Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы зоопсихологии.






Вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет и задачи зоопсихологии.

2. Современные представления о развитии психики животных.

3. Место зоопсихологии в системе наук.

4. Методы зоопсихологии.

5. Подходы к классификации научения у животных.

6. Метод наблюдения: основные принципы и виды наблюдения в зоопсихологии.

7. Метод эксперимента: основные принципы, правила и виды эксперимента в зоопсихологии.

8. Лабораторный зоопсихологический эксперимент.

9. Естественный эксперимент в зоопсихологии.

10. Формирующий эксперимент в зоопсихологии.

11. Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения.

12. Современное понимание проблемы инстинкта и научения.

13. Понятие о формах регуляции деятельности животных, основные виды.

14. Внутренние факторы инстинктивного поведения животных.

15. Внешние факторы инстинктивного поведения животных.

16. Структура инстинктивного поведения животных.

17. Инстинктивное поведение и общение у животных: ритуализированное и демонстрационное поведение.

18. Научение как индивидуально приобретенная форма регуляции животных: общая характеристика.

19. Сигнальная форма регуляции деятельности животных.

20. Классификация научения по У. Торпу.

21. Классически обусловленные рефлексы (рефлексы 1-го рода).

22. Развитие психической деятельности животных в пренатальном периоде.

23. Проблема интеллекта животных по К. Э.Фабри

24. Инстинктивная форма регуляции деятельности животных.

25. Социальная организация животных.

26. Генетическое сходство и качественные различия психики животных и человека.

27. Перцептивная стадия развития психики: общая характеристика образа жизни животных.

28. Ранний опыт: облигатное научение и запечатление у животных.

29. Формирование общения в играх: совместные игры и игровая сигнализация у животных.

30. Основные формы жизнедеятельности животных.

31. Познавательная функция игровой активности.

32. Интеллектуальная стадия развития психики: общая характеристика образа жизни животных.

33. Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения у животных.

34. Общая характеристика стадии сознания по Г. Г. Филипповой.

35. Проблема зарождения общественных отношений и членораздельной речи по Г. Э. Фабри.

36. Проблема происхождения трудовой деятельности по Г. Э. Фабри.

37. Развитие психической деятельности животных в раннем постнатальном периоде.

38. Стадии развития психики: подходы и критерии классификации. Классификация по Г. Г. Филипповой.

39. Сравнение онтогенеза человека и высших животных: этапы преобразования.

40. Развитие психической деятельности животных в ювенильном (игровом) периоде.

41. Инструментально обусловленные рефлексы (рефлексы 2-го рода).

42. Совершенствование двигательной активности в играх животных: манипуляционные игры.

43. Сенсорная стадия развития психики: общая характеристика образа жизни животных.

44. Проблема интеллекта антропоидов: критерии интеллекта по А. Н. Леонтьеву.

 

1.Предмет и задачи зоопсихологии

Зоопсихология – наука, занимающаяся изучением психической деятельности животных во всех ее проявлениях. Предмет зоопсихологии можно определить как предмет науки о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто– и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Кроме того, предметом зоопсихологии является происхождение и развитие психической деятельности у животных, а как следствие этого – предпосылки возникновения и развития человеческого сознания.

Объектом зоопсихологии является поведение животных. Кроме зоопсихологии, поведение животных изучают и другие науки, например этология, нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности, бионика. Под поведением животных понимается совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Ученый-зоопсихолог изучает весь комплекс проявлений поведения и психической деятельности животного, рассматривая процесс психического отражения как продукт его внешней активности. При изучении этого процесса он никогда не ограничивается только поведением животного, стараясь рассмотреть весь психический аспект возникновения и развития именно этого типа поведения.

Рассматривая объект зоопсихологических исследований – поведение животных, следует указать на то, что зоопсихология в отличие от классической психологии, где всего один объект исследований – человек, имеет огромное количество объектов, число которых до сих пор достоверно неизвестно. Ежегодно в мире описываются сотни новых видов животных. Каждый вид имеет свои биологические, а следовательно, и психические особенности, поэтому для создания более или менее полной базы зоопсихологических данных надо тщательно исследовать хотя бы по одному представителю семейства, а в лучшем случае – и рода. Однако современные зоопсихологи весьма далеки от этой цели, так как обстоятельно и достоверно изучены только несколько десятков видов насекомых, рыб, птиц и млекопитающих, а о поведении подавляющего большинства видов имеются лишь обрывочные сведения. В современной психологии термин «животное» можно употреблять только в сравнительно-психологическом понимании, когда речь идет о низких уровнях организации психики в целом.

Следует более подробно остановиться на понятиях, которыми часто оперируют зоопсихологи, а именно: психика, поведение и психическая деятельность животных.

 

2. Современное представление о

развитии психики животных можно охарактеризовать следующими положениями:

1) Основной принцип - эволюционный. Более совершенные в эволюционном плане

таксоны (систематические группы) животных обладают потенциальной

возможностью к более совершенному отражению;

(Следует помнить, что таксоны современных животных представляют собой

конечные этапы эволюционного процесса и их взаимное расположение по уровню

развития - относительное понятие).

2) В рамках близких таксонов фактором, определяющим уровень психического

отражения, выступает образ жизни животного;

3) Существует единство и взаимосвязь строения и функции: не только строение

определяет функцию, но и функция - строение;

4) Развитие психики связано с развитием нервной системы и органов чувств -

вынесенных элементов нервной системы, снабженных дополнительными

морфологическими структурами. Параллельно с развитием нервной системы

развитие психики связано с развитием защитных оболочек и механизмов, функция

которых направлена на защиту от действия стимулов внешней Среды. “ В ходе

развития и строение нервной системы животных, и ее психофизические функции

выступают и как предпосылка, и как результат изменяющегося в ходе развития

образа жизни”. (Рубинштейн, Основы общей психологии).

5) Появление новых структур или функций, второстепенных в более низких

таксонах, становится определяющим признаком в более высоких таксонах. Скачок

нового качества отражения определяется внутри предшествующей стадии. Новые

структуры могут быть не обязательно связаны со строением нервной системы.

Так, одной из предпосылок возникновения нервной системы явилось образование

эпителия как способа защиты от воздействия внешнего мира.

(Пример: истерия у наиболее “умных” млекопитающих, возникающая в случае

неспособности решить сложную задачу.)

6) Для живого организма защита от стимула представляется более важной

функцией, чем ассимиляция стимула.

3. Место зоопсихологии в системе наук. 1. Сравнительная психология по Ярошевскому - направлениеисследований, в которых сопоставляются способности к обучению животныхразличных эволюционных ступеней развития. Это наука о закономерностяхпроисхождения и развития психики животных и человека. Об общем и различном в ихпсихической деятельности.2.Эталогия - наука, объединяющая общие биологические и зоологическиеподходы к поведению животных. Этологов поведение животных интересует, какэкологический фактор и, как фактор приспособления животных к условиям среды.Изучая поведение животных, этологи выделяют генетически фиксированныекомпоненты поведения, которые являются устойчивыми и на основании этого, определяют существующую классификацию животных. Зоопсихологи изучаютпсихические особенности поведения. Этологи биологические. Этологи изучаютповедение животных в естественных, природных условиях обитания. Груминг -перебирание волос обезьянами (показ предпочтения перед высшей особью). 3. Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) - изучают нервныепроцессы в головном мозге, спинном мозге при поведении животных.

Методы зоопсихологии.

Методы зоопсихологических исследований разнообразны, но все они в целом сводятся к постановке перед животными определенных задач. Большинство из этих методов разработаны еще в начале XX в., и с тех пор с успехом применяются в большинстве зоопсихологических лабораторий.

1)Метод лабиринта. Основная задача для животного – найти путь к цели, которая непосредственно им не воспринимается. Конечной целью может служить как пищевая приманка, так и убежище, половой партнер. В случае заметного отклонения от цели может применяться наказание животного. Самый простой лабиринт имеет вид Т-образного коридора или трубки. При правильном выборе поворота животное получает награду, при неправильном повороте – наказывается. Более сложные лабиринты складываются из различных комбинаций Т-образных элементов и тупиков, заход в которые расценивается как ошибки животного. Результаты животного оцениваются по числу совершенных им ошибок и скорости достижения конечной цели. Метод лабиринта весьма популярен в зоопсихологических исследованиях. С его помощью можно изучать как вопросы, связанные со способностью животногокнаучению, такипроблемы пространственной ориентации, в частности роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, формирование чувственных обобщений и многие другие.

2)Другой не менее популярный метод зоопсихологических исследований получил название метод обходного пути. Здесь для достижения цели животному необходимо обойти одну или несколько преград. В отличие от метода лабиринта конечная цель непосредственно воспринимается объектом на протяжении всего пути. При оценке учитываются скорость и траектория движения животного при обхождении преграды. Известный российский зоопсихолог Л.В. Крушинский (1911–1984, «Формирование поведения животных в норме и патологии», 1960; «Биологические основы рассудочной деятельности», 1979; «Проблемы поведения животных», 1993) немного модернизировал данный метод и с успехом использовал его при изучении способности разных видов животных к экстраполяции (см. следующие разделы).

3)Метод дифференцировочной дрессировки направлен на выявление способности животного к различению нескольких объектов или признаков. Правильный выбор вознаграждается, в случае ошибки применяется наказание. Постепенно уменьшая различия между объектами, можно выявить пределы их дифференцировки теми или иными животными. С помощью этого метода можно получить сведения, характеризующие особенности зрения у животных изучаемого вида. Данный метод применяют для изучения процессов формирования навыков, памяти, способности к общению. В последнем случае, увеличивая различия последовательно предъявляемых объектов, выявляют способность животного ориентироваться по отдельным общим признакам этих объектов.

4)Метод выбора на образец – одна из разновидностей вышеописанного метода. Животному предлагается сделать выбор среди различных объектов, ориентируясь на определенный образец. Правильный выбор вознаграждается. Метод используется для изучения сенсорной сферы животных.

5)Метод проблемного ящика (проблемной клетки). В процессе эксперимента животное должно с помощью различных приспособлений (рычаги, запоры, педали, щеколды и т. п.) выйти из закрытой клетки или, напротив, проникнуть в нее. Иногда применяются запертые шкатулки, внутри которых лежит лакомство: животному предлагается извлечь его, отперев замки. Эксперимент можно усложнить – в этом случае запоры открываются в строгой последовательности, которую животное должно выучить. С помощью этого метода исследуются сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных. Чаще всего он используется при изучении поведения животных с развитыми хватательными конечностями, например крыс, обезьян, енотов. Эксперименты служат в первую очередь для выявления высших психических способностей животных.

6)В ряде экспериментов изучается применение животными (особенно обезьянами) разных типов орудия. Например, с помощью палки животное должно подтянуть к себе лакомство, отодвинуть недоступную задвижку, привести в действие какой-либо механизм. В ряде экспериментов с человекообразными обезьянами используются ящики и другие предметы, из которых они должны соорудить «пирамиды», чтобы достать высоко подвешенный плод. И в этом случае наибольшее значение имеет анализ структуры предметной деятельности животного в ходе решения задачи.

7)Кроме этого, в зоопсихологических исследованиях применяется анализ обычного манипулирования различными предметами, не подкрепляемый никакой наградой. Изучение такого поведения позволяет делать выводы об игровом поведении животных, ориентировочно-исследовательской деятельности, способностях к анализу и синтезу и некоторых других факторах, позволяющих пролить свет на ранние стадии эволюции человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.