответственности за эти нарушения. Это объясняется тем, что любому наказанию должна быть присуща превентивная функция. Публикуя сведения о допу­щенных нарушениях и наложенных взысканиях, налоговые органы преследуют цель предупреждения потенциальных нарушителей на­логового законодательства. Однако нередко при этом преследуется и другая цель — дополнительное воздействие на самого налогопла­тельщика. Иногда это делается с заведомым желанием принудить налогоплательщика отказаться от обжалования незаконного реше­ния налогового органа в расчете на то, что преимущества отмены такого решения не превзойдут ущерб для деловой репутации, нане­сенный публикациями.

Такая практика, безусловно, незаконна. Она нарушает требова­ния невмешательства налоговых органов в жизнь и деятельность налогоплательщика. Существом этого требования является то, что при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику (иному обязанному лицу) либо имуществу, находящемуся в его владении, использова­нии или распоряжении (ст. 103 части первой НК РФ).

Право налогоплательщика на невмешательство основано на конституционных положениях о неприкосновенности частной






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.